Найти в Дзене
Наум, приди!

Художник-эмигрант с "душою древнерусской". Образы Дмитрия Стеллецкого в Доме Русского Зарубежья

Обволакивающим шелком с гнутыми стеблями цветов модерна и тончайшим туманом символизма окутывало в начале ХХ века покрывало Серебряного века русскую культуру. Сияние и предстояние перед кровавым 1917 годом. Далее обильно разлившееся по всему миру, удобрившее всю мировую культуру ХХ века. Миллионы судеб, сотни талантливых русских людей покинули историческую родину, оказались на чужбине и прорастили там своими талантами. Их имена малоизвестны, от их наследия остались лоскуты, но даже в них - отражена глубина и характер. Художник Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947). В это имя я вглядывался сквозь призму малой родины. Еще в начале 2000-х гг., занимаясь сбором сведений об имении графов Медемов в Хвалынском уезде Саратовской губернии, я узнал, что иконостас в храме святой равноапостольной Елены в имении Александрия был создан выдающимися русскими мастерами Владимиром Комаровским и Дмитрием Стеллецким. Позже я встречал редкие работы Стеллецкого в Русском музее и Третьяковке. А т

Обволакивающим шелком с гнутыми стеблями цветов модерна и тончайшим туманом символизма окутывало в начале ХХ века покрывало Серебряного века русскую культуру.

Сияние и предстояние перед кровавым 1917 годом. Далее обильно разлившееся по всему миру, удобрившее всю мировую культуру ХХ века.

Миллионы судеб, сотни талантливых русских людей покинули историческую родину, оказались на чужбине и прорастили там своими талантами. Их имена малоизвестны, от их наследия остались лоскуты, но даже в них - отражена глубина и характер.

Б. Кустодиев. Портрет Дмитрия Стеллецкого. 1903 г.
Б. Кустодиев. Портрет Дмитрия Стеллецкого. 1903 г.

Художник Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875-1947). В это имя я вглядывался сквозь призму малой родины. Еще в начале 2000-х гг., занимаясь сбором сведений об имении графов Медемов в Хвалынском уезде Саратовской губернии, я узнал, что иконостас в храме святой равноапостольной Елены в имении Александрия был создан выдающимися русскими мастерами Владимиром Комаровским и Дмитрием Стеллецким.

Позже я встречал редкие работы Стеллецкого в Русском музее и Третьяковке.

А тут, такое счастье – в Доме русского Зарубежья имени А.И. Солженицына открыта выставка «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», приуроченная к 150-летию со дня рождения самобытного художника. Работает до 26 января. Беру билеты и еду, потому что такое не повторится. Есть негромкие, но важные выставочные проекты, через которые ты имеешь возможность прикоснуться к совершенно эксклюзивному и качественному материалу.

Фрагмент экспозиции, серия аллегории части суток Утро, День, Вечер, Ночь
Фрагмент экспозиции, серия аллегории части суток Утро, День, Вечер, Ночь

Работы Дмитрия Стеллецкого завораживают своей формой, тем, как в начале ХХ столетия оживает Древняя Русь. Иконография, портреты-парсуны, орнаменты, письма, оформленные в скорописные столбцы – все это создает особую магию притяжения.

Д.С.Стеллецкий. Аллегория «День». 1910. Картон, бумага, гуашь, темпера. Из коллекции Тульского музейного объединения
Д.С.Стеллецкий. Аллегория «День». 1910. Картон, бумага, гуашь, темпера. Из коллекции Тульского музейного объединения

Очень ёмко о художнике написал его коллега Сергей Маковский: «Всё творчество Дмитрия Семёновича Стеллецкого – попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам, он верил, что русское художество, возвратясь к забытой традиции нашего “Востока”, обретёт новые силы – и не только в области церковной живописи (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Западный Ренессанс не указ, – у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев».

Д.С.Стеллецкий. Святой Франциск Ассизский. 1930-е. Фанера, темпера. Из частной коллекции
Д.С.Стеллецкий. Святой Франциск Ассизский. 1930-е. Фанера, темпера. Из частной коллекции

Тем удивительнее было узнать, что художник родился в 1875 года на Западе Империи, в г. Брест-Литовск Гродненской губернии, а детство провел в Варшаве.

В 1896 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Позже перешел на скульптурное отделение. В этот период Стеллецкий был поглощён древнерусской культурой, изучая её натурно и в библиотеках.

C 1900 года он вместе с другом Борисом Кустодиевым начал путешествия по России, в которых он смог прикоснуться к подлинным истоками русского искусства. Они побывали в том числе в Великом Новгороде, в Ферапонтовом монастыре со знаменитыми фресками Дионисия. Русский Север манил их своей самобытной культурой.

Д.С. Стеллецкий. Портрет Боярыни.
Д.С. Стеллецкий. Портрет Боярыни.

В это же время он знакомится с талантливыми братьями Стравинскими: Игорем, ставшим знаменитым композитором, Гурием – артистом Мариинки и Юрием – художником. На выставке представлены различные графические материалы Стеллецкого, связанные с семьей Стравинских.

Д.С.Стеллецкий. Письмо Юрию Стравинскому из Парижа. 4 марта 1904 г. Б.,а. Частное собрание
Д.С.Стеллецкий. Письмо Юрию Стравинскому из Парижа. 4 марта 1904 г. Б.,а. Частное собрание

После окончания училища в 1904 году Дмитрий Семёнович был приглашён княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой в Талашкино. В то время это был один из центров сосредоточения памятников русской старины, а также художников, которые искали в них вдохновение. Через год Стеллецкий возвращается в Петербург.

Портрет молодого графа Олсуфьева выполнен в стиле древнерусских парсун
Портрет молодого графа Олсуфьева выполнен в стиле древнерусских парсун

Потом в постоянных разъездах по Европе и в частных заказах.

Д.С. Стеллецкий. Скульптурный портрет Леонардо да Винчи. 1908 г.
Д.С. Стеллецкий. Скульптурный портрет Леонардо да Винчи. 1908 г.

Он изготовляет иконописные образы. Работает с театрами, выполняет эскизы костюмов и декораций к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1908), к операм М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1910). На выставке представлены эскизы в большом количестве.

-10

Эскизы театральных костюмов
Эскизы театральных костюмов

Художник покинул Россию еще до революционных событий, осев во Франции. Самой значимой работой этого периода искусствоведы называют роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. На выставки представлены фотографии убранства храма.

-12

Он умер совершенно ослепшим в 1947 году и нашел покой на русском участке знаменитого кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа по Парижем.

Д.С. Стеллецкий. Ночь на Ивана Купалу. Х.,м. ???
Д.С. Стеллецкий. Ночь на Ивана Купалу. Х.,м. ???