Найти в Дзене
Ника Калашникова

по выставке “Хрупкость” в нижегородском “Арсенале”

про то, что Нижний Новгород - новый культурный полюс притяжения, который приятно посещать по множеству причин: от удивительно красивого местоположения на слиянии двух великих рек русской равнины, самобытной купеческой архитектуры и современной инфраструктуры, быстро догоняющей столичную, до новых культурных институций - слышали, пожалуй, все. однако, если вам ещё не довелось побывать в Нижнем, рекомендую задуматься о поездке. да и сам по себе “Арсенал” невероятно притягателен. во-первых, расположен непосредственно в Нижегородском кремле, во-вторых, с 2020 года Арсенал стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, что придало выставкам размах и глубину. сама институция определяет свою специфику как “демонстрацию современного искусства в широком контексте мировой культуры” - нет смысла не верить. можно просто сходить на любую их текущих выставок и убедиться. в свой рождественский приезд в Нижний мне довелось посмотреть выставку “Хрупкость”, о ней и х

про то, что Нижний Новгород - новый культурный полюс притяжения, который приятно посещать по множеству причин: от удивительно красивого местоположения на слиянии двух великих рек русской равнины, самобытной купеческой архитектуры и современной инфраструктуры, быстро догоняющей столичную, до новых культурных институций - слышали, пожалуй, все. однако, если вам ещё не довелось побывать в Нижнем, рекомендую задуматься о поездке.

фото: @visual_ronster
фото: @visual_ronster

да и сам по себе “Арсенал” невероятно притягателен. во-первых, расположен непосредственно в Нижегородском кремле, во-вторых, с 2020 года Арсенал стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, что придало выставкам размах и глубину. сама институция определяет свою специфику как “демонстрацию современного искусства в широком контексте мировой культуры” - нет смысла не верить. можно просто сходить на любую их текущих выставок и убедиться.

в свой рождественский приезд в Нижний мне довелось посмотреть выставку “Хрупкость”, о ней и хочу рассказать.

-2

в экспозиции представлены более ста произведений из музейных собраний и частных коллекций, отобранные кураторами для исследовании феномена хрупкости. а так они определяют тематику выставки:

“Произведения, исполненные в жанре медиаискусства, фотографии, графические листы, скульптуры современных художников, тысячелетние артефакты Древнего мира, собранные в экспозиции, позволят зрителям увидеть хрупкость не как признак несовершенства нашей природы, но как качество, из которого рождается человечность.”

по задумке организаторов, выставка состоит из трёх разделов, вроде бы раскрывающих темы: хрупкость памяти, хрупкость как трансформация и обманчивость хрупкости.

при добросовестном прочтении всех аннотаций, заботливо расклеенных организаторами по стенам, а ещё вероятнее, под воздействием речей подготовленных экскурсоводов в рамках просветительских программ, вы обязательно сможете найти параллели между искусствоведческими описаниями и увиденным. и при всей неочевидности заявленной темы, что-то наверняка вызовет узнавание и покажется понятным.

однако представленное по сравнению с заявленным показалось мне несколько смазанным. да - интересным, достойным внимания, но не настолько гуманистическим, как хотелось бы видеть в рассказе о хрупкости как о “точке определения нашей человечности” (как выразились кураторы в описании к выставке). именно не очевидными, на мой взгляд, остались гуманистические ценности. из них, пожалуй, только работы, связанные с темой памяти, содержат толику человеческой чувственности, глубины проживания… но, что характерно, все образы отстраненные, чаще сосредоточенные на самих себе в запечатленном моменте… с налётом наивно-детского эгоцентризма. интуитивный ход: детская ранимость, непосредственное восприятие…

-3

Владимир Клавико-Телепнёв. Из серии “Алиса в стране чудес”, №59. Алиса наливает чай. 2007/2010 Цифровая печать.

-4

Галина Москалёва. Из серии “Воспоминания детства”, 1989/1998. 1993. серебряно-желатиновая печать, тонирование, монтаж; печать с негатива из семейного архива.

…а дальше в развитии темы работы с архивными изображениями.

-5

-6

из-за открытых красок видео-инссталяции Тани Ахметгалиевой “День полный надежды”, занимающей центральную часть экспозиции, хочется прикрыть веки, и в обобщенном восприятии вихрей каруселей, кажется, проступают пятна инфантилизма. может, потому, “надежда”, фигурирующая в названии, вытеснена за пределы реальности и кажется утраченной вместе с детством.

-7

пожалуй, за исключением мозаик Марии Архиповой, большинство современных работ на выставке воспринимаются хрупкими именно из-за несовершенств исполнения - трогательные, но сырые эксперименты в поисках новых форм и материалов. конечно, это моё субъективное мнение.

а глубину здесь задали артефакты древности: Древнего Рима, Египта, Урарту, Восточного Средиземноморья. снова обращусь к цитате организаторов:

“Созданные из стекла и глины для быта или культа, вещи, представленные в экспозиции, пережили сотни и даже тысячи лет, чтобы, вопреки разрушающей силе времени, сегодня оказаться в музее и стать предметами исследования и восхищения.”

-8

и от себя добавлю, к этой части экспозиции просто невозможна придраться - это лучшее, проверенное и выверенное временем, как совершенные офорты Пиранези из коллекции “Пушкинского”, представленные там же. а вот будут ли современные работы “действительны” в такой временной перспективе, предложу ответить вам по собственному усмотрению. мне лишь представляется, что мы живем в “хрупкий век”, и невольно думается о том, что он оставит по себе потомкам, какими уязвимо-несовершенными они увидят нас в наших работах.

-9

организаторы: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Кураторы: Алина Стуликова, Маргарита Маслова, Мария Кузьмина.

выставка продлиться до 23 марта 2025.

-10

#провыставки

#арсенал

#ГМИИПушкина