Я опираюсь на свой опыт. И много чего не понимаю. На истину собственных мыслей не претендую, скорее даже наоборот. Да, снова размышлизмы и чуть-чуть про дела давно минувших дней. Пазл потихоньку складываю. Это я для "старожилов" пишу.
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже целых 29 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился уже. На расстоянии вытянутой руки сейчас - Саша, ровно 20-ти лет от роду. Начиналось у нас с Сашей все настолько трудно, что даже приходили мысли от неё отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. Теперь канал мой про то, как мы живём после того, как опекунство закончилось.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи.
И добрый дзень, клуб! Всё правильно, спасибо, что напомнили про это, про "Добрый Дзень". И про то, что клуб наш тут, хоть и сильно разбавляется новенькими, всё равно есть. Ведите себя достойно. Хамить не только автору, но друг другу не стоит. Высказывать мнение и хамить - это разное. Иначе в жбан.
Но я продолжаю не понимать, точнее, не принимать в приёмном родительстве вот чего. Приёмных семей с большим количеством детей в том случае, если это не "паровозик" из братишек и сестрёнок. Наверное, это потому, что я в душе "мама одного ребенка"?
То, что "есть такие тётки, которые сами себе родить не могут, и тогда другие хорошие женщины рожают детей и отдают их в добрые руки" я более чем в курсе. Материнский инстинкт на полку в шкаф не каждая нормальная женщина положить может, этот инстинкт требует реализации. Те дети, которых мы "берём в добрые руки" требуют столько любви, заботы, внимания, терпения, времени и денег, что тут одного бы вытянуть, и мне кажется, даже один ребенок позволяет полностью закрыть эту самую потребность в материнстве. Ну, я с бы не выдержала, будь у меня одновременно три Сашки. Я бы свихнулась. Да и трёх Максов я бы тоже навряд ли одновременно осилила.
Всё-таки большая часть приёмных семей у нас - обычные люди, не профессиональные педагоги и психологи, логопеды или воспитатели. Просто обычные люди, каковыми являемся мы все. "Пилоты, актёры, врачи и шахтёры". За пару месяцев ШПР навряд ли мы станем прям специалистами приёмного родительства. Объясните мне кто-нибудь, зачем люди берут в приёмные семьи сразу много детей? Пылающий материнский инстинкт нельзя загасить одним ребенком? Можно ли полюбить одновременно пять вчера ещё незнакомых и чужих (а зачастую и чуждых) тебе личностей? Или тогда всё-таки - увы, но просто бизнес? Простой расчет.
Если у меня пятеро мной рождённых детей, мне надо работать, да что там работать, впахивать на двух работах, чтобы этих детей содержать. Если у меня пятеро приёмных... Это пять пособий плюс зарплата приёмного родителя. Для российской глубинки это очень даже неплохо. У нас по деревням немало многодетных, для которых зарплата в 50 тысяч - это ого-го сколько, а льготы, положенные многодетным в деревне типа бесплатного проезда на всю семью... О чём вы? Какой проезд в деревне? На личном велике до магазина?
При этом продолжаю считать, что для детей в такой семье, пусть мини-детдоме, всё равно жить полезнее, чем в настоящем детдоме. Тут будут приучать к труду, я считаю это просто необходимым условием воспитания. Тут не будет спонсоров. И я не вижу ничего страшного в том, что подростки будут и за скотиной убирать, и в огороде работать, и по дому тоже. Самодельные же дети шуршат по дому только так, и ничего.
Но в таком случае с приёмными родителями надо проводить больше работы, что ли... Хотя опять - как её проводить-то? Ну вот взяла семья в деревне под опеку пятерых. И воспитывает их так, как считает нужным. Так, как нас в детстве воспитывали. Какие такие права ребенка? А кушать ты зимой что будешь? Поэтому взяли лопаты-грабли и вперед, за огородом ухаживать и корову учиться доить! А детдомовские дети свои права хорошо знают. Им всё разъяснили давно. Это эксплуатация детского труда. Это "детоферма". "Нас взяли, чтобы эксплуатировать и чтоб мы тут на ихнем огороде пахали!"
А сотрудников опеки - три на район. И машины у каждого для посещений этих семей нету. А у этих приёмных родителей запроса для обращений к разным специалистам просто не возникает. Тупик какой-то.
Но я бы, пожалуй, подумала о законе, ограничивающем размеры приёмных семей, во-первых, а во-вторых, продумала бы опять же ограничение по родственному и половому признаку. Взять в одну семью пятерых детей, братишек и сестрёнок - всё понятно. Но зачем брать в одну семью пятерых разнополых детей примерно одного возраста? Три мальчика, две девочки, например, и они друг другу никто?
Вспомнился какой-то давнишний, еще когда Максик, наверное, у меня был, и соответственно никаких проблем у меня не было с ребенком (других проблем хватало, а вот именно с ребёнком - не было) обучающий семинар, что ли, для приёмных родителей. Что делать и как правильно себя вести, если вдруг вы поняли, что дети в вашей приёмной семье это... полюбили, скажем так, друг друга? Вот им 14-15 лет, а вы целый день на работе. Вы не можете бросить работу, а эти дети целый день дома одни. И дело запросто доходит дальше поцелуев. Что делать? Не ругать, не запрещать, а разложить по всем комнатам, чтоб просто под рукой были всегда, где любовь с поцелуями застанет, средства защиты, а если детям будет не до них и ваша опекаемая девочка вдруг запросто может стать героиней передачи "беременна в 16", то опять же не ругать, не ахать, не охать, а быть максимально доброжелательным родителем, чтоб ваши опекаемые дети знали, что в вашем лице они всегда найдут понимание и поддержку. Ничего, оформите опеку и над этим малышом, вырастите!
И вот сидела я, слушала всё это и думала: а что, вот прям надо было брать в семью чужих друг другу и обязательно разнополых детей? Для чего? Для чего брать в семью девочку на пару лет моложе своего родного сына, если сын проживает в этой же квартире? Разве риски нельзя предугадать сразу? Сначала мы чужим по крови детям чуть ли не в одной комнате кровати рядом ставим, а потом начинаем средства защиты в вазочках для конфет по всему дому раскладывать? Это что? Намёк "плодитесь и размножайтесь", что ли?
Во время моих поездок по детским домам, когда я второго ребенка себе искать стала, одна из выбранных мной девочек даже познакомиться не вышла. Потому что девочку брала под опеку как раз семья вот с такой ситуацией, когда сын свой уже вроде б почти вырос, а девочке лет 12-14 было, точно не помню. И приёмная девочка в этого сына влюбилась. Похоже, события начали развиваться стремительно, потому что от девочки быстренько отказались и вернули её в детдом. И девочка решила, что больше ни в какую приёмную семью не пойдёт, будет ждать, когда семья передумает и за ней вернётся. Или просто дождётся выпуска из детдома и уедет поближе к своему возлюбленному, будет иметь полное право...
Мы по этому пути вообще куда-то не туда идём. Всеми способами поддерживаем рождаемость. Потом родившие передают этих рождённых в руки государству. Потом либо государство вырастит из них в детдомах избалованных спонсорами и пособиями иждивенцев, либо под новым знаменем ликвидировать детские дома передает этих детей в руки разным людям, зачастую или вообще не подготовленным, или мало подготовленным к приёмным детям. Себя я сейчас считаю совершенно неподготовленной к приёмному родительству. Макс не в счет. Макс был мне ближе по духу, чем многие родные по крови дети своим родителям. А именно в приёмное родительство я вступила неподготовленной, в ярко-розовых очках и белоснежном пальто. Но всё таки у меня было какое-никакое, но педагогическое образование, хоть и в размерах педагогического училища. И большой город, где всё-таки в любой момент можно обратиться и в опеку, с которой лично у меня были и есть прекрасные отношения, и я могла туда нырнуть буквально с любым вопросом, и опять же педагоги, психологи и репетиторы под боком. Что делают те приёмные родители, которые живут вдали от этого, да ещё и решаются одновременно на количество детей больше трёх, я не знаю.
А теперь представьте, что в такую семью, где больше трёх детей, попала одна умненькая девочка. Девочка была действительно умненькая. Особенно на фоне других детей в семье. И этой девочке с пытливым умом и высоким уровнем интеллекта на классном часе как раз и объяснили всё про группу, назовём её, как тут мне в комментариях название подкинули, "Красный минтай". И на классном часе как раз объяснили всё-всё. По каким хештегам не надо проходить. Где не надо эту группу искать и почему не надо этого делать. Как легко попасться к ним на удочку и что может произойти.
Ну, я комментариев к прошлой публикации своей начиталась. Как именно после таких разъяснительных работ подростки и отправляются железными линейками шахты лифта вскрывать, чтоб на кабине покататься. Или как после классного часа о недопустимости порчи дорожных знаков в деревне были сломаны все дорожные знаки, а до этого стояли и ничего, никому до них дела не было. Кто его знает, как правильно. Кому-то эта разъяснительная работа на пользу пойдёт, а у кого-то вызывает совершенно противоположный ожидаемому эффект.
А кто из нас в 12-13 лет не считает себя самым умным? "Это со всеми остальными случается, но я то не такая, я умнее всех!" И после классного часа девочка исследовала и изучила всю информацию, касающуюся группы "Красный минтай". И сделала всё с точностью до наоборот. Разместила у себя на странице в статусе все необходимые "позывные". Конечно же, её нашли, и в игру приняли. Первые задания в этой игре простые. Их выполнять легко, и одной даже скучновато. И девочка организовала из своей приёмной семьи маленький филиал "Красного минтая", где она сразу стала главной. Девочка начала играть первой, сначала получала задания себе, и была уже в курсе, что и как надо делать. Через недельку девочка привлекла в группу своих собратьев по приёмной семье, у них от приёмных родителей появился огромный такой секрет. И стала руководить. Куда повести компанию, чтобы сделать правильные снимки, которые можно будет в группу отчетом о выполненном задании отправить. Секрет продержался в секрете недолго. Ну, когда твой единственный ребенок где-то там в укромном месте на своём теле рисует сначала шариковой ручкой эту "неаквариумную морскую животную", это еще можно как-то не заметить. Когда сразу пять человек сделали это, а потом все пять человек залезли на крышу сарая и сделали одинаковые фотки "на высоте", не заметить происходящее уже трудно, если не сказать - невозможно.
Зачинщик этого мероприятия был вычислен быстро. Телефоны мгновенно изъяты у всего внутрисемейного коллектива, у всех мгновенно были поудалены все эти хештеги и группы, но сор из избы выносить зачем? Неизвестно, как это отразится на всей приёмной семье, правильно?
И было решено от этого ребенка просто отказаться. От одного. Потому что именно у этого ребенка незаурядные организаторские способности. Ладно когда это организация забастовки "не имеете права заставлять нас грядки копать и дом ваш убирать, мы вам не рабы!", другое дело - "Красный минтай". Потому что сегодня страшной беды не случилось ни с кем в семье, "Красный минтай" так, мимо плавниками взмахнул. Но кто знает, что будет завтра? "Зелёный змий"? "Фиолетовый лев"?
Отказались от ребенка, скрыв главную причину возврата. Активное участие этого ребенка в группе "Красный минтай" и вовлечение в неё других детей приёмной семьи. Объяснили, что ребенок просто не вписывается в коллектив, деорганизует всех, и всё. Скажи семья правду, затаскали бы по инстанциям и обследованиям.
Отказаться от ребенка, я уже писала, проще простого. Гораздо проще, чем взять ребенка. Просто собираешь ребенкины вещи, приезжаешь вместе с ребенком в свой отдел опеки и попечительства, пишешь соответствующее заявление и оставляешь там ребенка. Всё. Я раз была практически свидетелем такого отказа, когда причина была - "не оправдал наших надежд". В момент моего прихода в опеку как раз сотрудники между собой обсуждали эту причину. "Не оправдал наших надежд". Какие уж там надежды возлагались на ребенка из детдома, но не оправдал и до свидания. И ребенок с сопровождающим в этот же день поехал в СРЦ, ждать дальнейшего поворота в своей судьбе. Что чувствует ребенок, от которого отказались? Пожалуй, ничего хорошего.
И девочка, от которой отказалась приёмная семья, скрыв истинную причину отказа, некоторое время жила в СРЦ. Я думаю, что если бы приёмная семья не побоялась огласки и сказала правду, многое пошло бы по другим рельсам. С девочкой сразу бы поработали соответствующие специалисты. Но правда не была произнесена вслух, и сама девочка тоже не собиралась, понятное дело, её озвучивать. И пока у неё не было своего сотового телефона, ну не мгновенно появляются спонсоры, просила телефоны на время у других детей. Пароль от своей страницы помнила, и по старым рельсам найти старых друзей-поклонников "Красного минтая" не составило никакого труда.
Любой ребенок не так легко переживает отказ. Это стресс, это предательство. Да, родная мамочка бы никогда так не сделала. А эти приёмные мамочки, они легко берут и легко предают. Запросто предают. Ребенок вырван из старого коллектива, в новом ещё друзьями не обзавелся. Да и смысл обзаводиться друзьями тут, на этой перевалочной базе? Каждый день кто-то новенький прибывает, каждый день кого-то забирают или родственники, или новые приёмные семьи. Ты не знаешь, кому тут можно доверять, кому нельзя. Должно же у ребенка быть какое-то ощущение опоры и постоянства? А поддержку, если это можно назвать поддержкой, девочка получила именно в интернете, в той самой группе. Но продолжать выполнять задания, пока ты в СРЦ и под постоянным надзором воспитателей, просто невозможно. Ты же не можешь выйти за пределы СРЦ и сфотографировать себя на заброшке или на рельсах. Ты не можешь весь день слушать музыку, которую тебе сказали слушать. Ты много чего не можешь, практически ничего. Ты можешь только на время, на полчаса, выпросить чей-нибудь телефон, зайти на свою страницу и пообщаться с людьми, которые тебя понимают и ждут, когда в твоей жизни что-то изменится.
И они дождались, и эта девочка, и её "группа морской поддержки". Через пару месяцев девочку взяли в другую приёмную семью. В такую же, где было больше пяти приёмных детей.