Обволакивающим шелком с гнутыми стеблями цветов модерна и тончайшим туманом символизма окутывало в начале ХХ века покрывало Серебряного века русскую культуру.
Сияние и предстояние перед кровавым 1917 годом. Далее обильно разлившееся по всему миру, удобрившее всю мировую культуру ХХ века.
Миллионы судеб, сотни талантливых русских людей покинули историческую родину, оказались на чужбине и прорастили там своими талантами. Их имена малоизвестны, от их наследия остались лоскуты, но даже в них - отражена глубина и характер.
Художник Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947). В это имя я вглядывался сквозь призму малой родины. Еще в начале 2000-х гг., занимаясь сбором сведений об имении графов Медемов в Хвалынском уезде Саратовской губернии, я узнал, что иконостас в храме святой равноапостольной Елены в имении Александрия был создан выдающимися русскими мастерами Владимиром Комаровским и Дмитрием Стеллецким.
Позже я встречал редкие работы Стеллецкого в Русском музее и Третьяковке.
А тут, такое счастье – в Доме русского Зарубежья имени А.И. Солженицына открыта выставка «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», приуроченная к 150-летию со дня рождения самобытного художника. Работает до 26 января. Беру билеты и еду, потому что такое не повторится. Есть негромкие, но важные выставочные проекты, через которые ты имеешь возможность прикоснуться к совершенно эксклюзивному и качественному материалу.
Работы Дмитрия Стеллецкого завораживают своей формой, тем, как в начале ХХ столетия оживает Древняя Русь. Иконография, портреты-парсуны, орнаменты, письма, оформленные в скорописные столбцы – все это создает особую магию притяжения.
Очень ёмко о художнике написал его коллега Сергей Маковский: «Всё творчество Дмитрия Семёновича Стеллецкого – попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам, он верил, что русское художество, возвратясь к забытой традиции нашего “Востока”, обретёт новые силы – и не только в области церковной живописи (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Западный Ренессанс не указ, – у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев».
Тем удивительнее было узнать, что художник родился в 1875 года на Западе Империи, в г. Брест-Литовск Гродненской губернии, а детство провел в Варшаве.
В 1896 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Позже перешел на скульптурное отделение. В этот период Стеллецкий был поглощён древнерусской культурой, изучая её натурно и в библиотеках.
C 1900 года он вместе с другом Борисом Кустодиевым начал путешествия по России, в которых он смог прикоснуться к подлинным истоками русского искусства. Они побывали в том числе в Великом Новгороде, в Ферапонтовом монастыре со знаменитыми фресками Дионисия. Русский Север манил их своей самобытной культурой.
В это же время он знакомится с талантливыми братьями Стравинскими: Игорем, ставшим знаменитым композитором, Гурием – артистом Мариинки и Юрием – художником. На выставке представлены различные графические материалы Стеллецкого, связанные с семьей Стравинских.
После окончания училища в 1904 году Дмитрий Семёнович был приглашён княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой в Талашкино. В то время это был один из центров сосредоточения памятников русской старины, а также художников, которые искали в них вдохновение. Через год Стеллецкий возвращается в Петербург.
Потом в постоянных разъездах по Европе и в частных заказах.
Он изготовляет иконописные образы. Работает с театрами, выполняет эскизы костюмов и декораций к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1908), к операм М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1910). На выставке представлены эскизы в большом количестве.
Художник покинул Россию еще до революционных событий, осев во Франции. Самой значимой работой этого периода искусствоведы называют роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. На выставки представлены фотографии убранства храма.
Он умер совершенно ослепшим в 1947 году и нашел покой на русском участке знаменитого кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа по Парижем.