Найти в Дзене

За гранью жизни: история Самаэля, ангела смерти

Оглавление

У ложа умирающего вдруг появилась высокая тёмная фигура. В сумраке комнаты она выглядела особенно жутко. «Кто ты?» – едва слышно проговорил старик, лежащий на постели. Ответа не последовало. Но только теперь из-под чёрных складок одеяния незнакомца что-то блеснуло. «Я знаю, ты – моя смерть, – прошептал больной. – Так забери же меня скорее».

Словно бы выполняя последнюю просьбу, неизвестный сделал быстрое движение рукой. Даже в темноте стало видно, что он сжимает в пальцах кривой с зазубринами меч. С этим оружием он подходил к старику всё ближе. Тот же, ещё недавно просивший о смерти, теперь с ужасом глядел на своего незваного гостя: «Самаэль, ты ли это? Не надо, Самаэль!». Так кем же был этот жуткий Самаэль? И почему он принадлежал к тем силам, которые способны творить не только зло, но и добро?

Искуситель Самаэль

Самаэль – один из самых противоречивых ангелов в авраамических религиях. Если взглянуть на его образ поверхностно, то увидим нечто вроде дьявола. Он действительно стоит во главе злых сил и всегда готов нести тьму и горести людям. Но, с другой стороны, и от Самаэля есть большой прок. Он – часть сложной системы верований, которые появились в далёкой древности. Это такая себе «шестерёнка», обеспечивающая действие многих других «механизмов».

Итак, давайте начнём с истоков. Упоминания об этом создании встречаются и в иудаизме, и в исламе, и в христианстве. При этом Самаэль присутствует в сцене изгнания Адама и Евы из Эдемского сада.

-2

Что интересно, его имя состоит из двух основ, которые можно перевести как «яд» и «бог». Именно поэтому его нередко сравнивают со змеем-искусителем. Он обладает большим могуществом, но творит далеко не добрые дела. Если так можно выразиться, сферой деятельности Самаэля являются грешники. И вот их-то он всегда готов искушать, соблазнять и испытывать.

Несмотря на то, что образ Самаэля, даже сильно постаравшись, нельзя описать как положительный, именно он считался князем и ангелом-покровителем Рима. Это же стало причиной отождествления Самаэля с христианской религией (в понимании иудеев). Поскольку Рим выступал своего рода религиозным «оппонентом» Израиля, то и Самаэль в иудейской традиции приобрёл поистине демонические черты.

-3

Противник архангела

Согласно преданиям, Самаэль изначально был крайне влиятельным ангелом. Он не обладал огромной властью, однако в некоторых текстах называется главным помощником Бога. После того как отдельные ангелы, в том числе и Самаэль, взбунтовались против Создателя, они были низвергнуты с небес. Оказавшись на земле, они озлобились и решили сеять ненависть и пороки, чтобы в этом показать своё превосходство перед светлыми силами.

Уже тогда, во время драматичного низвержения, Самаэль обрёл своего главного противника – архангела Михаила. Когда между двумя этими бесплотными существами завязалась борьба, Самаэль даже пытался увлечь Михаила за собой в преисподнюю. Но сил его на это не хватило. По приказанию Бога в момент решающей битвы Самаэль должен быть убит пророком Илиёй.

В понимании сторонников оккультизма, Михаил и Самаэль являются противоположными частями мироздания. Первый олицетворяет свет и добро, второй – тьму и зло. Самаэля неслучайно противопоставляют именно архангелу, но не Богу – он не так силён, чтобы вступать в противоборство со Всевышним.

-4

Жуткий ангел смерти

В иудаизме о Самаэле тоже имеется немало занимательных легенд. Одно из преданий гласит, что Ева после своего грехопадения родила Каина именно от этого падшего ангела. Периодически к нему применяется определение «сатана», и его действительно порой отождествляют с дьяволом.

А вот в Каббале образ Самаэля поистине ужасен. Его описывают как ангела смерти, который является за душами грешников. И если умирающих праведников провожает в иной мир благородный архангел Гавриил, то с людьми, прожившими жизнь в пороках и грехах, обстоит всё иначе. Согласно легендам, к ним перед смертью является мрачный гость – Самаэль.

Облачённый в чёрные одеяния, он извлекает страшный клинок, покрытый зазубринами. Именно этим мечом он и наносит удар по грешникам. Не исключено, что с подобными верованиями были связаны представления, будто грешники испытывают муки перед смертью, а праведники умирают тихо и спокойно.

-5

Но, несмотря на все тёмные черты Самаэля, его принадлежность к злым сущностям, он далеко не всегда творит исключительно зло. В разных религиях отмечается, что главное предназначение Самаэля – борьба с грешниками.

Он либо уничтожает их, либо, образно говоря, перевоспитывает. Что касается последнего, то здесь выполнить свою миссию падшему ангелу помогают мрачный облик и жуткие истории о нём. Выходит, что даже демонические создания далеко не всегда приносят исключительно зло и тоже являются важными, а главное – нужными частицами мироздания.