Жанр боевых искусств — это поджанр в более широкой категории боевиков, и это отличное место, чтобы увидеть потрясающие трюки, впечатляющие рукопашные схватки и креативную хореографию. Когда фильм о боевых искусствах взлетает, мало что еще может быть столь же захватывающим или развлекательным с кинематографической точки зрения, и поэтому редкий фильм о боевых искусствах, которому удается быть по сути идеальным на всем протяжении, стоит того, чтобы его искать.
Вот что в конечном итоге делают следующие фильмы: они показывают великолепные боевые сцены к ним невероятно трудно придраться. Все перечисленные ниже фильмы можно считать одними из лучших фильмов о боевых искусствах всех времен, и хотя есть бесчисленное множество других замечательных фильмов, не включенных ниже (слишком много достойных упоминания, чтобы перечислять их здесь), все эти фильмы являются отличными отправными точками для тех, кто хочет глубже погрузиться в жанр боевых искусств.
____________________________
Харчевня Дракона / 'Dragon Inn' (1967)
Кинг Ху был действительно королем жанра боевых искусств, если говорить о режиссерах, сняв несколько очень влиятельных и захватывающих фильмов – особенно в конце 1960-х и начале 1970-х годов – которые проложили путь для будущего жанра. Из его фильмов, наиболее доступным и динамичным, вероятно, является Dragon Inn, с его историей о воинах, работающих, чтобы защитить преследуемых детей генерала, которого только что убили.
Dragon Inn устанавливает ставки в самом начале, создает немало напряжения в течение первого акта, а затем демонстрирует удивительное количество действий для фильма его возраста в последних двух. Кинг Ху мог бы снять более впечатляющие и амбициозные фильмы позже в своей карьере (подробнее об одном из них чуть позже), но Dragon Inn — его самый чистый и, возможно, самый веселый фильм, и имеет определенное вневременное качество как полноценный боевик/приключенческий фильм.
____________________________
Рейд / 'The Raid' (2011)
Жанр боевых искусств, вероятно, был на пике своей популярности в 1970-х годах, но он никогда полностью не исчезал, и в 21 веке кинематографисты все еще находят способы продвинуть этот бренд боевиков вперед. «Рейд» — один из лучших примеров фильма о боевых искусствах, превосходящих и впечатляющих, будучи неумолимо развивающимся — и чрезвычайно жестоким — фильмом о битве за выживание внутри жилого комплекса, населенного опасными преступниками.
У него был сиквел в 2014 году, который, возможно, был даже лучше, в некоторых отношениях, или, по крайней мере, имел более высокие максимумы... но The Raid 2 был очень амбициозным и, возможно, немного раздутым в некоторых частях, что делает The Raid немного более самодостаточным и, возможно, более близким к «идеалу» для того, чем он является, даже если The Raid 2 является совершенством боевых искусств в другом смысле. The Raid — это серьезный и не для слабонервных, но тем, кто хочет современного экшена, который является жестоким и заставляет грызть ногти, не стоит искать дальше.
____________________________
36 ступеней Шаолиня / 'The 36th Chamber of Shaolin' (1978)
Немногие фильмы уделяют тренировкам столько внимания, как «36 ступеней Шаолиня», который также может считаться одним из лучших фильмов Shaw Brothers, когда-либо снятых (студия выпустила множество классических фильмов о боевых искусствах). «36 ступеней Шаолиня» — это фильм о молодом человеке, который тренируется, чтобы стать великим мастером боевых искусств ради выживания и мести, после того как ему чудом удается избежать нападения, в результате которого погибают многие его союзники.
Тренировочные сцены длинные, но бесконечно развлекательные, и наблюдать, как главный герой медленно становится сильнее и в конечном итоге превращается в сверхмощную силу природы к концу фильма, в высшей степени приятно. Он хорошо развивается как фильм и предлагает несколько великолепных боевых сцен к концу. «36 ступеней Шаолиня» является одним из лучших фильмов о боевых искусствах десятилетия.
____________________________
Пьяный мастер 2 / 'Drunken Master II' (1994)
Мало кто может утверждать, что вдохнул столько жизни в жанр боевых искусств, как Джеки Чан. Он начал свою карьеру в 1970-х, став звездой к концу десятилетия, а затем продвинулся еще дальше в 1980-х, и, возможно, его лучшим фильмом стала «Полицейская история» (1985), которая смешала боевые искусства, комедию и криминал. Однако из его чистых/более старомодных фильмов о боевых искусствах « Пьяный мастер II» 1994 года, возможно, является величайшим.
Это комедийный боевик, который, тем не менее, не скупится на довольно жестокие боевые сцены, которые нарастают по мере развития фильма. Повествование Drunken Master II — включающее семейную драму и квест по защите китайских артефактов от иностранцев — является поводом для множества действий, и все это доставляет, с бесконечно потрясающими трюками, убедительными рукопашными схватками и никогда более энергичным Джеки Чаном, который абсолютно сияет в центре всего этого.
____________________________
Крадущийся тигр, затаившийся дракон / 'Crouching Tiger, Hidden Dragon' (2000)
Крадущийся тигр, затаившийся дракон не получал ничего, кроме похвалы на протяжении почти четверти века, но, тем не менее, заслуживает всего этого, потому что это захватывающий и мастерский материал. В мире фильма и персонажах, которые его населяют, есть богатство, все они хорошо функционируют в довольно простом повествовании, в котором разные люди пытаются выследить украденный меч.
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» — это не просто фильм о боевых искусствах, это также захватывающий романтический фильм, обширный приключенческий фильм и даже фэнтези. Энг Ли как режиссер исключительно хорошо справляется со всем этим, а актерский состав — включая таких суперзвезд, как Мишель Йео, Чоу Юнь-фат и Чжан Цзыи — великолепен, а «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» может похвастаться одними из лучших боевых сцен в истории кино.
____________________________
Боец с шестом / 'The 8 Diagram Pole Fighter' (1984)
Фильм, который нравится поклонникам классического кино о боевых искусствах, но все еще кажется немного недооцененным, в целом, The 8 Diagram Pole Fighter взрывной, дикий и зрелищный во всех правильных отношениях. Как и вышеупомянутая The 36th Chamber of Shaolin, The 8 Diagram Pole Fighter играет Гордон Лю, и повествования, найденные в каждом из них, в некоторой степени похожи, так как The 8 Diagram Pole Fighter показывает нападение на семью, в которой выжили только двое: разлученные братья, каждый из которых поклялся отомстить.
Те, кто хочет непрерывного действия, возможно, не найдут ранние части The 8 Diagram Pole Fighter столь же удовлетворительными, но то, как он заканчивается, сделает его достойным ожидания для тех, кто интересуется неистовыми и кровавыми боевыми искусствами. Финальный акт недооцененного фильма о боевых искусствах просто не замедляется и не берет пленных, что делает его бесспорной классикой своего жанра от начала и до конца.
____________________________
Всё везде и сразу / 'Everything Everywhere All at Once' (2022)
Возможно, немного похоже на «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», несправедливо называть «Всё везде и сразу» «просто» фильмом о боевых искусствах… хотя в обоих фильмах есть потрясающие сцены с боевыми искусствами, а Мишель Йео играет главную роль – и преуспевает – в обоих. «Всё везде и сразу» – это также научно-фантастический фильм, семейная драма, приключенческий фильм и абсурдистская комедия (не говоря уже о победителе в номинации «Лучший фильм»), со всеми его тонами и разными жанрами, делающими название подходящим.
Это фильм о вселенной и за ее пределами, которые находятся в смертельной опасности, что приводит к тому, что один маловероятный герой должен подключиться к различным версиям себя по всей мультивселенной, становясь сильнее и, как мы надеемся, спасая всех в результате. Everything Everywhere All at Once идеально умный и идеально глупый, находясь повсюду, но каким-то образом собираясь во что-то, что кажется чрезвычайно эмоциональным и удивительно идеальным.
____________________________
Касание Дзен / 'A Touch of Zen' (1971)
Несмотря на то, что Dragon Inn был великолепен, A Touch of Zen Кинга Ху, вероятно, является величайшим достижением режиссера, будучи тихим, созерцательным, долгим, в конечном итоге захватывающим и, несомненно, амбициозным боевым искусством. Он длится три часа, но заслуживает каждую из своих многочисленных минут, рассказывая историю о женщине, убегающей от злых сил, которая начинается с малого, но впечатляюще разрастается по мере развития событий.
В «Касание Дзен» не так много экшена в течение первого часа, но когда бои начинаются, они захватывающие и прекрасно сняты. Это терпеливый экшен-эпос, потенциально сопоставимый с чем-то вроде «Семи самураев». Оба приберегают экшен для второй половины, но заставляют такой подход работать, особенно потому, что оба фильма отлично справляются с погружением зрителей в мир и привязыванием их к персонажам, которые позже сталкиваются с серией физических конфликтов.
____________________________
Убить Билла / 'Kill Bill: Vol. 1' (2003)
Квентин Тарантино явно любит старые фильмы о боевых искусствах и не жалел средств, чтобы отдать дань уважения жанру в «Убить Билла», особенно в первой части эпической дилогии о мести. В фильме женщина, известная как Невеста, проворачивает амбициозную ярость мести против титульного Билла и его многочисленных сообщников, со всеми из которых она работала до того, как попыталась сбежать от их жестокого образа жизни, который они не очень-то одобряли.
В Kill Bill Vol. 1 много кровопролития и насилия перед финальным актом, но именно расширенная сцена с фехтованием и боевыми искусствами ближе к концу фильма делает его легендарным боевиком. Это фильм, который берет то, что работает в классическом боевике/боевом кино, и оживляет его для 21-го века, и он почти так же идеален, как и оммажи/кинематографические ремиксы.
____________________________
Выход Дракона / 'Enter the Dragon' (1973)
Последним завершенным фильмом Брюса Ли стал определяющий десятилетие фильм «Выход дракона» — фильм о турнире по боевым искусствам с темной тайной, который был выпущен вскоре после того, как суперзвезда трагически погибла в возрасте всего 32 лет. Даже несмотря на короткую карьеру мастера боевых искусств/актера, Брюс Ли был невероятно успешным и влиятельным, и «Выход дракона» — лучшая демонстрация его талантов и харизмы .
Это странный и всегда захватывающий фильм, который движется вперед гораздо быстрее, чем многие боевики 1970-х годов, и постоянно находит способы удивить и развлечь. Это хорошо продуманный и бесконечно захватывающий фильм о боевых искусствах, ощущающийся как шпионский триллер, спортивный фильм и полноценный боевик в одном, а «Выход дракона» чудесным образом заставляет все это работать и ощущается идеальным от начала до конца.