Найти в Дзене
Все (не так) просто

Семейный миф "Человеком не рождаются, им нужно стать"

🧑‍🎓Миф о том, как стать Человеком или “Мы - Люди с большой буквы” - это еще один семейный сценарий, который жестко предписывает правила поведения, ценности и мировоззрение. Центральная идея здесь, что человеком не рождаются, им нужно стать. А соответственно необходимо приложить для этого огромные усилия: постоянно учиться, повышать свою квалификацию, образовываться, читать умные книги, ходить на правильные спектакли и общаться с себе-подобными. В таких семьях настоящий культ образования и интеллекта, ведь обладание знаниями - это именно то, что отделяет человека от “нелюдя”. Более того, важно не только «стать Человеком», но и удержать этот титул, ведь если лениться и не продолжать самосовершенствоваться, то можно скатиться обратно по эволюционной лесенке. ☝️"Но ведь заниматься образованием и саморазвиваться это важно!" - скажете вы. И это правда - отвечу я. Однако не для всех. Во-первых, у каждого свои потребности, ценности, возможности и планы на жизнь. Во-вторых миф может быть дост

🧑‍🎓Миф о том, как стать Человеком или “Мы - Люди с большой буквы” - это еще один семейный сценарий, который жестко предписывает правила поведения, ценности и мировоззрение. Центральная идея здесь, что человеком не рождаются, им нужно стать. А соответственно необходимо приложить для этого огромные усилия: постоянно учиться, повышать свою квалификацию, образовываться, читать умные книги, ходить на правильные спектакли и общаться с себе-подобными. В таких семьях настоящий культ образования и интеллекта, ведь обладание знаниями - это именно то, что отделяет человека от “нелюдя”. Более того, важно не только «стать Человеком», но и удержать этот титул, ведь если лениться и не продолжать самосовершенствоваться, то можно скатиться обратно по эволюционной лесенке.

☝️"Но ведь заниматься образованием и саморазвиваться это важно!" - скажете вы. И это правда - отвечу я. Однако не для всех. Во-первых, у каждого свои потребности, ценности, возможности и планы на жизнь. Во-вторых миф может быть достаточно категоричен, а это значит:

  • Ребёнок однозначно должен быть хорошистом или лучше отличником, и обязательно по всем предметам. Никаких троек, и ни в коем случае двоек, быть не должно.
  • Бравада дипломами в таких семьях частое явление. Чем больше дипломов, чем выше статус и престижнее образование, тем лучше. "Какие-то там курсы" не котируются, нужно именно Образование.
  • Приоритетные сферы образования - то есть какие-то направления и профессии считаются правильными, успешными, а некоторые считаются ерундой. Зачастую «правильными» видятся физмат, технические специальности, медицина. «Всякая гуманитария», а уж тем более творческие профессии обычно не в почете.
  • Снобизм. Как бы это ни звучало, но часто такие семьи считают себя "высшим светом", элитой или интеллектуальной прослойкой общества. Ведь они всячески вкладывались в своё право называться Человеком. Соответственно все, кто не занимаются своим просвещением, видятся для них "быдлом".

❔В чем здесь сложность?

Как и во всех мифах и предписаниях здесь встает вопрос о категоричности и гибкости. Чем жестче семья следует негласным правилам, не подвергая их обсуждению и критике, тем сложнее им самим жить. Ведь шаг вправо - шаг влево, и все родственники следят за вашими достижениями, а «вы не можете их подвести».

❕Нередко случается так, что настоящему, живому человеку тесно и душно жить в этих рамках. Что делать, если ребенку ближе и интереснее творчество, а не математика? Или учеба в школе ему не дается по разным причинам, и он решил пойти в колледж, а не в ВУЗ? Семья предъявляет сверх требования к каждому, абсолютно не считаясь с заложенными и развитыми способностями, с интересами и предпочтениями, с желаниями и ценностями. Здесь и могут возникать проблемы, как у родителей - разочаровываясь в детях, так и у детей - стараясь выполнить требования взрослых.
И во взрослом возрасте часто люди ощущают себя «не там», или получают десятое образование, но не видят ни денег ни удовольствия.