В конце 2024 года замечательная актриса, любимица публики Алиса Фрейндлих отметила свое 90-летие. Несмотря на то, что артистка планировала провести этот день в кругу семьи, 8 декабря под шум оваций она вышла на сцену БДТ, чтобы принять поздравления людей искусства. Увидев сообщения об этом, многие, знавшие актрису только по телеролям, удивлялись: почему именно БДТ Товстоногова?
Да-да, далеко не все знали и знают, что Алиса Бруновна почти половину жизни проработала в Большом театре в Питере. И театралам известна не только как директриса «Служебного романа», предприимчивая мать из «Жестокого романса» или королева из «Мушкетеров».
И в этой статье мы поговорим о том, что есть БДТ и насколько тесно его история связана с историей Френдлих.
Заранее оговоримся, Драмтеатр – не первая сценическая площадка Алисы Бруновны. Дебютировала будущая звезда в театре Комиссаржевской (около десяти ролей) и далее – в театре Ленсовета. И уже тогда вкрадчивое обаяние Фрейндлих действовало на окружающих обезоруживающе: женщина могла неделями оставаться незамеченной, а потом обратить на себя внимание так вовремя, так к месту, то в дальнейшем разговоры шли только о ней. Руководитель театра Ленсовета, по его же признанию, сделал несколько постановок специально под Фрейндлих, так что в репертуаре преобладали мелодрамы. Вскоре режиссер и актриса поженились, у них родилась дочь.
Уже после «Служебного романа» и развода с супругом Алиса Бруновна попала в БДТ. Это было в 1983 году. На тот момент самому театру было 63 года с момента основания.
С чего начинался БДТ
Большой драматический театр Петербурга за свою историю носил два имени: вплоть до 1992 года – имени Горького (основателя), после – режиссера Товстоногова.
Здание театра на набережной Фонтанки изначально строилось под спектакли, но еще в дореволюционной России. Постройку инициировал граф Апраксин. Вообще фамилия титулованной семьи на века отметилась в истории города. И местные, и гости Питера прекрасно знакомы с «Апрашкой» – Апраксиным двором – большим торговым комплексом в центре города. Именно здесь, на лучшем участке с прекрасным видом и был выстроен театр. Тогда он назывался Суворинским.
После революции по инициативе Максима Горького здесь разместился БДТ, но не сразу. Театральную труппу и режиссерский состав собирался по ведущим театрам города и изначально артисты выступали в зале Консерватории.
Премьерный спектакль «Дон Карлос» ждал неминуемый успех. Каждая постановка становилась аншлаговой. Хотя, по воспоминаниям современников, для здоровья гостей это было настоящим испытанием: зал не отапливался, а сам спектакль шел порядка пяти часов. Тогда же стало понятно, что театру нужна другая площадка. Но только год спустя, в 1920 году, БДТ отдали то самое здание Апраксина.
Поэтому дату рождения того самого театра БДТ определить сложно. Как считать? По дате сбора команды? По дате переезда в здание? Или вовсе по дате постройки этого здания? Официально отсчет ведется с момента формирования труппы.
С первых лет работы театр стал считаться передовым: здесь особое внимание уделялось декорациям, костюмам и музыкальному сопровождению. Интересный факт: многие костюмы для спектаклей – не спецпошив, а изъятые из богатых домов реальные наряды знати. Да и мебель для сцен спектакля использовалась подлинная, ранее стоявшая в господских домах.
Новая эпоха БДТ началась с приходом Константина Тверского. Он шесть лет руководил постановками, оставив должность в 1935 году. Именно его заслуга в том, что театр осовременился – отказался от пышных пафосных постановок прошлого и обратился к современной на тот момент драматургии. Что примечательно, несмотря на предпочтение современным пьесам, завершил свою деятельность Тверской постановкой Шекспира. В тот период часто ставился Лавренов, Замятин, Олеша и другие.
Тяжелый кризис и новый расцвет
С момента ухода Тверского (уволен, затем расстрелян), в театре начался кризис: режиссеры с опаской брались за новые постановки и, проработав недолгое время, уходили с должности. В период Великой Отечественной войны БДТ эвакуировали – в Питере он не работал. Труппа вернулась в родной город только в 1943 году. Два года артисты играли для госпиталей и военных. Завершение войны, несмотря на ожидания, не стало точкой взлета для театра. В нем также сменялись режиссеры, причем даже с большей частотой. Планировать постановки на годы вперед было невозможно. Неопределенность сказывалось и на качестве работ. Зрительный зал театра опустел и постепенно начали накапливаться долги.
Все изменилось, когда в театр пришел Георгий Товстоногов. Он руководил БДТ 33 года.
Режиссер пришел в Драмтеатр в 1956 году уже будучи хорошо известным и в театральных кругах, и среди зрителей Петербурга (на тот момент – Ленинграда). Впервые за долгие годы руководителю было дано «добро» на фактически полное управление составом команды и репертуаром. Он мог нанимать и увольнять сотрудников, назначать людей на ответственные должности (по своей, художественной части. За административный аппарат отвечал директор). В тот год был проведен масштабнейший просев актеров. Около трех десятков артистов были уволены. Пришлось пересмотреть и репертуар для привлечения первых зрителей ставились легкие развлекательные спектакли. А уже после, когда театр выбрался из долгов, режиссер приступил к сложным драматическим произведениям. БДТ выстоял и продолжил свою деятельность на полную мощь.
БДТ и Алиса Фрейндлих
Когда в БДТ пришла Алиса Фрейндлих, Товстоногов руководил театром уже 27 лет. Вместе им проработать оставалось порядка шести лет. К этому моменту Товстоногов уже работал с очень известными артистками: кого-то переманил из других театров, кого-то открывал сам с нуля. Среди них были Эмма Попова, Людмила Макарова, Татьяна Дорогина, Светлана Крючкова, Нина Усатова.
Понимая, что известность актрисы положительно отражается на театре, режиссер не препятствовал тому, чтобы Алиса Бруновна параллельно продолжала съемки в кино. Именно в этот период она снялась в ставшей культовой ленте «Жестокий романс». Причем изначально художественный совет отказывался утверждать ее на роль – Фрейндлих просто не видели в роли матери Ларисы. Но сам Рязанов отстоял кандидатуру Алисы.
В БДТ Фрейндлих «ворвалась» сразу с яркой ролью в «Блондинке» Александра Володина. Далее ее ждали знаковые роли , в «Макбете», «Дядюшкином сне», «Калифорнийской сюите», «Коварстве и любви», «Алисе», «Лете одного года» и других.
В каждом сезоне артистка была занята в 4-5 постановках Драмтеарта. Поэтому в среде театралов устоялось выражение «сходить на Фрейндлих», значит «сходить в БДТ». Актриса была прочно вплетена в историю театра и продолжила работать в нем в пост-товстоноговский период.
В 2020 году Фрейндлих перенесла тяжелый коронавирус и восстанавливалась вплоть до следующего года. По сей день ходят слухи, что актриса была вынуждена уйти со сцены в связи с состоянием здоровья. Это неправда. Она давно уже вновь вышла на сцену. Более того, в интервью заявляет, что вполне возможно вновь сыграет еще и в кино.
Афиша БДТ Товстоногова на ближайшее время
Репертуар театра довольно широк и в нем до сих пор остается место для классики и для спектаклей, которые играют здесь не один год (а то и десяток лет).
Спектакль «Слава». Как говорит о спектакле режиссер – это советский «Ла-Ла Лэнд». Максимально точное отражение характера постановки!
Спектакль «Лето одного года». История о семье: с ссорами и воссоединениями, с представителями разных поколений, с тихими радостями и такими простыми и близкими заботами.
Спектакль «Материнское сердце». Большое путешествие Авдотьи Громовой на мотоцикле «Урал» в столицу – туда, где ее сына хотят заключить в тюрьму. В пути матери встретятся самые разные люди – со своими тайнами, надеждами и историями.
Спектакль «Преступление и наказание». Классическая постановка Достоевского – выдержанная, психологически тяжелая, выверенная до каждого шага и жеста.
Спектакль «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Спектакль о бездействии. О надежде на лучшее, без приложения усилий. В таком состоянии живут пять женщин: они ждут, что их мужчины вернутся, а вместе с ними исчезнут все проблемы.
Спектакль «Три сестры». Еще одна безупречная классическая постановка. Чеховская неспешность и даже зацикленность на психологическом состоянии героев на сцене раскрывается на полную мощь.
Больше спектаклей театра можно найти здесь.
Спектакли и концерты на других площадках Москвы вы можете найти на нашем билетном сервисе Порталбилет. Множество концертов, удобный поиск, подборки и рекомендации. Просто купить, есть гарантия возврата. Приходите к нам, каждому подберем чем занять свой досуг.
Подписывайтесь на наш канал – впереди вас ждет много интересных новостей и полезных заметок!