Найти в Дзене
Алексей Пермяков

14.2 О боли.

Рассуждения о смерти или страхе перед ней кажутся несколько схоластическими и довольно противоречивыми. Смерть закрыта от прямого познания. Но что любопытно, противоречия еще более обострятся, когда мы начнем рассуждать о дальней родственнице смерти - боли. В этом мире боли вполне себе достаточно. И, она вполне доступна для апробации на себе. В чем противоречивость? Казалось бы, суть и смысл боли прост и незатейлив. Это сигнал неприемлемости ситуации. Убирай ситуацию и уберешь боль. Но, человеческий разум нашел приличное количество способов убирать не причину, а следствие. И тут начались проблемы: - Если человек уменьшил свою боль или сумел «отгородиться» от боли чужой, то ее вовсе не становится меньше. - Избавляя себя от боли, мы даем себе возможность вести себя неприемлемо. Добавим к этому, что избавление от боли иногда может, вообще, отменить сам предмет боли. Мрачный юмор в духе хирурга: «болит рука – так давай ее отрежем!» - Кстати, отгораживаясь от своей боли мы можем упустить, и

Рассуждения о смерти или страхе перед ней кажутся несколько схоластическими и довольно противоречивыми. Смерть закрыта от прямого познания. Но что любопытно, противоречия еще более обострятся, когда мы начнем рассуждать о дальней родственнице смерти - боли. В этом мире боли вполне себе достаточно. И, она вполне доступна для апробации на себе.

В чем противоречивость? Казалось бы, суть и смысл боли прост и незатейлив. Это сигнал неприемлемости ситуации. Убирай ситуацию и уберешь боль. Но, человеческий разум нашел приличное количество способов убирать не причину, а следствие.

И тут начались проблемы:

- Если человек уменьшил свою боль или сумел «отгородиться» от боли чужой, то ее вовсе не становится меньше.

- Избавляя себя от боли, мы даем себе возможность вести себя неприемлемо. Добавим к этому, что избавление от боли иногда может, вообще, отменить сам предмет боли. Мрачный юмор в духе хирурга: «болит рука – так давай ее отрежем!»

- Кстати, отгораживаясь от своей боли мы можем упустить, и, скорее всего и упустим момент, когда Боржоми пить будет пить несколько поздновато. Ьогда придется раньше времени познакомиться с родственницей.

- Избавление от непереносимой боли, помимо прочего, ослабляет генофонд. Обреченные смерти выживают и дают все более слабое потомство. Но, попробуй объяснить, например, родителям, что они должны пожертвовать ребенком ради живучести вида. В лучшем случае, автор не исключение, повертят у виска. Тем не менее, жизнестойкость поколений, наших дедов и родителей и наших детей и внуков – настолько разная, что становится крайне неуютно. И, пока даже не видно никакого выхода. Мы все более и более становимся таблеткозависимыми. А ирония про легальный или нелегальный оборот наркотиков становится все более и более мрачной. И то, что препараты, без которых мы не можем существовать это легальный оборот, утешает крайне слабо. Пока у меня в голове только крайне половинчатое и достаточно уязвимое, хотя и рабочее предложение. С установления сознательного возраста и минимальной самостоятельности, тот, кто хочет дать потомство, помимо всего прочего, должен сделать выбор между детьми и таблетками. Т.е. ты пьешь таблетки и отказываешься производить потомство или рискуешь собою (только собою!), отказываясь от таблеток. По крайней мере, такая евгеника морально более оправдана. Не заставляя улучшаться других, ты сам и только себя приносишь в возможную жертву жизнестойкости вида. Не стоит меня критиковать, я сам понимаю – что и тут все тоже крайне непросто. Предложите что-либо лучше естественного отбора.

Так что «Эпикур (см. Монтеня) прав, когда говорит, что богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими». С любой проблемой, все то же самое. Вспомнился наш фантаст Ефремов, в одном из романов жестко критиковавшем идею «сыворотки боли». Суть критики была в том, что применение подобной сыворотки для ее изучения неотделимо от ее причинения, что безнравственно «вообще». Боли вполне достаточно для ее изучения так сказать в «естественном» виде – нет необходимости изобретать дополнительный способ. Наконец мир несовершенен и «сыворотка боли» могла бы попасть в недостойные руки. Как понятно – обезболивающая сыворотка несет ничуть не меньше проблем. Так, «победив» боль мы заменили ее целым букетом проблем, от сверхболи, которую «не берет» никакой анальгетик, до наркомании, которая уничтожает суть личности не трогая, до времени, ее форму. И уж точно, бесчувственный к боли никогда не сможет понять боль чужую. Вот сразу сколько вылезает демонов из бутылочки с благим, в общем-то намерением.

Важен и момент боли, связанной с переживаниями, болезнями духа. Уменьшение физических нагрузок с лихвой перекрыто переживаниями по поводам, перечисление которых рискует занять пару страниц. Кстати говоря, с возрастом прекрасно обучаешься психовать и вовсе без повода. И, наиболее интересно то, что если с «физическими» причинами боли и смерти человек научился справляться или отодвигать срок, то с «духовными» получилось как бы не наоборот. Подмена церкви армией шарлатанов, скорее всего не была целенаправленной, но, результат налицо. Интересно, что и ислам, и другие, менее пострадавшие от торгашей религии, борются с этими мошенниками вяло и пока довольно безуспешно. Как вывод, количество людей с проблемами психики стало катастрофически велико. Интересно, проблему могли бы решить и даже немного решают психологи. Но тут свой подводный камень. Если таскать пациентов к психологам принудительно, то все быстро выродится в полную чушь и дискредитацию идеи. Но, целая история затащить человека, особенно, если его проблемы не запущены и не доведены до кипения. Когда уже почек нет, а противный «Боржоми» - почему-то вовсе не действует.