В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне открываю на канале цикл статей, посвященных самым ее разным аспектам. Сегодня первая статья в теме сотрудничества разных народов и стран Европы с гитлеровской Германией в ходе войны. Некоторые историки и политики сейчас любят представлять уходящую от нас все дальше страшную войну как «крестовый поход Европы против большевизма». Да и наши соотечественники в свете недружественного отношения Европы к нашей стране нет-нет да и скажут, что «против нас в Великую Отечественную сражалась не только Германия, но и вся объединенная Европа». Вот и попробуем разобраться, насколько это соответствует действительности и какие страны и какой внесли вклад в преступные действия нацистского Рейха. Начнем по алфавиту, и тут у нас – Албания.
Немного контекста
Война пришла в Албанию раньше официального начала Второй мировой. 7 апреля 1939 г. части итальянской армии вторглись в Албанию. Слабая албанская армия недолго оказывала итальянцам сопротивление и король Албании Зогу I бежал в Великобританию (польским властям через полгода было с кого брать пример). Итальянцы провозгласили «личную унию» обоих государств: король Италии Виктор Эммануил III стал «по совместительству» и королем Албании. 3 июня 1939 г. он "даровал новым подданным конституцию". Началось формирование албанских частей в составе итальянской армии (4 стрелковых полка) и в составе фашистской милиции (4 легиона). Было образовано марионеточное албанское правительство, находившееся в зависимости от Рима, создана Фашистская партия Албании. После разгрома Югославии в апреле 1941 г. западная часть югославской области Македония вошла в состав Албании.
Летом 1943 года ситуация поменялась. В Италии был совершен военный переворот, правительство Муссолини пало. В августе итальянские войска ушли из Албании, оставив местных коллаборационистов на растерзание коммунистическим и роялистским партизанам. К моменту ухода итальянцев из Албании существовали следующие части: 2 албанских стрелковых полка, 4 албанских батальона фашистской милиции и албанская жандармерия. Но уже 8 сентября 1943 г. на территорию страны вступили части немецкого XXI горного корпуса, началась немецкая оккупация Албании. Один из албанских полков итальянской армии принял участие в разоружении итальянской пехотной дивизии «Пулия». А теперь попробуем погрузиться полнее в историю сотрудничества албанцев с войсками III рейха.
Албанские добровольцы в немецкой армии и полиции
После вступления немцев в Албанию местные албанские формирования, созданные во время итальянской оккупации, были частью реформированы, частью распущены. В конце 1942 г. в Южной Албании была образована националистическая организация «Бали Комбетар» (Balli Kombetar). К моменту немецкой оккупации лидером организации стал Митат Фрашери. Члены организации, они же «баллисты», поддержали немецкую оккупацию и оказали помощь немцам при создании новых албанских подразделений. Поддержка баллистов обрадовала немцев, как-никак милиция баллистов насчитывала 45 000 человек.
В сентябре 1943 г. в округе города Косово немцами был организован албанский одноименный добровольческий полк. Помимо него в Западной Македонии был создан албанский полицейский батальон «Люботень» во главе с капитаном 2-го класса Гаюром Дералем. Кроме того, вскоре было организовано 20 батальонов из членов «Бали Комбетар». Батальоны баллистов были расположены в различных населенных пунктах Албании и Западной Македонии. Некоторые батальоны придавались для боевого применения немецким частям. Например, один из батальонов действовал в составе 297-й пехотной дивизии.
Численность албанских частей, подконтрольных немцам, росла. На 8 мая 1944 г. в составе албанских частей, расположенных в Западной Македонии, насчитывалось 10 700 человек. Албанцы были организованы в 3 охранных батальона (полк «Косово», он же 1-й албанский стрелковый полк), полицейский батальон «Люботень», 3 патрульных жандармских батальона и 2 жандармские школы. Албанские части широко привлекались немцами к антипартизанским операциям, но результат их боевого применения был крайне низким. Батальон «Люботень» действовал при 1-й горно-егерской дивизии, летом 1944 г. батальон отличился в боях с партизанами в районе Влора. В конце 1944 г. остатки албанских подразделений оставили свою Родину, уйдя вместе с отступающими немецкими частями из Албании.
21-я горная дивизия войск СС «Скандербег»
Желая увеличить численность войск СС за счет албанцев, Гиммлер 17 апреля 1944 г. издал приказ о формировании албанской дивизии СС.
Стоит отметить, что к этому времени с учетом огромным потерь собственно этнических немцев даже ведомство СС уже отставило расовые предрассудки и начало брать в свои ряды тех, кого еще пару лет назад клеймила «низшей расой».А тут еще и союзники-стаеллиты начали отваливаться один за другим. Отсюда появление очень пестрых по национальному составу формирований, которыми начали затыкать дыры на трещавшем фронте.
Дивизия получила почетное наименование «Скандербег» по имени национального героя Албании Георгия Кастриота Скандербега (1405-1468).
Оглядываясь назад, нужно сказать что осенью 1943 была сформирована дивизия «Хандшар», получившая название по короткому кривому кинжалу — изначально элементу арабского национального костюма. Планировалась,что она будет состоять примущественно из боснийцев, но, как выяснилось, боснийские мусульмане не особо стремились в данную дивизию. В итоге туда определили около тысячи албанских добровольцев из Косово и Метохии, а чуть позже — еще около пятисот мусульман из сербского Санджака.
Вернёмся к «Сканденбергу». Для дивизии было отобрано около 6000 албанцев. Для ускорения создания дивизии из состава 7-й добровольческой горной дивизии СС было переведено некоторое число немецких офицеров и унтер-офицеров. Дивизия «Хандшар» передала в состав албанской дивизии СС 1-й батальон 27-го горно-егерского полка СС, полностью состоявший из косовских албанцев. В составе дивизии планировалось создать два горно-егерских полка (50-й и 51-й), артиллерийский полк и различные вспомогательные части. Батальон из дивизии «Хандшар» стал 3-м батальоном 50-го полка. Формирование дивизии проходило в районе Печ — Приштина — Призрен. На этапе формирования командиром дивизии был назначен высший руководитель СС и полиции в Албании бригадефюрер и генерал-майор войск СС Йозеф Фитцхум.
После завершения обучения албанцы были расположены гарнизонами в различных населенных пунктах: в Тетово — 1500 человек, в Гостиваре — 1000 человек, в Струге — 100 человек, в Дебаре — 900 человек и в Куребе — 1500 человек. В июне 1944 г. дивизия была включена в состав немецкого XXI армейского корпуса. С конца июня 1944 г. части албанской дивизии стали привлекаться к участию в антипартизанских операциях. В июле 1944 г. командиром дивизии был назначен бригадефюрер и генерал-майор войск СС Август Шмидтхубер. В середине июля албанцы были привлечены к участию в антипартизанской операции «Драуфгенгер» в Северной Албании. В ней также участвовали части 7-й и 13-й дивизий СС, подразделения V горного корпуса СС и батальон «Люботень». С началом боев в дивизии началось дезертирство албанцев, так, из 211 выбывших из 3-го батальона 51-го полка 177 пропало без вести. В середине августа части 21-й дивизии СС приняли участие в операции «Рубезал», а затем в отражении партизанских атак на Косово. После гибели Шмидтхубера в бою командование перешло к оберштурмбаннфюреру СС Альфреду Графу.
В начале сентября 1944 г. албанская дивизия была переброшена в Македонию. При приближении Красной Армии к Македонии в частях дивизии вновь началось дезертирство. Так, только из 50-го полка за 14 дней дезертировало 908 человек. Несмотря на столь плачевный итог использования албанцев, немцы продолжали привлекать их к участию в операциях. Одной из последних операций, в которых приняли участие албанские добровольцы, стала Андреевическая. После завершения этой операции в составе дивизии на 1 октября 1944 г. числилось 86 офицеров, 467 унтер-офицеров и 4391 солдат. Однако из 4391 нижних чинов 3504 человека были необученными новобранцами, таким образом, в строю осталось лишь 887 солдат. Главной причиной убыли личного состава дивизии стало дезертирство, так, с 1 мая по 30 сентября 1944 г. из дивизии дезертировало 3425 албанцев.
24 октября 1944 г. остатки строевого состава дивизии были сведены в полковую группу «Скандербег», состоявшую из штаба, штабной роты, трех егерских батальонов и вспомогательного взвода. Артиллерийский полк дивизии был переформирован в дивизион двухбатарейного состава. После переформирования 1-й и 2-й батальоны группы «Скандербег» были привлечены к обороне в районе Печ — Розайе, а 3-й батальон — к Митровицам и Новому Базару. Вспомогательный взвод группы занял позиции у Приштины, а артиллерийский дивизион как самостоятельное подразделение — в Гнилайне. К началу ноября 1944 г. численность полковой группы вновь понизилась. В процессе реформирования немецких частей и сведения их в более крупные единицы остатки полковой группы «Скандербег» были сведены вместе с 4000 немецких военных моряков в боевую группу под командованием бригадефюрера и генерал- майора войск СС Йозефа Фитцхума. Эта группа использовалась для охраны района Ужица. Затем группа «Фитцхум» отступила через Пьесач и Зворник в район Брко. Здесь 7 декабря 1944 г. оставшийся кадр полковой группы «Скандербег» был введен в состав 14-го полка 7-й горной дивизии СС «Принц Ойген». В рядах данного полка остатки албанской дивизии действовали до конца войны.
Если суммировать все вышесказанное, то стоит отметить, что численность «Скандербега» даже в лучшие времена не превышала 6-7тыс. солдат и офицеров, что не очень дотягивало до полноценной дивизии. Присягали «скандербеговцы» на Коране и при этом клялись «вести джихад против неверных». В бой их отправляли, не обращая особого внимания на низкий уровень боевой подготовки и дисциплины и именно поэтому зачастую солдаты данного формирования предпочитали заниматься бандитизмом и этническими чистками.Например, «скандербеговцы» устроили резню в черногорском селе на горе Чакор, где от их рук погибли 428 стариков, детей и женщин. Некоторых из них сожгли заживо. Стоит сказать, что подобные события имели место и спустя 50 лет на многострадальной балканской земле.