Найти в Дзене
Живём в России

Кому и за чей счёт строить социальные объекты?

Нечёткое понимание строительства социальных объектов вводит в ступор застройщиков. Вопросы, касающиеся обязанностей застройщиков в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ), до сих пор остаются неясными и требуют дальнейшего обсуждения. Об этом заявил Максим Федорченко, вице-президент Российского союза строителей (РСС), в ходе видеоконференции, посвященной изменениям в законодательстве о КРТ. Федорченко отметил, что обязанности застройщиков по созданию объектов инфраструктуры являются ключевыми, однако четкой определенности в этом вопросе не наблюдается. Он выразил опасения по поводу возможных проблем, связанных с судебной практикой, когда застройщики могут быть привлечены к финансовым обязательствам по строительству социальных объектов, даже если эти объекты уже были возведены. По его мнению, в предыдущих версиях законопроекта была предусмотрена возможность финансирования социальных объектов как за счет собственных средств застройщиков, так и из бюджета. Однако в окончате

Нечёткое понимание строительства социальных объектов вводит в ступор застройщиков. Вопросы, касающиеся обязанностей застройщиков в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ), до сих пор остаются неясными и требуют дальнейшего обсуждения. Об этом заявил Максим Федорченко, вице-президент Российского союза строителей (РСС), в ходе видеоконференции, посвященной изменениям в законодательстве о КРТ.

Фото: https://odin.ru/news
Фото: https://odin.ru/news

Федорченко отметил, что обязанности застройщиков по созданию объектов инфраструктуры являются ключевыми, однако четкой определенности в этом вопросе не наблюдается. Он выразил опасения по поводу возможных проблем, связанных с судебной практикой, когда застройщики могут быть привлечены к финансовым обязательствам по строительству социальных объектов, даже если эти объекты уже были возведены.

По его мнению, в предыдущих версиях законопроекта была предусмотрена возможность финансирования социальных объектов как за счет собственных средств застройщиков, так и из бюджета. Однако в окончательной редакции эта формулировка была удалена, это и может привести к неопределенности в использовании бюджетных средств.

Фото: Скриншот трансляции/Интерфакс
Фото: Скриншот трансляции/Интерфакс

Федорченко также поднял важный вопрос о том, какую именно инфраструктуру должны строить застройщики. Он отметил, что такие объекты, как пожарные депо или ливневая канализация, могут значительно увеличить стоимость жилья. По его мнению, финансирование таких проектов должно осуществляться за счет налоговых поступлений и долгосрочных инвестиций.

Кроме того, эксперт подчеркнул необходимость четкого понимания обеспеченности территорий социальными объектами. В настоящее время отсутствует ясное определение этого понятия, что может привести к избыточным нагрузкам на местные бюджеты из-за недостаточной заполняемости социальных объектов.

Федорченко также предложил рассмотреть возможность использования участков земли для размещения инфраструктуры, которые не имеют общих границ с землями правообладателей. Он выразил надежду на то, что этот вопрос будет обсужден и решен в будущем.

В дополнение к ранее озвученным вопросам, Максим Федорченко, вице-президент Российского союза строителей (РСС), предложил рассмотреть возможность реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) на участках, занятых объектами индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Он отметил, что такая инициатива могла бы включать не только расселение аварийных или ветхих объектов ИЖС, но и тех, которые находятся в хорошем состоянии, при этом с возможностью голосования для жильцов.

В середине декабря 2024 года Госдума РФ на пленарном заседании приняла во втором и третьем чтениях законопроект, обязывающий застройщиков создавать социальные объекты в рамках проектов КРТ. Как заявил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, концепция законопроекта, принятая в первом чтении, была направлена на обязательное обеспечение территории КРТ объектами социальной инфраструктуры.

"Ко второму чтению мы предусмотрели детальный механизм реализации, прописали инструменты и взяли за основу уже реализуемые некоторыми регионами механизмы. Мы конкретизировали обязанности застройщика соблюдать очередность планируемого развития территорий, сроки строительства, синхронизировали все процессы ввода. Также уточнили требования к договору о КРТ", – подчеркнул Пахомов.

В своем телеграм-канале депутат добавил, что после вступления в силу этого решения регионы "получат право запрещать строительство многоквартирных домов без социальной и иной инфраструктуры".

Скриншот с сайта https://sozd.duma.gov.ru
Скриншот с сайта https://sozd.duma.gov.ru

Как уточняется в пояснительной записке к документу, источник финансирования такого строительства будет определяться при принятии решения о КРТ. Это подчеркивает важность четкой координации между застройщиками и местными властями для обеспечения комплексного подхода к развитию территорий и созданию необходимой инфраструктуры для граждан.

"Если реализация решения о комплексном развитии территории будет обеспечиваться оператором комплексного развития территории, такое решение должно предусматривать обязательство указанного лица обеспечить за счет собственных средств и (или) за счет средств бюджета бюджетной системы РФ строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, объектов, предназначенных для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на такой территории".

Вопросы комплексного развития территорий требуют более детального анализа и четких решений, чтобы избежать финансовых и юридических проблем для застройщиков и обеспечить доступное жилье для граждан.

Мы есть и во "ВКонтакте". Читай, не пропускай.