Ностальгические чувства я испытываю к древней бондиане, поэтому буду писать на неё обзоры, даже если никто их больше не прочитает. Третья серия на очереди.
«Голдфингер». 3-й фильм бондианы. Великобритания, 1964. Режиссер Гай Хэмилтон.
Сюжет: Бонд против миллионера Аурика Голдфингера, одержимого золотом. Голдфингер задумал ограбить Форт-Нокс – хранилище золотых слитков США, причем весьма неординарным способом.
В роли Бонда: Шон Коннери.
Главный злодей: Аурик Голдфингер.
Девушка Бонда: летчица Пусси Галор (Онор Блэкман).
Локации: Майами, Кент, Лексингтон.
Культовые сцены: «золотая девушка», атака на Форт-Нокс, Бонд против лазера.
Саундтрек: Shirley Bassey, Goldfinger.
Отыграв в «Из России с любовью» тему красной угрозы (и притягательности советских женщин), авторы вернулись к старым пугалам. Сюжет «Голдфингера» перекликается с «Доктором Ноу» двумя мотивами: коварные китайцы и радиация. Угроза глобальна, но (спойлер) Бонд всех спасёт.
«Голдфингера» часто называют одной из лучших серий бондианы, и есть за что: Хэмилтон, сменивший Янга в режиссёрском кресле, умудрился совместить динамичность с неторопливостью. Здесь больше погонь на машинках и драк, чем в предыдущих частях, но без лишнего мельтешения (чем, увы, грешат некоторые поздние фильмы о Бонде). Вместе с тем Хэмилтон сделал ставку на иронию. «Голдфингер» полон забавных эпизодов: злодей, вылетающий в иллюминатор, Бонд в гидрокостюме поверх смокинга, их пикировки с Голдфингером – всё это будет процитировано и спародировано в других фильмах. Персонажи с удовольствием шутят (чаще о золоте), да и сам злодей – рыжий безбровый толстяк в гетрах – очевидно комичен. Не знаю, кто из создателей решил похихикать на грани фола, наградив девушку Бонда изысканным именем Пусси Галор (вроде бы рассматривался более вегетарианский вариант – Китти), но они не прогадали. Сюжет «Голдфингера» забывается куда быстрее, чем несравненная Пусси. Раз уж мы о ней упомянули, давайте про дам и поговорим.
Итак, Пусси по сравнению с Таней («Из России с любовью») и Ханни («Доктор Ноу») гораздо активнее. Она: а) не выплывает из предлагаемых обстоятельств, а меняет их в свою пользу; б) дорожит профессией (Таня просто прилагалась к должности, а Ханни вовсе ловила ракушки); в) перед Бондом не млеет. Кротких взглядов 007 от Пусси не дождался, только сеанс дзюдо в стоге сена. Весь фильм Пусси упакована в кокетливые брючки, у неё стильная короткая стрижка и отрывистые реплики. Онор Блэкман на момент съёмок стукнуло 39 лет, так что актриса вошла в историю как самая взрослая из девушек Бонда. По-моему, всё это делает Пусси Галор прекраснее золотого запаса Форт-Нокса.
Кроме Пусси и эпизодических красоток, в «Голдфингере» отметились ещё две девы – Джилл и Тилли Мастерсон. Обе более бледными мазками продолжают генеральную линию партии Пусси. Своенравные, резковатые, у одной даже винтовка есть. Ширли Итон, сыгравшей Джилл, выпал счастливый билет: экранного времени минут семь, а образ «золотой девушки» застыл в бондиане на веки вечные, как муха в янтаре. Много лет спустя его не без шика процитируют в другой серии, потом доберёмся.
Ещё две важные тенденции, наметившиеся в «Из России», продолжаются в «Голдфингере»: это яркие душегубы второго плана и роль Q.
Аурик Голдфингер, даже названный в честь золота (aurum), интересный герой, но немножко плоский. Мучим ненормальным аппетитом к деньгам, как старуха-процентщица, вот и все дела. Его подручный, упитанный кореец Оджоб, любопытнее. Во-первых, у него есть волшебное оружие – летающая шляпа, острая как секатор. Во-вторых, с оджобова лица не сходит блаженная улыбка. То ли садист, то ли головой скорбен, не поймёшь. Еще и преданность хозяину, выходящая за рамки здравого смысла – это я о финале.
Что касается Q, то в «Голдфингере» он прикатил Бонду аж целый автомобиль с пуленепробиваемыми стёклами, резервуаром для выброса масла на дорогу и катапультой. Подозреваю, что эти кулибинские поделки умиляли даже в 1964 году, а сегодня тем более. Отношения Q и 007, скорее нейтральные в предыдущей части, развиваются: один закатывает глаза и хочет побыстрее сбежать, второй читает лекции о бережном отношении к казённому имуществу. Мотив хоть и однообразный, но задорный, поэтому повторён будет не раз.
И пару слов о саундтреке. Ширли Бэсси для бондианы человек практически родной: она исполнила заглавные песни к трём сериям, и это рекорд. Goldfinger несколько недель продержался в чартах. Мелодия хорошая, но к тексту у меня вопросы. Опасайся золотого сердца, красотка, не верь словам, поцелуй мистера Голдфингера смертелен и всё такое. Не то чтобы я сужу по внешности, но рыжий пирожочек и роковые поцелуи очень плохо сочетаются.