Первый миллиард тонн черного золота в Югре добыли спустя 14 лет после начала промышленной эксплуатации, в 1978 году. И потом стабильно нефтяники каждые 3-4 года повторяли свой рекорд. По прогнозам, еще несколько десятков лет Югра будет прибавлять к своему счетчику по единичке перед девятью нулями. О том, что изменилось в период от первого миллиона до тринадцатого миллиарда? Какие трудности преодолевали нефтяники прошлого века, и какие задачи стоят перед современниками? Что будет экспортировать Югра, когда чёрное золото закончится? В нашем следующем сюжете.
Инструментарий геологоразведчиков-первопроходцев был скудным. А технику давали такую, чтоб не жалко. В перспективность поисков нефти в Западной Сибири верили слабо, поэтому, как мы сейчас говорим, «инвестировали неохотно». Восстановить объективную картину тех лет помогают воспоминания геологов.
Ефграфий Тепляков приложил руку к открытию более 400 месторождений, включая самое богатое в Югре - Федоровское.
Василий Рашевский, заведующий мемориальным комплексом геологов-первопроходцев «Дом Ф.К. Салманова»: «Ефграфий Артемьевич говорит: «Сейчас мы едем по благоустроенной дороге. Дорога занимает час, может, больше часа». А он впервые добирался на точку, где предполагалось закладывать именно разведочную скважину будущего Федоровского месторождения трое суток. Причем, неоднократно техника вязла в непроходимых болотах. Бурильные трубы приходилось даже на плечах своих перетаскивать с одного места на другое». Преодоление трудностей первопроходцами, конечно, романтизируют. Изменяется политический строй, экономика, цены на нефть, технологии, и сами запасы. Сейчас считается, что больше половины всех месторождений Югры находится на финальных стадиях разработки, когда добыча уменьшается, а обводненность увеличивается. Поэтому в 20 веке акцент сместился с количества нефти на ее себестоимость. А это в свою очередь - энергосберегающие и другие научные технологии.
Исмаил Джариев, инженер Центра компьютерного инжиниринга СурГУ: «До 150 миллионов рублей с месторождения можно экономить благодаря как раз таки результатам данной научной деятельности». В Центре компьютерного инжиниринга создали цифровой двойник бурового раствора. Это - нейросеть, которая предсказывает все свойства бурового раствора.
Егор Петров, инженер Центра компьютерного инжиниринга СурГУ: «Наша нейросеть обучается на скважинах, соответственно, тут можно увидеть, что голубым цветом реальные данные были введены в эту нейросеть, и оранжевым цветом предсказывает нейросеть эти показания». Инженеры Исмаил Джариев и Егор Петров - югорчане во втором поколении. Их отцы приехали сюда из нефтяных регионов: Азербайджана и Башкирии. Как тут не провести аналогию с первопроходцами? Цифровой двойник бурового раствора - не первый и не последний проект, разработанный в стенах университета.
Сергей Сысоев, научный руководитель Центра компьютерного инжиниринга СурГУ: «Эти задачи возникли еще до необходимости импортозамещения, а сейчас они стали еще более актуальными. Начиная от отдельных деталей, заканчивая системами инженерно-технологических решений». Уже 10 лет нефтегазовая отрасль в России развивается в условиях санкций, что не помешало за это время добыть в Югре 3 миллиарда тонн нефти. А вот на рост собственной промышленности повлияло. При поддержке окружных и федеральных властей, конечно. Только в одном индустриальном парке «Югра» в Сургуте сейчас работают 17 резидентов, 8 из которых - компании нефтесервиса. Общий объем инвестиций за прошлый год - 200 миллионов рублей.
Павел Бардык, генеральный директор управляющей компании индустриального парка «Югра»: «Зачастую, компании уже начали производить сами недостающие запчасти. Некоторые компании разрабатывают собственные продукты, чтобы полностью заместить импортные детали».
Компания зашла на рынок Югры ремонтировать отечественные, немецкие и канадские системы верхнего привода для буровых. Постепенно их начали улучшать под заказчика, модернизировать, изготавливать запчасти. Так пришли к собственным разработкам.
Верхний привод сильно облегчает жизнь. Но устройство это достаточно громоздкое. Сейчас один из резидентов индустриального парка разрабатывает более мобильную систему, которая, при этом, не потеряет в мощности. И, что самое главное, будет очень востребована на месторождениях Югры. Например, чтобы быстро углубить скважину или пробурить дополнительный ствол.
Евгений Ворончихин, начальник цеха ООО «Топ Драйв Сервис»: «Мы с нашим приводом можем позволить себе в маленьком объеме, именно в маленьком размере привода установить его на мобильные буровые установки, которые сейчас очень хорошо применяются. Не только буровые большие, но и маленькие, и уже с высоким моментом использовать более тяжелый инструмент, более глубокое бурение».
Сейчас изготавливают детали будущего привода. Испытания начнут уже в конце года. Сначала - внутренние, а потом на месторождениях компаний из «первой пятерки».
Всякий раз, говоря о запасах нефти в Югре, срок, на сколько их хватит отодвигается все дальше. Трудноизвлекаемых - на десятки миллиардов тонн, а ведь к их разработке почти не приступали. При этом, нефть становится не единственным экспортным товаром. На наших месторождениях обкатывают технологии для Арктики и горнодобывающей промышленности. Вполне возможно, что в будущем про Югру будут писать: «Регион добывает 40% чёрного золота в стране и поставляет инженерные решения для всего российского ТЭК».