Найти в Дзене

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894-1980)

АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СМИРНОВ – СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Имя Анатолия Александровича Смирнова неотделимо от истории отечественной психологии. Он принадлежит к той плеяде замечательных ученых, которые своими трудами обеспечили становление советской психологической науки. Блестящий организатор, талантливый, широко мыслящий психолог-исследователь, прекрасный педагог, редкий по своим личностным качествам человек, Анатолий Александрович внес неоценимый вклад в развитие психологии в нашей стране. В течение нескольких десятилетий (1945–1973) он возглавлял ведущее научное психологическое учреждение Советского Союза – Психологический институт АПН СССР, был главным редактором первого в нашей стране профессионального психологического журнала «Вопросы психологии» (1955–1980), а также являлся организатором и первым президентом Общества психологов СССР (1957–1963). Его жизнь, прошедшая в бурные и трудные для советского народа времена, была полна испытаний, но он всегда находил силы

АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СМИРНОВ – СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Имя Анатолия Александровича Смирнова неотделимо от истории отечественной психологии. Он принадлежит к той плеяде замечательных ученых, которые своими трудами обеспечили становление советской психологической науки. Блестящий организатор, талантливый, широко мыслящий психолог-исследователь, прекрасный педагог, редкий по своим личностным качествам человек, Анатолий Александрович внес неоценимый вклад в развитие психологии в нашей стране. В течение нескольких десятилетий (1945–1973) он возглавлял ведущее научное психологическое учреждение Советского Союза – Психологический институт АПН СССР, был главным редактором первого в нашей стране профессионального психологического журнала «Вопросы психологии» (1955–1980), а также являлся организатором и первым президентом Общества психологов СССР (1957–1963). Его жизнь, прошедшая в бурные и трудные для советского народа времена, была полна испытаний, но он всегда находил силы двигаться вперед, не теряя человеческого достоинства. А. А. Смирнов написал более ста научных трудов, многие из которых переведены на иностранные языки. Особое место в его творчестве занимали исследования по психологии памяти. Фундаментальные научные труды А. А. Смирнова «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966) стали основополагающими трудами мировой классической психологии и получили широкое международное признание.

Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980) - советский психолог
Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980) - советский психолог

А. А. Смирнов родился 5 ноября 1894 года в небольшом подмосковном городе Рузе в семье русского дворянина, адвоката Александра Кирилловича Смирнова и немецкой баронессы Эжени (Евгении Александровны) фон Кюстерн. В связи с ранней смертью матери от туберкулеза и новой женитьбой отца, Анатолия и его брата Константина (впоследствии Митрополит Ярославский и Коломенский, умерший в уральском лагере для политзаключенных Ивдельлаг в 1941 году) забрали к себе родственники. Старшего Константина воспитывала тетка, проживавшая в старинном городе Витебске, основанном на пути «из варяг в греки» русской княгиней Ольгой в 947 году. Младший Анатолий вырос у другой тетки в Варшаве (нынешней столице Польше, бывшей тогда одним из губернских центров Российской империи), где и окончил гимназию в 1912 году. Высшее образование Анатолий получил на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета. В год его поступления свою деятельность при университете начал первый в России, созданный основоположником российской научной психологии Георгием Ивановичем Челпановым (1862–1936) Психологический институт, занятия в котором могли посещать обучающиеся разных факультетов. Будучи студентом А. А. Смирнов увлекся ставшей чрезвычайно популярной в те годы в России научной психологией, активно включился в семинарскую и исследовательскую работу. Его научным руководителем и наставником стал уникальный педагог и опытный психолог-исследователь, директор Психологического института Г. И. Челпанов, в свою очередь являвшийся учеником всемирно известного немецкого философа, «Отца экспериментальной психологии» Вильгельма Вундта (1832–1920).

Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980) в молодом возрасте
Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980) в молодом возрасте

Молодого исследователя уже тогда заинтересовала проблема памяти, а заслуженный профессор Г. И. Челпанов относился к нему с большой симпатией и видел в нем представителя того поколения, которое сможет по-настоящему разрабатывать экспериментальную психологию в России. Как известно, сам Г. И. Челпанов большое значение придавал философскому аспекту этих исследований, а А. А. Смирнова философская сторона дела не очень занимала – он предпочитал изучать психические явления методами экспериментальной науки, анализировать и обобщать факты и уже на этой основе строить собственные теоретические концепции. Первое научное исследование, выполненное им в 1914–1915 годах, называлось «О детерминативном и ассоциативном течении представлений». Его испытуемыми выступили другие слушатели челпановского «семинария» – А. Ф. Лосев (впоследствии знаменитый философ), Н. И. Жинкин, П. А. Шеварев, С. В. Кравков (в будущем – выдающиеся советские психологи).

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) - отечественный философ и психолог
Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) - отечественный философ и психолог

В 1916 году А. А. Смирнов завершил обучение в Императорском Московском университете и по его окончании был удостоен диплома первой степени. В том же году он обвенчался с Марией Федоровной Капустинской (сестрой известного русского ученого-химика Анатолия Федоровича Капустинского – исследователя тяжелого водорода дейтерия), ставшей его верной соратницей во всех делах. В ту пору люди еще всерьез принимали формулу «Пока смерть не разлучит нас» и жили в соответствии с нею – супруги Смирновы прожили вместе 64 года. По воспоминаниям его коллег, до конца своих дней Анатолий Александрович любовно-иронически называл Марию Федоровну «Моя девушка» (всю свою жизнь она проработала завучем и преподавателем русского языка и литературы в одной из московских школ в районе Арбата). В 1916 году в Европе шла Первая мировая война, участницей которой была Российская Империя, и выпускник университета сразу же был призван на военную службу. Год с небольшим А. А. Смирнов прослужил в конном кавалерийском полку и в начале 1918 года был демобилизован по той простой причине, что в октябре 1917 года в России произошла Октябрьская социалистическая революция, а армия, в которой он до этого служил, официально практически прекратила свое существование.

Анатолий Александрович Смирнов - служба в Российской Императорской кавалерии (1916-1918 гг.)
Анатолий Александрович Смирнов - служба в Российской Императорской кавалерии (1916-1918 гг.)

С февраля 1918 года А. А. Смирнов работал инструктором в культурно-просветительском отделе Московского совета рабочих депутатов, затем в аналогичном отделе Московского центрального рабочего кооператива в качестве инструктора по организации клубов для рабочих-подростков. В июне он снова был призван – на сей раз в Красную Армию, правда, лишь в статусе вольноопределяющегося (сказывалось недоверие большевиков к бывшим царским офицерам). Поскольку его воинская служба проходила в Москве, то он имел возможность неофициально продолжать заинтересовавшую его еще в студенческие годы научную деятельность. Демобилизовался А. А. Смирнов только после окончания Гражданской войны, в августе 1921 года. С этого момента вся его дальнейшая жизнь была связана с московскими вузами и исследовательскими институтами, прежде всего с его Alma mater – Психологическим институтом Московского университета (ныне Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований РАО), где он начал работать после воинской демобилизации с января 1922 года в должности сотрудника первого разряда (говоря современным языком – старшего научного сотрудника) и проработал до конца своей жизни, в течение тридцатилетнего периода занимая пост директора.

Петроградская мадонна (1920), художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1879-1939)
Петроградская мадонна (1920), художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1879-1939)

Демобилизованный из Рабоче-крестьянской Красной армии А. А. Смирнов активно включился в научную работу и продолжил свои исследования в области психологии представлений, начатые им еще в студенческие годы. По этой тематике он выступил с устным докладом на I Всероссийском психоневрологическом съезде в январе 1923 года, проведенном под почетным председательством знаменитого академика, невролога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927). Однако главным событием Съезда стало не обсуждение научных докладов его участников и делегатов, а доклад Константина Николаевича Корнилова (1879–1957) – бывшего аспиранта и подопечного Г. И. Челпанова, возглавившего в послереволюционной России борьбу за перестройку психологии на марксистской основе. Результаты этой борьбы отразились на судьбе Психологического института и многих его работников. В ноябре 1923 года при активном участии К. Н. Корнилова и группы молодых сотрудников Института его основатель и первый директор Г. И. Челпанов был отстранен от руководства учреждением и принудительно уволен «за идеалистическую позицию». Вместе с ним Психологический институт покинули многие ученики Г. И. Челпанова; в их числе был и А. А. Смирнов. Он ушел из института, ушел, как впоследствии говорил, от ненаучных, агрессивных идеологических битв, которые там разгорелись, от людей, которые никакого отношения к научной психологии не имели, но хотели сделать карьеру на этом. В тот период А. А. Смирнов занялся школьной проблематикой, детской и педагогической психологией. На пост директора Психологического института, вскоре переименованного в Государственный институт экспериментальной психологии, был назначен К. Н. Корнилов. Был объявлен новый курс развития Психологического института, направленный на построение подлинно марксистской психологии и распространение марксистской теории на психологическую науку.

Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) - советский психолог и педагог
Константин Николаевич Корнилов (1879-1957) - советский психолог и педагог

С января 1924 года А. А. Смирнов работал старшим научным сотрудником Московского научного института методов внешкольной работы (ныне Институт содержания и методов обучения РАО). Не оставлял он и педагогической работы: в январе 1931 года А. А. Смирнов становится профессором Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской). Основную область его научных интересов в этот период составляли проблемы изучения ребенка в русле широко популярной в СССР в 1920–1930-х годах педологии (от греч. pais – «дитя» и logos – «наука»), а также некоторые вопросы психотехники (такое название в те годы носила только что зародившаяся новая отрасль психологической науки – психология труда). В области педологии (комплексного направления о ребенке, объединяющего подходы разных наук: психологии, биологии, педагогики, медицины и др.) наиболее значительными работами А. А. Смирнова была «Психология ребенка и подростка» (1926), которая впоследствии выдержала четыре издания, а также «Введение в педологию в связи с учением о поведении человека» (1927).

"Портрет сына Жени" (1909), художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)
"Портрет сына Жени" (1909), художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)

Обратившись к изучению детского развития, А.А. Смирнов суммировал результаты накопленных к этому времени исследований и присовокупил к ним результаты собственных наблюдений за своими сыновьями Глебом и Мстиславом, которым и посвятил этот труд (Старший из сыновей А. А. Смирнова – Глеб спустя годы стал известным советским ученым, в 1961 году создавшим и долгие годы возглавлявшим факультет «К» (Космический) в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Младший сын – Мстислав впоследствии был известным пианистом, профессором и руководителем Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). С позиции научно-генетического подхода Анатолий Александрович в своих работах проанализировал различные возрастные периоды развития личности ребенка, закономерности психического и физического развития, свойственные этим периодам, факторы развития, особенности формирования познавательных процессов, важность игры и труда в развитии ребенка, значение детского рисунка для познания его внутреннего мира и некоторые другие проблемы. А. А. Смирнов прекратил исследования в области детского развития в связи с идеологическим давлением на психологов, вызванным борьбой с педологией и использованием психологических тестов после выхода в 1936 году широко известного Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (в 1930 году А.А. Смирнов вступил в ряды большевистской партии).

Скачет Красная конница (1932), художник Казимир Северинович Малевич (1879-1935)
Скачет Красная конница (1932), художник Казимир Северинович Малевич (1879-1935)

В начале 1933 года новым директором Института экспериментальной психологии назначают Виктора Николаевича Колбановского (1902–1977) и учреждение было снова переименовано, на этот раз в Московский научно-исследовательский институт психологии. А. А. Смирнов вновь возвратился в свою Alma-mater, где активно включился в коллективную работу по изучению зрительных ощущений и восприятия. Эти исследования со временем подтолкнули его к разработке проблем памяти. Проанализировав многочисленные работы, посвященные этой тематике, А. А. Смирнов сумел найти свой предмет исследования. Основной темой теоретических и экспериментальных разработок ученого на долгие годы стала психология запоминания. В последующих работах он провел детальную характеристику произвольного и непроизвольного запоминания, проанализировал взаимовлияние понимания и запоминания, определил значение и функции повторения, а также выделил особенности процесса повторения. Одним из важнейших экспериментальных выводов стал выведенный им целый ряд условий, влияющих на продуктивность процесса запоминания. В 1936 году Анатолий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию по психологии. Теории памяти, созданные А. А. Смирновым на протяжении всей его жизни, являются значительным вкладом в мировую научную психологию, несмотря на то что некоторые из них в нашей стране были незаслуженно забыты. Его исследования в области непроизвольного и особенно произвольного запоминания имеют огромную практическую ценность для современной педагогической психологии.

Первое издание монографии А.А. Смирнова "Проблемы психологии памяти" (1966)
Первое издание монографии А.А. Смирнова "Проблемы психологии памяти" (1966)

Когда в январе 1933 года А. А. Смирнов вернулся обратно в Институт психологии, он тесно сошелся в общении и на всю жизнь подружился с Борисом Михайловичем Тепловым (1896–1965) – уникальным ученым, харизматичным, кристально честным и глубоко порядочным человеком. Б. М. Теплов как и А. А. Смирнов также был учеником Г. И. Челпанова, участником Первой мировой и Гражданской войн (имевший абсолютный музыкальный слух, хорошее музыкальное образование Б. М. Теплов в военное время стал военспецом высочайшего класса – основоположником военно-маскировочного дела в Красной Армии; в 25-летнем возрасте он получил воинское звание комбрига, что равноценно современному генеральскому званию). А. А. Смирнов и Б. М. Теплов были практически ровесниками, у них были сходные детство и юность, общие научные и жизненные интересы – поэтому не удивительно, что очень быстро они по-человечески сошлись и стали неразлучными и верными друзьями, на протяжении долгих лет поддерживая друг друга. Из воспоминаний Анатолия Александровича и других, близко окружавших их людей известно, что они с Б. М. Тепловым были духовно близки, тесно связаны и советовались по всем, не только научным, но и жизненным вопросам. Б. М. Теплов был самым близким другом А. А. Смирнова – кроме жены Марии Федоровны, конечно. В Институте психологии оба занялись проблемой восприятия и совместно выполнили цикл экспериментальных работ.

Борис Михайлович Теплов (1896-1965) - советский психолог
Борис Михайлович Теплов (1896-1965) - советский психолог

В первые же дни Великой Отечественной войны (1941–1945) А. А. Смирнов вместе Б. М. Тепловым ушли в начале июля 1941 года в Московское народное ополчение, сформированное из добровольцев, не подлежавших воинскому призыву по разным причинам (оба ученых к тому времени уже были немолодыми, значительно старше объявленного в начале войны призывного возраста). Как и многие московские ополченцы они были обречены на жертвенную смерть (впоследствии выяснилось, что потери среди защитников на подступах к Москве осенью 1941 года оказались самыми высокими в годы Великой Отечественной войны: в живых остался только каждый четвертый). Однако А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, как и других крупнейших ученых по приказу Государственного комитета обороны (ГКО СССР) через несколько месяцев возвратили с фронтовых рубежей в Москву для срочного выполнения специальных научно-технических психологических заданий (снижение и повышение порогов восприятия и чувствительности наблюдателей в обстановке боевых действий, при выполнении задач маскировки, в условиях плохой видимости и ночного зрения, снежного ослепления, прожекторного освещения и др.).

Ополченцы в Москве (осень 1941 года), фото из архива Сергея Медведева
Ополченцы в Москве (осень 1941 года), фото из архива Сергея Медведева

В конце 1941 года в составе Института психологии, остававшегося в тот период главным центром научных исследований в психологии в СССР, совместно с другими преподавателями и их семьями, а также студентами совместно с философским факультетом Московского государственного университета А. А. Смирнов был эвакуирован из прифронтовой Москвы в среднеазиатский город Ашхабад (столицу Туркменской Советской Социалистической Республики). На новом месте семья Смирновых ютилась в маленькой глинобитной юрте на окраине города, расположенного посреди песчаной пустыни Каракумы. Жаркий климат и условия жизни в Ашхабаде были крайне трудными и непривычными для коренных жителей центральной России. Анатолий Александрович с трудом переносил пустынную жару и недостаток воды, был сильно истощен, вследствие чего долго и тяжело болел, но тем не менее продолжал упорно работать. В шумном дворике возле глинобитной юрты он всегда сидел за самодельным столом, много писал, занимаясь наукой и подготовкой к занятиям со студентами в университете (занятия с эвакуированными студентами МГУ многосменно проходили в корпусах Ашхабадского педагогического института).

Туркменские дети (1934), художник Мартирос Сарьян (1880-1972)
Туркменские дети (1934), художник Мартирос Сарьян (1880-1972)

Нехватка воды и неблагоприятные климатические условия среднеазиатской внутриконтинентальной пустыни тяжело переносились и большинством эвакуированных студентов МГУ, многим из которых так и не удалось приспособиться к экстремальной летней жаре и контрастным сильным зимним холодам, что привело в итоге к массовым академическим задолженностям студентов. Большинству эвакуированных обучающихся оказалось крайне затруднительным успешно сдать экзаменационную сессию, вследствие чего Советским правительством летом 1942 года было принято новое решение о перемещении Института психологии и философского факультета МГУ в зауральский город Свердловск (ныне Екатеринбург). На базе Свердловского военного госпиталя № 4008 сотрудниками Института психологии МГУ вскоре была создана восстановительная клиника (ее директором назначили профессора А. Н. Леонтьева), целью которой стала разработка лечебно-психологических методов восстановления двигательных и сенсорных дефектов, возникающих вследствие военного травматизма у раненных бойцов.

В восстановительной клинике эвакуационного госпиталя (1942 год), фото из архива Таисии Лисиной
В восстановительной клинике эвакуационного госпиталя (1942 год), фото из архива Таисии Лисиной

Потомки А. А. Смирнова бережно сохранили до наших дней письма военных лет, которые писали ему в годы эвакуации сотрудники Института психологии, оставшиеся в Москве. И все эти письма наполнены человеческим теплом и благодарностью. Удивительно, но уже тогда к Анатолию Александровичу обращались со словами «дорогой наш Дед», «наш Дедушка», т. е. так же, как много лет спустя звали его сотрудники института 1960–70-х годов: «Наш Добрый Дед». В этом – великое уважение к нему; ведь Анатолий Александрович совсем не был аморфным добрячком, не расточал комплиментов и хорошее от плохого, науку от халтуры, порядочность от непорядочности отделял абсолютно четко. Конечно, ничто человеческое не было ему чуждо; мог и рассердиться, и вспылить, и отчитать, но это всегда было проявлением его большой души и заботы о деле, науке, институте, людях. После освобождения территории СССР от фашистских оккупантов летом 1943 года сотрудников Института психологии и преподавателей философского факультета Московского государственного университета вернули из свердловской эвакуации в Москву. Все эти годы наряду с выполнением задач, диктовавшихся условиями военного времени, А. А. Смирнов продолжал занимался дальнейшей разработкой проблем осмысленного запоминания. Полученные экспериментальные данные позволили ему сформулировать общую закономерность соотношения произвольного и непроизвольного запоминания. В последствии, на основании тщательно проведенных им экспериментов и полученных в них обширных данных, в послевоенном 1950 году им была защищена докторская диссертация. Основные теоретические положения и эмпирические результаты докторской диссертации были представлены в его знаменитой монографии «Психология запоминания» (1948), которая по сей день стоит в ряду фундаментальных психологических исследований, имеющих непреходящую научную ценность и получивших мировое признание.

Смирнов А.А. Избранные психологические труды в 2-х томах (издание 1987 года)
Смирнов А.А. Избранные психологические труды в 2-х томах (издание 1987 года)

В 1950-е годы характер деятельности А. А. Смирнова несколько изменился. В связи с созданием Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) 11 марта 1944 года Московский научно-исследовательский институт психологии перешел в ведение АПН РСФСР, а Анатолий Александрович был удостоен звания члена-корреспондента Академии. Спустя месяц, в апреле 1944 года по представлению директора Института психологии АПН РСФСР академика Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960), А. А. Смирнов стал его заместителем. В скором времени С. Л. Рубинштейн пошел на повышение, был переведен в союзную академию (Академию наук СССР), а бывший членом большевистской партии А. А. Смирнов был утвержден в качестве директора Института психологии АПН РСФСР с 5 июля 1945 года. Его заместителем по научной работе был назначен беспартийный академик Б. М. Теплов, занимавший на тот момент должность заведующего кафедрой психологии в Московском государственном университете. 20 февраля 1947 года А. А. Смирнова избрали действительным членом (академиком) АПН РСФСР (в дальнейшем он регулярно избирался членом президиума Академии педагогических наук и некоторое время исполнял обязанности ее вице-президента). В январе 1949 года А. А. Смирнову было присвоено ученое звание профессора, а в феврале 1951 года Высшая аттестационная комиссия (ВАК СССР) утвердила его в ученой степени доктора педагогических наук (по психологии). В 1958 году он получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Мартовский снег (1904), художник Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1965)
Мартовский снег (1904), художник Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1965)

Будучи директором Института психологии АПН РСФСР помимо научной работы А. А. Смирнов должен был много заниматься научно-организационной деятельностью. Его профессиональный статус обязывал уделять внимание не только своим научным интересам, но и проблемам, важным для всей психологической науки того времени. В частности, в ходе печально-известной «Павловской сессии» двух академий: АН СССР и АМН СССР (проведена в 1950 году в связи с празднованием 100-летнего юбилея знаменитого физиолога, первого в России Нобелевского лауреата И. П. Павлова) действительными членами (академиками) Академии медицинских наук СССР А. Г. Ивановым-Смоленским, К. М. Быковым и др. было заявлено о необходимости лишения психологии статуса самостоятельной науки и введении ее в состав науки, изучающей функции коры больших полушарий головного мозга, – физиологии высшей нервной деятельности. В создавшейся обстановке сталинских репрессий (в конце 1940-х – начале 1950-х годов в СССР шла борьба с т. н. «лженауками» генетикой, кибернетикой, социологией и др.) перед советскими психологами встала сложная задача: не вступая в открытую конфронтацию с идеологической линией, в то же время отстоять свою самостоятельность, найти приемлемое русло исследований. И в этом немалую роль сыграли директор Института психологии А. А. Смирнов и его заместитель по научной работе Б. М. Теплов. Во многом благодаря их чрезвычайным усилиям, в частности, исключительному решению, принятому по собственной инициативе лично Б. М. Тепловым, статус психологии как самостоятельной науки в нашей стране удалось отстоять.

Иван Петрович Павлов (1849-1936), старейшина физиологов мира, первый в России Нобелевский лауреат
Иван Петрович Павлов (1849-1936), старейшина физиологов мира, первый в России Нобелевский лауреат

В годы начавшейся хрущевской оттепели, после долгого перерыва (дореволюционный журнал «Вопросы философии и психологии» был закрыт в 1918 году) психологи обрели право на издание своего специального профессионального журнала. При непосредственном участии А. А. Смирнова с 1955 года в Советском Союзе начал выходить журнал «Вопросы психологии» (издается и в настоящее время), главным редактором которого А. А. Смирнов и Б. М. Теплов поочередно оставались до своих последних дней. В 1957 году было создано Общество психологов СССР (преемником которого в наши дни является Российское психологическое общество), в организации которого А. А. Смирнов также сыграл огромную роль и был его первым председателем. В этот же период после долгого перерыва советские ученые получили некоторые возможности контактов с зарубежными коллегами. В 1953 году А. А. Смирнов возглавил делегацию советских ученых на Международных днях ребенка в Париже, где выступил с докладом о развитии детской и педагогической психологии в СССР. Активно участвовал он и в других высоко-статусных научных форумах, в частности в работе ХV (1957 год, Брюссель) и ХVI (1960 год, Бонн) Международных психологических конгрессов. С группой советских ученых он был в научных поездках в США, выступал с устными докладами в Англии, Австрии, Польше, ГДР, Чехословакии и других зарубежных странах. И всегда его выступления неизменно вызывали огромный интерес и в большой мере способствовали международному авторитету советской науки.

Анатолий Александрович Смирнов (1884-1980) в зрелом возрасте
Анатолий Александрович Смирнов (1884-1980) в зрелом возрасте

С 4 по 11 августа 1966 года в Москве состоялся ХVIII Международный психологический конгресс, прошедший под эгидой Международного союза психологической науки (IUPsyS). Это был первый (и до сих пор единственный) в истории отечественной психологии Международный конгресс, проведенный в нашей стране. Он собрал рекордное по тому времени количество делегатов: в работе конгресса приняли участие свыше 4000 гостей из 44 стран мира. Проведение крупнейшего в истории психологии международного конгресса потребовало огромной организаторской работы, основная тяжесть которой легла на сотрудников Института психологии АПН РСФСР и лично А. А. Смирнова как председателя Организационного комитета ХVIII Международного психологического конгресса. Помимо уникального научного доклада по проблемам психологии памяти А. А. Смирнов выступил на Конгрессе с знаменитой вечерней лекцией "О путях развития советской психологии", вызвавшей неподдельный интерес у всех участников научного мероприятия.

Открытие XVIII Международного психологического конгресса (Москва, Кремлевский дворец съездов, 4 августа 1966 года)
Открытие XVIII Международного психологического конгресса (Москва, Кремлевский дворец съездов, 4 августа 1966 года)

Особое место в работе ХVIII Московского психологического конгресса занял Симпозиум по физиологическим основам индивидуальных психологических различий, посвященный памяти выдающегося советского психолога, признанного лидера московской психологической школы, уникальной личности Бориса Михайловича Теплова (1896-1965) – создателя получившего широкое международное признание научного направления «Дифференциальная психофизиология». Активный участник нескольких предыдущих международных психологических конгрессов (Монреаль, 1954; Брюссель, 1957; Бонн, 1960; Вашингтон, 1963), занимаясь научной подготовкой советской делегации к проведению в 1966 году Московского конгресса, Б. М. Теплов внезапно ушел из жизни, не дожив совсем немного до его открытия. Посвященный памяти ученого Симпозиум возглавил его многолетний коллега и самый близкий друг – Председатель Организационного комитета Московского конгресса А. А. Смирнов, который мог рассказывать об уникальном жизненном и научном пути Б. М. Теплова («окаянной судьбе»), его безупречном и высоконравственном облике ученого и человека часами.

Капитаны (Мальчишки на пристани) (1964), фотограф Галина Захаровна Санько (1904-1981)
Капитаны (Мальчишки на пристани) (1964), фотограф Галина Захаровна Санько (1904-1981)

В конце 1950-х гг. А. А. Смирнов обратился к исследованию историко-психологических вопросов. Широкую известность получил текст уже упомянутой вечерней лекции А.А. Смирнова на XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, 1966 год), изданной по просьбам делегатов конгресса на русском, французском и английском языках в Москве, а затем перепечатанный во многих психологических журналах других стран. Одной из первых советских послевоенных публикаций в зарубежных изданиях была статья о русской психологии, написанная по заказу международного издания «История науки» А. А. Смирновым совместно с Б. М. Тепловым. Очерк развития советской педагогической психологии 1940–1970-х гг. был опубликован А. А. Смирновым в сборнике, посвященном педагогической психологии в странах социализма, изданном в Праге (Чехословакия). Неоднократно А. А. Смирнов подводил итоги развития психологической науки как в целом по СССР, так и по союзным республикам, в связи с юбилейными датами (40-летие и 50-летие Октябрьской революции, 50-летие образования СССР). Для современных историков научной психологии эти обзоры сегодня являются важнейшим источником изучения советской психологии, поскольку отличаются полнотой охвата всех исследуемых проблем, точной передачей их смысла и вклада в науку. Такой же характер носят и работы А. А. Смирнова, раскрывающие психологические взгляды и творческую роль ряда выдающихся мыслителей и ученых – Я. А. Коменского, А. И. Герцена, К. Д. Ушинского, К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова.

Ночь на Патриарших прудах (1928), художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943)
Ночь на Патриарших прудах (1928), художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943)

Наибольшую ценность среди работ историко-психологического цикла составляет капитальная монография А. А. Смирнова «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР», вышедшая в серии «Основы психологии». Этот фундаментальный труд представляет плод многолетних раздумий автора о путях развития русской и советской психологической науки. Пожалуй, более, чем его другие произведения, эта монография отражает черты личности ее автора, стиль его научной деятельности. А. А. Смирнов – главный редактор и один из авторов вузовского учебника по психологии, автор нескольких учебных программ преподавания психологических дисциплин. На протяжении многих лет он вел преподавательскую работу в вузах, в частности – в Московском государственном университете. В течение десятилетий А. А. Смирнов принимал непосредственное участие в создании ряда уникальных советских энциклопедических изданий: был научным консультантом по отделу психологии во втором издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), в третьем издании Малой Советской Энциклопедии (МСЭ), в первом и втором изданиях Энциклопедического Словаря, одним из организаторов и членом редакционной коллегии четырехтомной Педагогической Энциклопедии.

Двухтомник "Психологическая наука в СССР" (издано в Институте психологии АПН РСФСР в 1959-1960)
Двухтомник "Психологическая наука в СССР" (издано в Институте психологии АПН РСФСР в 1959-1960)

Возглавляемый А. А. Смирновым Институт психологии АПН СССР на протяжении многих десятилетий являлся ведущим исследовательским учреждением страны в области психологии. В нем была развернута работа по важнейшим направлениям современной психологической науки. Анатолий Александрович особенно заботился о том, чтобы в институте плодотворно развивались самые разные направления и школы советской марксистской психологии, чтобы в нем формировались высококвалифицированные и широко образованные исследователи. Это вместе с присущей Анатолию Александровичу высокой гуманностью, и демократичностью во взаимоотношениях с людьми создало в Институте ту особую доброжелательную и творческую атмосферу, которую отмечал всякий, побывавший в нем. В этой атмосфере сложился сплоченный, творческий коллектив, уникальность которого признавали все, кто были с ним так или иначе связаны. В результате Институт психологии АПН СССР стал не только крупным научным учреждением и родным домом для его сотрудников, но и кузницей психологических кадров для вновь создававшихся учреждений: отделения, а затем факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, многих кафедр психологии и прикладных лабораторий в различных городах Советского Союза.

Природный парк "Ленские столбы" (Якутия)
Природный парк "Ленские столбы" (Якутия)

Результаты экспериментальных и теоретических исследований, проведенных в Институте в эти годы, оказали заметное влияние и на развитие теоретической психологии, и на различные сферы практики, связанные с техникой, медициной и главным образом с обучением и воспитанием. Учениками А. А. Смирнова было успешно защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций по психологии. Работа Института, проводившаяся под его повседневным управлением была высоко оценена партией и правительством: в 1971 году руководимый им институт – первым в Академии педагогических наук СССР – был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Родина высоко оценила и личные заслуги Анатолия Александровича, наградив его орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Анатолий Александрович Смирнов (конец 1970-х гг.)
Анатолий Александрович Смирнов (конец 1970-х гг.)

В январе 1973 года А. А. Смирнов оставил пост директора Института, сохраняя заведование научно-исследовательской лабораторией памяти. В мае 1975 года он перешел на положение профессора-консультанта. Уход Анатолия Александровича с поста директора НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (очередное переименование института произошло по независящим от А. А. Смирнова обстоятельствам в 1970 году), конечно, был весьма драматичным событием для профессионального сообщества психологов, для научного коллектива института. Есть такие руководители, которые не просто оставляют в истории свой след, а маркируют эпоху. В истории современного Федерального центра психологических и междисциплинарных исследований РАО (ребрендинг 2023 года) – это Г. И. Челпанов и А. А. Смирнов. Если первый создал более столетия назад Психологический институт, то второй, конечно же, его сохранил и развил в трудные десятилетия отечественной истории психологии.

Преподаватели и студенты Психологического института: в центре нижнего ряда - директор Г.И. Челпанов (Москва, 1914 год))
Преподаватели и студенты Психологического института: в центре нижнего ряда - директор Г.И. Челпанов (Москва, 1914 год))

Одной из последних крупных прижизненных публикаций А. А. Смирнова стала статья в переиздаваемой тогда к 80-летию Б. М. Теплова книге «Психология и психофизиология индивидуальных различий», для которой он написал воспоминания о своем многолетнем друге и соратнике. 24 мая 1980 года А. А. Смирнова не стало. По решению коллектива Института у входа в Большую аудиторию, в которой проходили заседания Ученого совета, руководимого в течение трех десятилетий А. А. Смирновым, навечно установлена памятная мемориальная доска: «Ученому, общественному деятелю и замечательному человеку Смирнову Анатолию Александровичу, директору Института в трудные 1945–1973 годы. Благодарные сотрудники».

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова24 мая
ВИЛЬГЕЛЬМ МАКСИМИЛИАН ВУНДТ (1832–1920)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова23 декабря 2024
ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862–1936)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова9 октября 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1966)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова6 августа 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1948, 1951)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова5 июля 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ: (1932, 1937 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова21 июня 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1926, 1929 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова19 мая 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1905, 1909, 1923 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова25 февраля 2024
ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1889, 1892, 1896, 1900 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова7 февраля 2024
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РПО): УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова18 января 2024
ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГОВ СССР: ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ . . .
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова4 января 2024
ПЕРВОЕ В РОССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ: ПСИХОЛОГИЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова20 ноября 2023
ДЕНЬ ПСИХОЛОГА: ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА ТЕХ, КОМУ ИЗЛИВАЮТ ДУШУ
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова12 ноября 2023

Все изображения, размещенные на данном канале, взяты из открытых источников различных информационных ресурсов сети Интернет.

Все права на графические материалы, представленные на канале, принадлежат их законным владельцам.