Многие из наших подписчиков, в основном те, кто подписан на наше сообщество В Контакте, знает нас под названием «Дары Велеса». Те же, кто этого не знает, из этой статьи узнает: кто такой Велес? Почему мы взяли такое название? Как узнать о нас больше?
Из глубины веков до нас дошли имена языческих богов: Перун, Сварог, Ярило, Морена, Макошь, Особое место среди них занимает Велес (Волох, Волос) – волосатый, волохатый. Дошедшие до нас древние летописи называют Велеса скотьим богом. В то далекое время (бронзовый век), скот был самым главным мерилом богатства племени. Стада крупного рогатого скота назывались знакомым нам словом - говядо. Именно поэтому Велеса считали не только богом скотоводства, но и богатства.
Со скотоводством связан и символ Велеса – стилизованная голова быка. Она присутствует в нашем логотипе и служит заглавной буквой (символом) названия.
Кроме быка бог Велес изображается еще в образе медведя. Связь Велеса с культом медведя идет с севера славянского мира. Именно на севере охота была главным занятием людей. В далеком охотничьем прошлом, Велес олицетворял «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи».
Сейчас можно встретить много так называемых «печатей Велеса» в виде медвежьей и (почему то?) волчьей лапы. У нас тоже есть амулеты (обереги) в виде медвежьей лапы (золото и серебро).
Позже, когда наши предки перешли к земледелию, Велес оставался все также почитаемым скотьим богом. Скот обеспечивал вспашку полей, шерсть, кожу и мех для одежды, молоко, сыр, масло для стола, рог и кость для поделок. Скот по-прежнему олицетворял богатство. Могущество Велеса ширилась, теперь оно распространялось не только на лес и на скот, но и на возделываемые поля, то есть на саму землю.
Велес отвечает за «заботу» о мертвых, будь то зверь, которого убили, будь то человек, которого похоронили. Он напрямую связан с культом мертвых, предков, душ умерших. В сознании наших древних именно предки содействовали плодородию и урожаю. Мы до сих пор угощаем своих умерших, оставляя на могилах еду или ставя еду на стол тем, кого уже нет с нами. Всем этим ведает Велес. Даже не отдавая себе в этом отчета, мы по сей день соблюдаем древнюю магию, совершаем древние ритуалы. Задумайтесь, как глубоко и прочно это вшито в наш код.
Еще не так давно (начало ХХ века), крестьяне жертвовали Велесу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве. Хлеб был убран, поле омертвело. Уходя земледелец оставлял колосья, завязав их узлом. У некоторых славянских народов существовало почтительное отношение к последнему снопу, увозимому с поля. Этот сноп называли «дедом», «стариком», «бабой». Его зёрна считали плодовитыми и подмешивали к посевным. По сути - это угощение предкам, которые должны были помочь в следующем году с новым урожаем.
Культ Велеса наиболее сильно присутствовал на северных окраинах славянского мира, там, где мы живем (Ленинградская и Новгородская области). В Ленинградской области до сих пор есть город Волосово и Волосовский район, есть город Волхов и Волховский район. От Великого Новгорода из озера Ильмень берет свое начало величественная река – Волхов. Все эти названия связаны с древним богом Велесом (Волохом, Волосом).
Наши предки не очень-то принимали нового чуждого христианского бога. Церковь поступила хитро и умно. Произошло замещение Волоса-Велеса созвучным именем святого Власия, который стал на Руси покровителем скота вплоть до XIX века. На капищах, посвященных Велесу, были построены христианские церкви. Однако народные предания, былины и сказины, этнографический материал и археологические находки пролили свет на тьму древних веков.
Зимой Велесу посвящалось много празднеств. Особое место занимало зимнее солнцестояние, которое заканчивалось днем посвященным Велесу. До сих пор на святки пекутся куличи и печенье в виде домашних животных. Ряженные одеваются в звериные маски. Устраиваются пляски в вывернутых наизнанку тулупах. Традиция ряженных укоренилась так прочно, что до сих пор мы видим их на народных гуляниях в зимние Святки, но особенно на Масленицу.
Оба праздника связаны с солнечными фазами – зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места церковным календарем. Масленица по времени совпадала с языческими комоедицами. Комоедица – это праздник пробуждения медведя. Медведь – это Велес. Велес – это память предков, они и назывались Комами. На этот праздник пеклись блины. Испокон веков блин – это поминальная пища наших предков, а совсем не символ солнца. До сих пор помним, как в деревне, в Рязанской области бабушка и все остальные, когда приходило время, пекли на поминки блины.
В заключении этой небольшой статьи хотим раскрыть секрет одной знакомой всем присказке. Мы часто произносим фразу: «первый блин комом». Этим мы хотим сказать, что что-то не вышло с первого раза. Но мало кто знает, что эта фраза не верна, она имела совсем другой смысл. И еще меньше людей знает, что это только начало, у фразы есть продолжение.
Кто такие комы вы уже знаете, это души предков, живущие в медведях. Теперь все, кто прочитал статью, знают, что блин – изначально поминальная еда. А теперь полная и правильная фраза. Она произносится на Масленицу, когда пекутся блины:
Первый блин - комАм,
Второй – знакомым,
Третий – родне,
А четвертый – мне.
Первый блин выпекался и ставился на окно. Это было угощение духам предков. Он оставлялся до конца празднеств, а потом закапывался в землю или скармливался скоту.
Древний бог Велес, медведи, предки, мы сегодняшние – вот так переплетается прошлое и настоящее.