Найти в Дзене
Пограничный контроль

Памяти мастера. Почему нужно смотреть третий сезон «Твин Пикса»

Ушел в другие миры великий Дэвид Линч, и в память о нем посвятим нашу очередную сериальную пятницу его наследию. Это, конечно, для многих из нас, в первую очередь, сериал «Твин Пикс». Мы на нем росли и взрослели, открывали через него окно в огромный новый мир, узнавали нечто необъяснимое и невыразимое о себе и о других. О первых двух сезонах, думаю, рассказывать не нужно – все, кто хотел, давным-давно их посмотрели. А вот третий сезон, вышедший в 2017 году, и в свое время, кажется, был немного обделен вниманием, и сейчас уже значительно подзабыт. Человеческая природа проста – нам, конечно, хочется помнить молодого Кайла Маклохлена, юных Шерилин Фенн и Мэдхен Эмик. Наблюдать за их возрастными изменениями многим не так интересно. Но посмотреть третий «Твин Пикс», на мой взгляд, все же стоит. Особенно если первые два сезона были для вас не просто модой, а чем-то очень глубоким и серьезным. Во-первых, и это очень важно, Линч сдержал свое обещание, высказанное устами Лоры Палмер агенту Купе

Ушел в другие миры великий Дэвид Линч, и в память о нем посвятим нашу очередную сериальную пятницу его наследию. Это, конечно, для многих из нас, в первую очередь, сериал «Твин Пикс». Мы на нем росли и взрослели, открывали через него окно в огромный новый мир, узнавали нечто необъяснимое и невыразимое о себе и о других.

О первых двух сезонах, думаю, рассказывать не нужно – все, кто хотел, давным-давно их посмотрели. А вот третий сезон, вышедший в 2017 году, и в свое время, кажется, был немного обделен вниманием, и сейчас уже значительно подзабыт. Человеческая природа проста – нам, конечно, хочется помнить молодого Кайла Маклохлена, юных Шерилин Фенн и Мэдхен Эмик. Наблюдать за их возрастными изменениями многим не так интересно. Но посмотреть третий «Твин Пикс», на мой взгляд, все же стоит. Особенно если первые два сезона были для вас не просто модой, а чем-то очень глубоким и серьезным.

Во-первых, и это очень важно, Линч сдержал свое обещание, высказанное устами Лоры Палмер агенту Куперу в Черном Вигваме. Он действительно вернулся через 25 лет, и, согласитесь, одно это дорогого стоит. В нашем-то мире, где люди не помнят своих обещаний, данных лишь неделю назад или даже вчера, выдержанный 25-летний срок выглядит не просто вежливостью и вниманием – он выглядит настоящей любовью. Да ей и является – Линч, конечно, очень любит своих зрителей, и просто невозможно, как по мне, не отвечать ему взаимностью.

-3

Эта любовь, внимание и уважение раскрываются и в самом сериале – все ружья в нем послушно выстреливают, все концы сходятся с концами. Если вы не поняли, что же на самом деле произошло с Купером в конце второго сезона, то в третьем сезоне все встанет на свои места. Вместе с Дейлом мы совершили трансцендентный переход, открыли портал в другое измерение и теперь вынуждены существовать по правилам этой новой реальности – заново сотканной из нашего обыденного физического мира и едва ощутимого потустороннего вмешательства.

Эта новая ткань реальности плетется буквально из всего, что подворачивается под руку. Здесь не только совы – не то, чем кажутся, здесь обычный вишневый пирог из категории еды плавно перемещается в категорию сакральных артефактов. Да так ловко и практически незаметно, что этот (прямо скажем, ошеломительный) переход воспринимается, как нечто естественное.

Люди, которые пытаются в этой новой реальности жить по законам старого прямолинейного мира, терпят, как и ожидается, жизненные неудачи. Те же, кто таинственное веяние пусть и неосознанно, но ощущает, и не дает физическому миру себя отвлечь и заморочить, оказываются в выигрыше и получают новый шанс.

Любые знания, любые попытки постичь реальность глубже, чем привычный водоворот «работа – придорожное кафе – дом», оборачиваются пользой для исследователей. Да и зрителей тоже, с наслаждением расслышавших или увидевших в сериале цитаты из Конан Дойля, О. Генри, культовых фильмов XX века, узнаваемую музыку, живопись, предметы интерьера и многое другое. Эта новая ткань реальности плетется и для нас – и чтобы выжить в ней и сохранить рассудок, нам просто необходимо узнать ее и полюбить.

-7

Во-вторых, третий сезон «Твин Пикса», как ничто прежде, принципиально по-новому исследует природу зла. Вопрос не столько в том, какие бездны таятся в глубинах человеческой души и какие травмы их вызывают, сколько в том, на что человек готов ради познания собственных демонов. Увидеть себя в зеркале, как портрет Дориана Грея, изувеченного своими пороками и низменными страстями – страшно. Но еще страшнее заранее знать об этом и решиться на этот взгляд, зная, что без этого не получится выйти к свету и истине. Мужество этой решимости, этой попытки преодоления и выводит нас из опостылевшей обыденности, меняет нашу жизнь и приносит в нее успокоение, радость и счастье. И только таким – невероятным и, по сути, нечеловеческим путем мы и можем заново обрести в себе человечность.

-8

И в-третьих, это просто обворожительно красиво. Классическая линчевская эстетика здесь как будто вырывается на новый уровень, и оторваться от экрана невозможно – он словно засасывает тебя внутрь, в эти удивительные и (чего греха таить) очень жуткие и странные миры. Да, парадоксальным образом красота реальности нового «Твин Пикса» не делает его менее страшным, но еще сильнее подчеркивает жуть происходящего, вводя в оцепенение, сравнимое лишь с сонным параличом. Ты не в силах пошевелиться, не в силах встряхнуться, чтобы сбросить с себя кошмарное наваждение, полностью подчиняясь видимому и происходящему, которое заставляет тебя пройти через него, как сквозь огонь. И вот – совершенно внезапно, но подспудно еще как ожидаемо – наступает катарсис, очищение. И после этого жесточайшего испытания ты возвращаешься к самому себе – обновленному и сияющему, как никогда.