В 1589 году в семье Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны (дочери Малюты Скуратова) родился мальчик Федор. На тот момент его отец, шурин царя Федора Ивановича, фактически правил Русским государством.
Годунов был умным, дальновидным политиком. Предвидя пресечение династии Рюриковичей, он с детства приучал сына к государственным делам. Став царем в 1598 году, Борис Годунов сделал его своим наследником. Почему историки считают, что царевич Федор мог стать одним из лучших правителей России?
Во-первых, юноша (вопреки слухам недоброжелателей, утверждавших, будто он слаб здоровьем и страдает слабоумием) был очень умен и образован. Современник царевича князь Иван Катырев-Ростовский весьма высоко отзывался о его уме и нравственных качествах:
«Царевич Федор… отроча зело чудно… Научен же… книжному сочетанию, в ответах дивен и сладкоречив велми… о вере же и о поучении книжном со усердием прилежаше».
Царевич даже стал почти ученым. Так, он составил карту России – первую в истории отечественной картографии! Несмотря на некоторые искажения расстояний, она пользовалась популярностью в Европе, куда была вывезена после разгрома дома Годуновых в 1605 году.
Во-вторых, Федор с младых ногтей был обучен основам государственного управления. В 9 лет он уже имел свою печать, постоянно присутствовал на заседаниях Боярской думы, участвовал в общественно-политических мероприятиях, например, – в приеме послов, благотворительной деятельности.
Словом, Федор (задолго до Екатерины Великой!) мог стать первым просвещенным государем на Руси. Недаром известный историк Николай Карамзин назвал его «первым плодом европейского воспитания в России». Почему же он не смог удержаться у власти? Почему обширный запас знаний и административный опыт не помогли ему в критический момент сохранить себе не только отцовский трон, но и самую жизнь?
Предательство бояр и измена войск
В апреле 1605 года умер Борис Годунов. Перед смертью он заставил свое окружение присягнуть на верность Федору. Однако для умного, образованного юноши это был самый неблагоприятный момент для восшествия на престол. Что же мешало ему спокойно принять бразды правления?
Во-первых, ему предстояло стать царем в разгар войны с Лжедмитрием I. А у Федора Борисовича не было военного опыта, и ему пришлось довериться Басмановым, которые уже одерживали верх над самозванцем. А во-вторых, мало кто из царского окружения был готов подчиниться юноше, чьего отца они считали выскочкой.
Сразу после смерти Годунова Федор Борисович оказался во враждебном окружении. Двоюродный дядя царевича Бельский, которого он амнистировал и вернул из ссылки в Москву, участвовал в его низложении и аресте. А старейшина Боярской думы Мстиславский вел двойную игру. Так что бедный молодой человек оказался в эпицентре политических интриг, к которым был совершенно неподготовлен.
Если его хитроумный отец (который, кстати, не получил никакого книжного образования) удержался на плаву благодаря хитрости, коварству и ловкости, то Федор, который воспитывался, как «просвещенный» государь (а не интриган!), изначально был обречён. Он ничего не мог противопоставить сложным предательским комбинациям своих недругов.
Какие государственные меры предпринял царевич до своего ареста?
Даже за 47 дней своего формального пребывания у власти (Федор Борисович не успел венчаться на царство) он успел немало: основал Приказ каменных дел (контролировал каменное строительство и кирпичные заводы, управлял строителями), начал чеканку собственной монеты, провел амнистию, раздал населению щедрые подарки "на помин души" отца.
Уже по этому перечню видно, что молодой наследник настроился править энергично и конструктивно. Но предательство бояр помешало ему взойти на престол. Борис Годунов, несмотря на ряд прогрессивных начинаний, многих настроил против себя, и юный Федор при всем старании не мог склонить чашу весов в свою сторону.
«… Тень Борисова с ужасными воспоминаниями омрачала престол Федоров; ненависть к отцу препятствовала любви к сыну…», – утверждал Карамзин.
Федора предали не только бояре, но и войска под Кромами. В начале мая на сторону самозванца перешел верховный командующий – воевода Басманов. Его примеру последовали многие дворяне, в том числе, – рязанцы Прокопий и Захарий Ляпуновы, Голицыны и Салтыков. Оставшиеся верными Годунову войска были разбиты, а его сторонники бежали в Москву. Получив эти страшные известия, Федор вместе с матерью и сестрой Ксенией заперся в Кремле.
Падение несостоявшегося царя
Но все же у Федора Борисовича был шанс продолжить борьбу. Хотя Лжедмитрий быстро взял Орел и Тулу, значительная часть воевод сохранила верность Годунову. Когда Басманов с предателями двинулся на Москву, Федор оперативно направил на перехват стрельцов, которые под Серпуховым остановили изменников. Годунов мог задействовать ресурсы Ярославля, Нижнего Новгорода, Костромы. Почему он не воспользовался своим шансом?
Во-первых, царевич не ожидал столь быстрого развития событий. И не успел сориентироваться в обстановке. Во-вторых, он не решался венчаться на царство до истечения сорока дней после смерти отца. Этот срок в традиции православной церкви считается временем особого, усиленного поминовения усопшего. Набожный, благочестивый Федор не хотел вступать на престол во время траура по своему родителю.
Кстати, Лжедмитрий боялся признания законных прав царевича. Он даже не хотел заходить в Москву, пока Федор жив. Если верить «Московской хронике» немецкого наемника Конрада Буссова, жившего в России в 1600–1611 годах, самозванец поставил обязательным условием своего вступления в столицу уничтожение семьи Годуновых.
В июне 1605 года Федор и его мать Мария Григорьевна были убиты подосланными агентами Лжедмитрия. Народ хоть и безмолвствовал, но все же сожалел о страшной гибели юного царевича,
«который цвел добродетелью и надеждой: столько имел и столько обещал прекрасного для счастья России, если бы оно угодно было Провидению!», – как писал Карамзин.
Можно ли считать Федора жертвой политических амбиций Бориса Годунова? Или его гибель – следствие кризиса власти, разразившегося после смерти Ивана Грозного?