Найти в Дзене
Клуб эстетов Decoti.art

Браслеты верности. Как женские украшения сообщали о личном статусе?

На выставке «Блеск русского двора» в Историческом музее я обратила внимание на несколько картин, где на руках придворных дам были браслеты с мужскими портретными миниатюрами.  Не заметить эти аксессуары, которые демонстрировались дамами на портретах  с гордостью и без предубеждений, было не возможно. И мне захотелось побольше узнать об этих украшениях, которые в  XVIII века носили как символ любви и верности.  Дорогие эстеты, с вами Татьяна Декоти, основатель Клуба эстетов, и сегодня мы поговорим об украшениях, демонстрирующих сердечные привязанности.  Давайте признаемся: мода — это всегда не только про красоту, но и про эмоции. А украшения XVIII века с портретами — это самые настоящие маленькие капсулы чувств, которые хранили память о любимых. Давайте разберёмся, почему такие браслеты стали абсолютным символом любви и преданности. Детали, которые говорят больше, чем слова Возьмём, например, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» работы Шарля Митюара (1825 год). Графиня — во

На выставке «Блеск русского двора» в Историческом музее я обратила внимание на несколько картин, где на руках придворных дам были браслеты с мужскими портретными миниатюрами. 

Не заметить эти аксессуары, которые демонстрировались дамами на портретах  с гордостью и без предубеждений, было не возможно. И мне захотелось побольше узнать об этих украшениях, которые в  XVIII века носили как символ любви и верности. 

Дорогие эстеты, с вами Татьяна Декоти, основатель Клуба эстетов, и сегодня мы поговорим об украшениях, демонстрирующих сердечные привязанности. 

Давайте признаемся: мода — это всегда не только про красоту, но и про эмоции. А украшения XVIII века с портретами — это самые настоящие маленькие капсулы чувств, которые хранили память о любимых. Давайте разберёмся, почему такие браслеты стали абсолютным символом любви и преданности.

Детали, которые говорят больше, чем слова

Возьмём, например, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» работы Шарля Митюара (1825 год). Графиня — воплощение элегантности. На этом портрете она носит браслет с миниатюрой её мужа, графа Николая Александровича Самойлова. Говоря современным языком это браслет - Instagram-сторис XIX века, только в вечной версии.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, Шарль Митюар, 1825 год
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, Шарль Митюар, 1825 год

Или вот «Портрет Юлии Телятковской» кисти Дмитрия Яковлева (1848 год). Здесь браслет становится тонким акцентом, который добавляет образу эмоциональную глубину. Такие украшения были не просто модными, они буквально кричали о чувствах своей владелицы, их сердечном статусе и, естественно, о материальных возможностях. 

Портрет Юлии Телятковской, Дмитрий Яковлевой, 1848 год
Портрет Юлии Телятковской, Дмитрий Яковлевой, 1848 год

Ведь эти портретные миниатюры в XVIII веке - XIX веках были на пике популярности и стоили немалых денег. Их писали на слоновой кости или фарфоре, обрамляли золотом, дополняли эмалью, жемчугом и бриллиантами.

Такие игры с драгоценностями требовали от художника высокого мастерства: работа с небольшими пластинками – из слоновой кости, металла, даже картона и бумаги была очень тонкой, а работа по эмали выполнялась особыми кистями из шерсти горностая. Рисовали акварелью, гуашью, использовали масляные краски – в зависимости от эпохи и манеры каждого художника миниатюры могли быть разными.

Зачем же были нужны такие миниатюры? 

Если забыть на минуту об их ценности как предметов искусства  (и ювелирного тоже), такие портреты могли быть трогательным напоминанием об образе дорогого человека. Не случайно их заказывали перед долгой разлукой или же обрученные в ожидании свадьбы. 

Браслет с портретом персоны, дорогой сердцу владелицы, называли в первой половине XIX века «сантиманом» (sentiment) в знак чувствительности, а потому носили на левой руке. 

А вот этот готический браслет, не связан с амурными делами, хотя сантиментов в нем не меньше. Это браслет с миниатюрой Александра II и алмазом в 27 карат, принадлежал  изначально Александре Федоровне, супруге Николая I. Весьма необычно, ведь такие сантимы носили только венценосные супруги.

Готический браслет
Готический браслет

Как обыкновенно и бывает, ответ  нашелся в архивных документах. Алексанлра Федоровна обожала браслеты, поскольку они, как вспоминал её придворный врач Мартин Мандт, «играли для Государыни ту же роль, что для нас, обыкновенных людей, играют дневники». В общей сложности у неё было около пятисот браслетов, которые Императрица ценила, в первую очередь, за связанные с ними личные воспоминания. 

Готический браслет императрицы Александры Феодоровны, урождённой принцессы Шарлотты Прусской, должен был заглушить слухи о самодержце, вовсе не умершем в Таганроге, а отрёкшемся как от власти и престола. Тогда правление Николая I при живом помазаннике юридически считалось бы узурпаторством со всеми вытекающими последствиями для последующих прямых наследников этой ветви династии Романовых. Сейчас это браслет хранится в Алмазном фонде Гохрана.

Но смысл готического браслета - исключение. Обычно такие украшения имели все же отношение к делам амурным. И демонстрировали сердечные привязанности и серьезность намерений. 

Вот еще один  портрет: Мария Кристина де Бурбон Сицилийская, Луис де ла Крус, 1831 год.

-5

На даме мы видим браслет с внушительных размеров портретом ее супруга короля Испании Фердинанда VII. Для монарха Мария Кристина была четвертной женой, их разница в возрасте составляла 22 года. Тем, по всей видимости, сильнее ей надо было доказывать, что этот союз чувств. Браслет  кстати, не помешал ей вскоре после смерти супруга выскочить замуж за экс-сержанта королевской гвардии. Но это, как говорится, совсем другая история. 

И в принципе, к женщинам в этом смысле претензий быть не может. Они открыто демонстрировали говорящими украшениями свои текущие отношения. Чего нельзя сказать о мужчинах. Они предпочитали носить портреты своих возлюбленных тайно, подальше от посторонних глаз. То ли считали это слишком сентиментальным, то ли не хотели вызывать лишних вопросов, оставляя поле для маневров. В любом случае, дамы брали инициативу в свои руки и с гордостью носили такие браслеты, добавляя своему образу ещё больше романтичности.

Хотя сегодня мы больше храним фотографии в телефонах, разве не хотелось бы вам создать что-то настолько же личное и изысканное?

Поделитесь своими мыслями.

И заходите в Telegram-канал Клуба эстетов, чтобы вдохновляться новостями и историями, которые делают мир чуточку красивее.