Мало кто знает, но возможно догадывается, что в задних тормозах автомобиля ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и ВАЗ 21099 имеется определенный зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном.
Такой зазор позволяет избежать постоянного контакта фрикционных накладок тормозных колодок и внутренней рабочей поверхности тормозного барабана. Что бы избежать подтормаживание (подклинивания) колес при движении автомобиля. Которое приводит к быстрому износу фрикционных накладок и увеличению расхода топлива из-за повышенного сопротивления при качении.
Так же зазор в задних тормозах дает возможность тормозным колодкам оперативно срабатывать при торможении.
Разберемся как отрегулировать этот зазор, что бы избежать возникновения перечисленных проблем с тормозами.
Оригинал (полную версию) этой статьи смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Регулировка зазора в задних тормозах ВАЗ 2108, 2109, 21099".
Как выставить зазор между колодками и барабаном в задних тормозах автомобиля ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099?
С регулировкой зазора все на самом деле очень просто. Так как тормозные механизмы задних колес автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеют устройство автоматической регулировки зазора между накладками колодок и барабанами. То есть регулировать практически ни чего не нужно.
Посмотрим что представляет собой и как работает это устройство.
1. Что такое устройство автоматической регулировки зазора в задних тормозах?
Устройство автоматической регулировки зазора в задних тормозах автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой два стальных (упорных) кольца с прорезями, установленных с натягом внутри цилиндра тормозного механизма каждого из задних колес. Кольца крепятся винтами к поршням цилиндров с зазором 1,25 - 1,65 мм. Усилие сдвига колец 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок.
2. Как работает устройство автоматической регулировки зазора в задних тормозах автомобиля?
Происходит это следующим образом.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, поршни цилиндров задних тормозов, под давлением тормозной жидкости в системе, выдвигаются из корпусов. И при этом выбирают зазор у упорных колец 1,25 - 1,65 мм.
Поршни прижимают тормозные колодки и их накладки к тормозным барабанам. Происходит торможение.
После отпускания педали тормоза, поршни, под действием стяжных пружин колодок, утапливаются обратно во внутрь цилиндров. Где прижимаются к упорным кольцам.
При этом усилия стяжных пружин тормозных колодок не хватает что бы дальше сдвинуть кольца во внутрь цилиндров.
В результате зазор между накладками колодок и тормозным барабаном сохраняется.
По мере износа тормозных колодок поршни сдвигают кольца внутри цилиндров в разные стороны. На величину износа. И весь механизм автоматической регулировки зазоров задних тормозов работает на новом месте так как описано выше.
3. Неисправности устройства автоматической регулировки зазора в задних тормозах.
При сильном износе задних тормозных колодок и тормозных барабанов автоматическое устройство может слишком выдвинуть поршни из тормозных цилиндров. Это чревато как минимум подтеканием тормозной жидкости из цилиндров. А как максимум - внезапным неожиданным выходом из строя тормозной системы.
Все потому, что на автомобилях с пробегом "зеркало" внутри цилиндров уже наверняка покрылось ржавчиной. Из-за попадания воды в тормозную жидкость. А так же уплотнительные колечки на поршнях скорее всего подстерлись. То есть герметичность тормозных цилиндров нарушена.
Что бы избежать появления таких проблем с тормозной системой автомобиля рекомендуется периодически проверять состояние задних тормозных колодок, тормозных барабанов и тормозных цилиндров задних колес автомобиля. И своевременно устранять имеющиеся неисправности.
Помимо этого необходимо проверять, что бы не был перетянут трос "ручника". Так как в таком случае колодки будут постоянно прижаты к тормозным барабанам и автоматическое устройство работать не будет.
Для проверки поддомкрачиваем и вывешиваем оба задних колеса автомобиля. Вращаем колеса. Они должны вращаться свободно, не подтормаживаться сильно разведенными в процессе регулировки колодками. См. "Регулировка привода стояночного тормоза («ручника») на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099".
Примечания и дополнения
- В случае, когда зеркало цилиндра изношено (коррозия, механические повреждения), упорные кольца могут закиснуть и не перемещаться под усилием поршня. Тормозные колодки при этом перестанут плотно прижиматься к барабану. Эффективность в результате торможения снизится. В таком случае необходимо заменить тормозные цилиндры на новые, парой и поменять тормозную жидкость.
- Износ тормозных колодок в паре с изношенным барабаном (на котором выработка эллипсом) часто приводит к биению при торможении.
- Замена задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 производится парой (сразу в тормозных механизмах обеих задних колес автомобиля). При их замене следует соблюдать некоторые особенности которые обеспечат правильное выполнение этой работы. Подробно об этой работе в статье "Замена задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099".
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Зачем нужен регулировочный болт вакуумного усилителя тормозов?
- Особенности замены тормозного цилиндра суппорта переднего колеса
- Какой ключ нужен для отворачивания штуцеров и наконечников трубок тормозной системы?
- Сколько щелчков ручника должно быть на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099