В США к строительству бетонных дорог вместо асфальтовых приступили еще в 30-х годах прошлого столетия, и многие из них не требуют ремонта уже много десятилетий. Также бетонные дороги массово строят в Западной Европе и Китае, а вот в России бетонные дороги если и есть, то только из железобетонных плит. А почему же тогда у нас не стоят цельнолитые бетонные дороги, как в других странах? Это же очень выгодно!
Всем известно, что в России помимо дураков еще и плохие дороги, и это как бы аксиома, то есть правило, не нуждающееся в доказательствах. Но мало того, что это известно – многие в это свято верят, хотя дураков вокруг себя не наблюдают, и по дорогам ездят только по хорошим. Если бы беда России была в дураках, то она не была бы великой. Например, в Китае проблем с дураками нет, но китайцы до сих пор не умеют производить дизельные двигатели для кораблей и турбореактивные двигатели для самолетов.
Почему же тогда дураки – это проблема России, а не Китая?
Да и в других странах, кроме России и США, турбореактивных двигателей с нуля строить не умеют, но почему-то никто не говорит о том, что проблема тех стран – в дураках, которые так и не научились строить подобного рода моторы.
Ну ладно, с дураками разобрались – на самом деле в России их меньше, чем во многих других странах, а вот как быть с дорогами?
Почему считается, что дороги – это вторая проблема России? Не вижу я в России какой-то проблемы с дорогами, нормальные у нас дороги, не хуже, чем в той же Америке или Европе, и даже лучше, чем в Китае. А если кто-то находит у нас плохие дороги, то пускай посмотрит, куда те дороги ведут.
У нас со времен СССР осталось много заброшенных дорог, которые с развалом державы перестали быть нужны. Те дороги, которые нужны государству – хорошие, а те, которые не нужны – те быстро приходят в негодность. В Америке тоже полно таких заброшенных дорог, но почему-то никто не рассказывает о том, что в США очень большая проблема с дорогами.
Так вот - если вы нашли плохую дорогу, значит, эта дорога заброшенная, и никто в ее ремонт не станет вкладывать средства. А то, что по таким заброшенным дорогам до сих пор пытаются ездить люди, так это уже не проблема дорог, а проблема тех, кто их не хочет ремонтировать. А попробуйте кого-то заставить ремонтировать ненужную дорогу!
Если дорога не нужна тем, у кого есть деньги на ее ремонт, то можно считать, что дороги уже нет. А ездить можно и по кочкам – никто не заставляет. И нормальных дорог в России хватает, и никто на них не жалуется, потому что они всем нужны и ремонтируются вполне себе исправно.
Таким образом мы видим, что на самом деле в России нет проблемы дураков и дорог. И дураков у нас поменьше, чем в целом по миру, и дорог хороших у нас много, иначе сегмент экономики страны, зависящий от автомобильного транспорта, просто бы загнулся.
А теперь плавно переходим к теме, которая сегодня очень сильно интересует всех, кто наслышан о том, что в США большинство дорог делают из бетона, а у нас такие не делают вообще ни в каком количестве.
Бетонная дорога – это дорога с бетонным покрытием, а не асфальтовым. Такое покрытие обладает перед асфальтом сразу несколькими существенными преимуществами. Во-первых, бетонная дорога долговечней, то есть, ее не надо ремонтировать каждые несколько лет, потому она в перспективе очень экономичная.
Во-вторых – бетонная дорога очень ровная, и по ней можно гонять на больших скоростях, а тормозить без опаски можно даже в дождливую погоду.
В-третьих…
Искал я третье достоинство бетонной дороги, искал – и так и не нашел. А вот недостатки у таких дорог есть, причем такие, которые как раз и не позволяют в России заниматься их строительством.
Ходят упорные слухи, что у нас не строят бетонные дороги только потому, что нашим чиновникам на ремонте асфальтовых дорог можно пилить бюджет, а на бетонных много не попилишь.
Очень спорное утверждение, потому что на ремонтах даже асфальтовых дорог много не попилишь – пилить можно только на строительстве новой дороги. То есть воровать деньги на заплатках могут только мелкие чиновники, но им этого не дадут делать чиновники вышестоящие – им постоянные ремонты не выгодны совершенно, а выгодно им, чтобы дороги работали как часы – с этого они поимеют на порядки больше. Поэтому эту версию можно откидывать как несостоятельную.
Вторая версия – строительство бетонных дорог требует специального оборудования, которого в России нет.
Тоже глупость, потому что специальное оборудование для строительства бетонных дорог есть в Китае. В Китае тоже сейчас бетонными дорогами очень сильно занимаются, поэтому если бы в России в бетонных дорогах обнаружилась необходимость, то оборудование и технологии по ним - это не проблема.
А единственная причина, почему у нас не строят бетонные дороги зарыта в климатических условиях.
Как известно из открытых источников, причем американских, а не каких-то непонятных, бетонная дорога очень хорошо себя чувствует при температурах выше нуля вплоть до жары как в пустыне Сахара или Такла-Макан. То есть такое полотно может нагреваться чуть ли не до раскаленного состояния – и ничего с ним не будет, в отличие от покрытия асфальтового, которое даже при малейшей жаре просто плывет.
Но вот чего совершенно не переносит бетонная дорога – это низких температур, а еще больше – их перепадов. В этих условиях бетон начинает кочевряжиться, и дорожное полотно трескается. Ну, а треснувшее бетонное полотно – это деньги, выброшенные на ветер. Именно поэтому в Америке бетонные дороги постоянно находятся в комфортных условиях, а где вы можете найти комфортные условия на просторах нашего Отечества?
Ну, разве только где-то в Ялте, да и то не факт. Нет у нас таких условий, где бетон не трескался бы, даже с добавленными в него антиморозными присадками. Если кто не слышал о таком понятии, как «температурные разломы в бетоне», то пусть поинтересуется. Вот научное обоснование этого явления:
«Температурные разломы возникают из-за разности температур у бетонной структуры и окружающей среды. Это вынуждает более холодную часть сжиматься больше, чем более теплую, у которой сжатие сдерживается. Когда нагрузка на растяжение становится больше, чем растяжимость бетона, возникают разломы».
И это в полной мере начинает происходить в бетоне, который находится в состоянии покоя, а если он находится под постоянными механическими нагрузками, то он начинает разрушаться гораздо быстрее и гораздо сильнее, причем сразу же после введении дороги в строй.
Вот вам и единственная, по сути, причина, по которой в России бетонные дороги не имеют будущего, а вовсе не какая-то там коррупция или отсутствие необходимой техники. В США, Западной Европе и Китае, где бетонные дороги получили наивысший приоритет, на основной части территории этих государств температура стабильная круглый год, а там, где нестабильная, там в приоритете дороги обычные – асфальтовые.
Если взять цифры, то в США бетонные дороги составляют 60% от всех дорог в стране, в Китае – тоже около 60%, и в Западной Европе – 40% или около того. А вот все эти 40% и 60% «остальных» дорог соответственно – это обычные асфальтовые дороги, которые заменить на бетонные невозможно даже в продвинутой Америке. Такие дороги находятся в тех регионах, где бетонное покрытие быстро разрушится из-за неподходящего климата.
А в России, хочу снова напомнить, подходящего климата нет нигде, и даже если строить «бетонки» из самого лучшего цемента, при точном соблюдении технологии и с помощью самого лучшего оборудования – это не поможет вообще никак.
Это, конечно, не значит, что у нас не пытались строить бетонные дороги, но если они в России где-то и построены, то только пару процентов, да и то основная часть их не из цельнолитого бетона, а из железобетонных плит.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Почему в России не могут построить нормальный автомобиль?
В «богатой» Америке нищих в 100 раз больше, чем в «нищей» России