Пакистан и Афганистан являются странами с очень высоким процентом мусульманского населения. Свыше 95% людей называют себя мусульманами. Вместе они составляют почти 300 млн человек. При этом в обеих странах распространен странный, как может показаться, обычай, известный как "бача-бази".
Бача-бази - это подростки-танцоры, используемые для разного рода развлечений. Это распространенная в исламских странах форма детского рабства, действующая на протяжении сотен лет. В Османской империи были свои мальчики-танцоры, их называли кучеками, что означает "верблюжонок". В Египте таковыми были хавалы, переодетые в женскую одежду юноши.
В переводе с персидского "бача-бази" означает "мальчик для игр" или "мальчик для утех". По традиции пляшущих мальчиков приглашают на свадьбы, частные посиделки и застолья, чтобы они танцевали перед публикой или посреди мужского сообщества. У состоятельных мужчин есть собственные бача-бази, что является символом их статуса. Обычно бача-бази молоды, физически развиты, женственны и внешне привлекательны.
В бача-бази отбирают подростков в возрасте около одиннадцати лет, чтобы они танцевали в женской одежде на частных вечерах. Присутствие бача-бази говорит о статусности собрания и достатке хозяина. После достижения совершеннолетия мальчика отпускают. Ему разрешают быть мужчиной, однако на практике бывший бача-бизи сталкивается с рядом проблем из-за общественного порицания.
Сегодня в Афганистане бача-бази вне закона, однако они продолжают пользоваться спросом на рынках. Если бача-бази убегает от хозяина, то семья, друзья и общество не принимают его обратно. У таких подростков низок шанс начать новую нормальную жизнь.
Поэтому подростки держаться статуса бача-бази, потому что это им дает относительную защищенность и признание. В позапрошлом веке русский художник-баталист Василий Верещагин опубликовал "Очерки, наброски, воспоминания", где описал свой опыт встречи с бача-бази. Он подробно рассказал, как происходит представление бача-бази перед афганскими мужчинами:
Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький батча; высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов - молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые -все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово "таксир" (государь). Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях и непременно сделавши предварительно бату. Мальчик принимает все это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным.
В 2009 году фотографу Барату Али Батуру удалось попасть на закрытый вечер, где танцуют бача-бази. Дело было в Кабуле. Он заметил полицейского, который обнимал мальчика. Приблизившись к ним, он рассмотрел подростка - тот ходил как девочка. Брови мальчика были приподняты. Когда он ушел от полицейского, Барату удалось поговорить с ним и взять номер.
Мальчика звали Шукур. Он долгое время отказывался сотрудничать с Баратом, но в итоге согласился. Шукур познакомил фотографа со своими друзьями, Фрейдуном и Шахарьяром. Они позволили Барату сделать снимки из их жизни и выступлений.
В разделе Премиум опубликованы эксклюзивные статьи, а также есть возможность задать вопросы автору.