Любой AI-ресурс на этот вопрос ответит вам весьма просто. Сначала Русь распалась на уделы, а потом её восточная часть оказалась под властью Золотой Орды и Москвы, а западная часть – под властью Литвы и Польши. Весь процесс длился с 12 по 16 века, по его итогам произошло разделение политических систем, бытовых культур и диалектов. Началось формирование двух национальных идентичностей.
Кому достаточно таких данных – тот может дальше не читать. Потому что дальше речь пойдёт о том, ПОЧЕМУ Русь распалась на уделы, ПОЧЕМУ возвысились Владимирское или Литовское княжества. Дальше будет развёрнута общая картина хозяйственной динамики для западной части средневековой Евразии.
Более внимательный читатель сможет проследить те исторические закономерности, которые действовали тогда, и продолжают действовать в настоящее время.
Приступим!
Беседа первая: почему распалась Киевская Русь?
Известно, что между 1097 и 1132 гг. Древняя Русь с центром в Киеве распалась на более десятка крупных феодальных государств-уделов (не считая мелких).
Затем, к началу 13 века былой центр Руси (приднепровское пространство в районе «Туров-Чернигов-Киев-Переяслав» - ядро будущей Украины) приходит в экономический упадок. А расцветает ранее слабо населённое Волго-Окское междуречье, то есть пространство, ограниченное городами: Тверь, Ростов, Суздаль, Владимир, Муром, Рязань – ядро будущего Русского царства.
Итак, в 12-13 веках происходит распад Древней Руси на уделы, а также упадок её юго-запада и возвышение северо-востока.
Причин такой динамики было три, и все они разного характера.
Первая причина: через сто лет после распада тюркского кочевого государства (Хазарского каганата) на пространстве от низовьев Дуная до озера Балхаш распространилась новая волна кочевых завоеваний, возникла новая общность: Половецкая степь (огузы, кыпчаки, куманы).
Былая сила тюркского союза осталась в 6-8 веках, когда тюрки выгнали из Великой Степи за Волгу, в европейскую часть Евразии своих предшественников – аваров. Теперь же, в 11 веке, сами тюрки выдавливались в европейскую часть новыми кочевыми волнами: каракитаями и теми пока ещё отдельными племенными группами, которых в 13 веке назовут «монголами».
Итак, между Волгой и Дунаем появились воинственные пришельцы, которых в русских летописях назвали «половцами». В это же время в пределы Византийской империи вторглись тоже тюрки, которых в тех местах назвали «сельджуки». В 1068 году союз русских князей был разбит половцами на реке Альте, а в 1071 году войско Восточного Рима потерпело поражение от сельджуков в битве при Манцикерте. Тюрки были очень опасным противником для оседлых народов запада Евразии.
Половцы, превратив в свои кочевья область современного Запорожья, сделали вновь небезопасными эти территории для проводки торговых караванов по Днепру. Стоимость торговых экспедиций резко возросла: теперь целые группы русских князей собирались с дружинами в походы для охраны речных караванов. По Пути «из варяг в греки» был нанесён удар. Этот торговый путь потерял былую прибыльность, и нужда в политической интеграции днепровского пути начала терять актуальность.
Но всё же этот удар не был фатальным. В конце концов, в предыдущий период Святослав подорвал владычество хазар, а Ярослав Мудрый – ослабил печенегов. К началу 13 века половцев всё же удалось «приручить», и даже использовать в междоусобной политике древнерусских князей.
Вторая причина была куда серьезнее первой: разрастание «древа» правящей династии Рюриковичей. Из-за этого схема попеременного княжения в Киеве «по старшинству» клана Рюрика больше не работала. Во много раз за 200 лет выросло не только число потомков Рюрика, но также их дворов, дружин, то есть военно-торговых групп. Каждая из них во главе с князем требовала престол с правом его наследования. Это привело к возникновению локальных мини-династий (например: «смоленские Ростиславичи»), и к закреплению этого положения на «международном саммите» - съезде русских князей в Любече в 1097 году. «Каждый да держит вотчину свою».
Эта причина, впрочем, тоже не была фатальной для Древней Руси. В конце концов, к западу от Днепра – в Европе в это время шло складывание крупных феодальных королевств наподобие Франции, где более могущественная династия ставила под свой контроль мелкие и слабые династии. На «пост-древнерусском пространстве» такие процессы тоже шли. Один из возможных претендентов на роль монарха – Андрей Боголюбский, который чуть было не стал «королём» Северо-Восточной Руси.
Третья причина самая долговременная, и с ней трудно было что-либо сделать. Крестовые походы «франков», то есть западно-европейских рыцарских альянсов привели не только к завоеванию ими Палестины у тюрок-сельджуков. Походы были начаты по просьбе императора Византии. Однако очень быстро данный процесс «оседлала» Венеция – бывшая переселенческая колония, а затем – конкурент Византии.
Военная активность крестоносцев с первого похода по третий (1098-1192 гг.), и торговая активность Венеции разорили Византию. В 12 веке блокада Шёлкового пути из-за военных действий в Палестине вызвала отток в Италию мастеров-шелкоткачей, которых Константинополь успел «вырастить» на базе краденных из Индии и Китая технологий производства шёлка. До конца 12 века Византия потеряла почти все свои владения как в Европе (на Балканах отпали Сербия и Болгария), так и в Азии (их отняли сельджуки).
В 13 веке, когда Шёлковый путь возобновит свою активность, он из Палестины пойдёт по Средиземному морю уже к новым деловым центрам: к «большой четвёрке» северо-итальянских торговых республик (Венеция, Неаполь, Флоренция, Генуя). А уже оттуда – по рекам Европы.
В этом смысле совсем неслучайно, что именно венецианцы помогли своим флотом крестоносцам захватить и разграбить Константинополь в 1204 году. Крестоносцы будут удерживать власть в Восточном Риме и грабить его до 1261 года.
Поэтому та единая хозяйственная система, которая сложилась на транзитном коридоре из Балтики через Днепр и Чёрное море в Царьград в конце 9 века, которая называлась «Путём из варяг в греки», в 12 веке пришла в упадок, и утратила всякую возможность быть экономической основой крупного государства Средневековья.
Данная причина была по-настоящему фатальной для Древней Руси. Её бывшие части, ставшие уделами, теперь стали тяготеть к альтернативным хозяйственным системам. К каким?
Об этих альтернативах пойдёт речь в следующей части: