Нестабильность социально-экономического положения ЛНР, усугубляющаяся негативом перманентного военно-политического конфликта с Украиной, привела к появлению новых или модификации уже существующих социально-трудовых стратегий населения ЛНР. Одна из таких стратегий – это вторичная занятость студентов, которое имеет особое значение в современном обществе, особенно в ЛНР. В соответствии с ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 г. (далее – Федеральный закон №36-ФЗ) [1], занятыми признаются обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения.
Большой вклад в определение данного понятия внес Симагин Ю.А. Внимание Симагин сконцентрировал внимание на то, что понятие «вторичная занятость» сформировывается, прежде всего, в связи с содержанием основных положений Федерального закона №36-ФЗ. Все трудоспособное население, у которого есть уже основная работа, по мнению Ю.А. Симагина [2], входят в группу вторичнозанятых. Сюда же отечественный ученый относит военнослужащих, которые в данный момент не присутствуют на основной работе, и школьников, а также студентов очной формы обучения (далее – ОФО), которые где-то подрабатывают. Поэтому приработки или работу студентов ОФО можно расценивать как вторичную занятость, так как первичной занятостью у студента является учеба.
В современной научной литературе изложены различные аспекты вторичной занятости студенческой молодежи. Исследования по этой теме двигались по двум направлениям – с начала 1960-х годов проводились исследования по проблемам студенчества, и второе направление касалось исследованию трудовой занятости студенческой молодежи. Необходимо отметить, что до середины 1980-х годов не существовало единого термина, характеризующего вторичную занятость. Исследованием понятия «вторичная занятость» и его происхождением занимались Е.А Хибовская, С.Ю. Рощин, Ю. Симагин, Н.И. Краева и другие.
Свою концепцию термина «вторичная занятость» в социологическом аспекте предлагает нам Перова И.А., где под дополнительной работой предполагается «вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер», «безработный», «учащийся», «занятый в домашнем хозяйстве» [3]. Вторичную занятость, как социально-экономическое явление Е.Я. Варшавская предлагает классифицировать по следующим видам:
1. по месту вторичной занятости – внутренняя и внешняя;
2. по времени занятия дополнительным трудом – в рабочее и нерабочее время;
3. по мотивации вторичной занятости – нормальная и компенсирующая;
4. по постоянству занятия дополнительным трудом – регулярная и эпизодическая;
5. по профессиональному характеру труда – внутрипрофессиональная и межпрофессиональная;
6. по квалификационному уровню дополнительного труда – нисходящая и восходящая [4, с.61].
Тема вторичной занятости студенческой молодежи раскрывается в трудах А.Е. Иванова [5], где во всех подробностях и с различных сторон рассматривается «искусство выживания» русского студенчества дореволюционного периода. Совершив анализ большого массива исторических документов, Иванов делает вывод, что кроме родительской и государственной помощи заработки студентов оставались как существенная статья их дохода – «значительная доля студентов работала (постоянно, временно, эпизодически), притом не только в пору учебного процесса, но и в летнюю, вакационную» [5, с.283].
Проблема вторичной занятости студентов фактически исчезает в послереволюционный, советский период. Полностью отсутствуют исследования, направленные на жизнь и быт советских студентов ведущих вузов, что наводит на мысль о решении политикой советской власти этой проблемы в сфере высшего образования. В течение длительного времени советская молодежь существовала в феноменальном положении, когда общество оставалось гарантом постоянности социальной жизни, в случае если поставленные жизненные цели совпадали с программами, заданными обществом. Этому благоприятствовали: постоянная потребность рынка труда в рабочей силе, экстенсивное развитие экономики, возможность бесплатного получения образования, система распределения выпускников высших учебных заведений.
В период 1970-1980-х гг. количество студентов, использующее учебное время на получение дополнительного заработка посредством вторичной занятости, росло. Студенты ОФО работали полулегально в ночное время или время свободное от учебы. Продолжали сохранять большое значение студенческие строительные отряды. Многие студенты играли в ансамблях, работали санитарами, сторожами, занимались спекуляцией [6].
1990-е годы XX века принесли первостепенно важные изменения в жизненные процессы студенческой молодежи. Осуществилась серьезная трансформация общества в связи со сменой государственной идеологии. Проблема «искусства выживания» для студентов ОФО вновь набирает актуальность. Возникновение ситуаций, таких как невостребованность полученной специальности, неопределенность профессионального будущего студента получило широкое распространение. Происходит обострение социальных проблем современного студенчества по причине различных факторов, как коммерцианализация образования, удорожание жизни, инфляция, безработица. Как указывает Петрова Т.Э., в середине 1990-х гг. уже на первом курсе половина студентов ОФО совмещала учебу и работу [7].
Анализ научной литературы способствует определению ряда общих моментов, которые отмечают большинство исследователей, и обращает внимание на некоторые особенности изучаемой проблемы. Причем различные исследователи предоставляют различные трактовки и неоднозначно новые моменты, связанные с вторичной занятостью студентов.
По данным социологических исследований, в течение последнего десятилетия, число студентов, совмещающих процесс обучения с трудовой деятельностью, достигает 40-45% [8]. По результатам социологического исследования В.Р. Цылевым [9], число студентов, работающих на постоянной основе к выпускным курсам, претерпевают значительное увеличение. По мнению социолога, центральной причиной совмещения работы с учебой студенческой молодежи является материальный фактор. У студентов со стабильной работой наиболее выражено стремление к самостоятельности и независимости. Материальный фактор, как причину вторичной занятости, выбрали 83,7% студентов. Материальный фактор по результатам полученных в результате исследования Константиновой Е.Б. [10] также остается основной причиной вторичной занятости – 64,5% студентов.
В своих исследованиях В.П. Кошарный и Н.В. Корж [11] обращают внимание на формирование новых ценностей и установок у современной молодежи. Материальная сторона трудовой деятельности остается одной из важных причин трудоустройства у молодых людей. В структуре жизненных ценностей молодежи, ценность интересной работы находится на четвертой позиции (41,3%), пропуская вперед материальную мотивацию. Трудовая деятельность рассматривается молодым поколением «как средство для достижения успеха в жизни, признания и уважения окружающих, определенного положения в обществе. Именно поэтому с помощью будущего труда юноши и девушки хотели бы получить высокий заработок и профессионально развиваться» [11, с. 2].
Без сомнения положительными сторонами наличия вторичной занятости у студентов является получение навыков трудовой деятельности, повышение адаптационных возможностей в современных меняющихся условиях. Работая в режиме многозадачности (трудовая деятельность, учебная деятельность) повышается стрессоустойчивость, работа в коллективе способствует усвоению норм профессионального общения, трудовой дисциплины. Все же, достаточно часто, студенты не имеют возможности устроиться на работу по специальности, им доводится выполнять низкоквалифицированную работу, не связанную с направлением обучения. В таком ключе наблюдается изменение приоритетов, где работа для студента выходит на первый план, а учеба на второй.
Неоспоримым становится тот факт, что вторичная занятость отставляет учебу на второй план, отнимает много времени, хотя и способствует адаптации студентов к новым социальным условиям. Трудовые отношения, в которые включается студенческая молодежь, испытывает изменения не только в ценностном, но и в общемировоззренческом плане. Получая новый для себя статус работающего человека, запускается процесс профессионально-трудовой социализации личности, формируя трудовые ценности. В тоже время те ценности, которые сформировались вне трудового процесса, могут остаться неизменными в системе ценности личности, а могут и изменить свое положение под влиянием трудовых факторов.
Переход к рыночным отношениям, структурная модификация социокультурной и политической сфер неминуемо привели к значительным переменам в ценностной структуре общества, проявившейся в сфере труда и трудовой активности не только студенческой молодежи, но и различных слоев населения. Таким образом, мы видим, как впоследствии этих изменений изменяется позиция молодых людей к труду, одной из основных сфер, где молодежь осуществляет свои ценностные ориентации, знания, способности и навыки.
Набирает популярность такой тип трудовой занятости как трудоустройство студенческой молодежи на работу, в которой не требуется квалификационные и профессиональные навыки и не способствуют, или мешают их приобретению. Это происходит по причине изменения экономики и развития сферы услуг – появления новых профессий (торговые представители, промоутеры, и д.р.) Профессиональное становления таких молодых людей долгое время занятые работой данного типа, становится неэффективным, так как индивид перенимает, включаясь в определенную социальную среду, статусы, модели поведения, и ценности. Появляется риск столкновения молодых людей с проблемами трудовой адаптации, социализации. Происходит несогласованность результатов с ожиданиями от трудовой деятельности.
Признавая большое значение и роль исследований и трудов в разработке проблем вторичной занятости студенческой молодежи, указанных выше авторов, следует заметить, что в социологии не в полной мере изучены способы управления трудовой занятостью студентов. Студенческая молодежь в современном обществе испытывает на собственном опыте различные способы и механизмы вхождения в трудовую сферу, в попытке акклиматизироваться в этой сфере, самореализоваться в жизни с целью получения социального статуса, жизненного и трудового опыта. И именно вторичная занятость, как определенное представление о характере трудовых ценностей, является одним из таких способов. Возможность получения собственного заработка, стажа и опыта в трудовой деятельности одни из основных причин сочетания учебно-образовательной деятельности с трудовой деятельностью студенческой молодежи.
Еще одним сигналом к тому, что изучение вторичной занятости является важной научно-прикладной задачей это противоречие совмещения работы студента с учебным процессом, который предполагает регулярное посещение занятий. Прослеживается изменение отношения студентов к знанию как таковому. Фундаментальные науки не представляют уже такого интереса как раньше, уступая наукам прикладным. Чтобы начать успешно работать и строить карьеру наличие диплома не является такой уж необходимостью, в отличие от опыта. Несмотря ни на что в современных условиях студенты продолжают проявлять высокие адаптационные способности, которые помогают им преодолевать трудности в экономических, финансовых и социальных сферах.
Таким образом, анализ научных источников показал существование широкого и узкого подходов к пониманию вторичной занятости. Приверженцы понимания вторичной занятости в широком подходе рассматривают ее как дополнительную и по отношению к основной работе и по отношению к различным статусам незанятости, включая трудовую деятельность пенсионеров, учащихся безработных. Определяют вторичную занятость как дополнительную (вторичную) форму использования рабочей силы уже вовлеченного в трудовую деятельность работника, сторонники узкого подхода. В самом термине «вторичная занятость» четко выражено то, что человек уже имеет основную работу. На основании методологического анализа вторичной занятости были выявлены ее характерные черты и особенности, которые проявляются в сочетаниях: долговременности и краткосрочности, формальности и неформальности, регулярности и эпизодичности.