Найти в Дзене
ARTEFACTORU

Дом легендарного коллекционера Джо Томе в Бейруте

“Стиль Джо всегда совмещал в себе два элемента: с одной стороны это игривая эклектика, но в то же время Джо был вдумчивым историком”, - говорит двоюродный брат и бывший деловой партнёр Джо Томе Рами Бутрос, когда проводит экскурсию по дому ныне покойного торговца антиквариатом. Джо Томе, почитаемая и известная фигура в мире декоративно-прикладного искусства, был коллекционером по преимуществу с безошибочным чутьём на лучший ориенталистский и левантийский антиквариат. На дороге, ведущей к старому прибрежному шоссе из Бейрута в Батрун, за зарослями цветущих лиан скрыт самый любимый проект Томе. Бейт-Хабеб, большой каменный дом, на первый взгляд ничем не примечателен, но за его суровым фасадом скрывается настоящая яркая сокровищница. По словам младшего брата Томе, Набиля, когда он наткнулся на это здание, оно было в плачевном состоянии. “На момент покупки это бывшее жилище католического священника было всего в один этаж высотой; но у моего брата была идея восстановить дом до его первонача

“Стиль Джо всегда совмещал в себе два элемента: с одной стороны это игривая эклектика, но в то же время Джо был вдумчивым историком”, - говорит двоюродный брат и бывший деловой партнёр Джо Томе Рами Бутрос, когда проводит экскурсию по дому ныне покойного торговца антиквариатом. Джо Томе, почитаемая и известная фигура в мире декоративно-прикладного искусства, был коллекционером по преимуществу с безошибочным чутьём на лучший ориенталистский и левантийский антиквариат.

На дороге, ведущей к старому прибрежному шоссе из Бейрута в Батрун, за зарослями цветущих лиан скрыт самый любимый проект Томе. Бейт-Хабеб, большой каменный дом, на первый взгляд ничем не примечателен, но за его суровым фасадом скрывается настоящая яркая сокровищница. По словам младшего брата Томе, Набиля, когда он наткнулся на это здание, оно было в плачевном состоянии. “На момент покупки это бывшее жилище католического священника было всего в один этаж высотой; но у моего брата была идея восстановить дом до его первоначальной высоты.”

Первый этаж относится к XVIII веку, а остатки верхнего этажа - к XIX веку. Будучи очень требовательным, Томе “искал на свалках по всему Бейруту архитектурные элементы, которые точно соответствовали бы периоду постройки каждого этажа”, - рассказывает Бутрос. “Для него это было похоже на написание стихотворения с ритмом и формой или, возможно, на увлекательную головоломку. Он любил сложные задачи.”

Томе родился в ливанской семье друзов, которая имеет большое влияние в мире изобразительного искусства. С юных лет он вместе со своей буржуазной матерью посещал галереи и антикварные магазины. Его отец был известным врачом и писателем, а франко-левантийское общество, в котором вырос Томе, представляло собой почти исчезнувший мир придворных манер и элегантных интерьеров, скрипа паркетных полов и светской болтовни на французском и английском языках.

После изучения настенной живописи в Лондоне Томе вернулся домой в Бейрут и открыл галерею, специализирующуюся на репродукциях мебели в различных стилях - от Людовика XV до итальянского барокко. По мере роста его известности он всё больше склонялся к восточным мотивам.

-3

Купив в 1993 году почти разрушенный бывший епархиальный дом, Томе приступил к демонтажу перегородок, которые на протяжении десятилетий устанавливали разные владельцы, и выделил одну выдающуюся архитектурную особенность: на первом этаже тройные сводчатые арки выходили на балкон в типичном ливанском стиле. А затем он достроил новое крыло, в котором находится длинная столовая, и, что более важно, внутренний двор, который он заполнил остатками османской архитектуры, что в своё время произвело эффект разорвавшейся бомбы.

-4

“Очень быстро Бейт-Хабеб стал местом проведения легендарных вечеринок, - добавляет Бутрос. - Любой, кто приезжал в Ливан, оказывался в этом дворе, где рекой лились напитки и велись космополитичные беседы. Это был типичный бейрутский гламур, который Джо создал сам и который привлекал поклонников со всего мира.” Осматривая свой родной город в поисках выброшенных вещей - витражных окон, ширм машрабия, арочных дверных проёмов, и перламутровых резных карнизов - Томе превратил некогда простой дом в подходящее место для своей роли арбитра стиля и развлечений.

“Ключом к данному стилю является наше расположение на перекрёстке Востока и Запада, - объясняет Бутрос. - Мы - люди, живущие на Шёлковом пути, но также имеющие колониальное наследие, поэтому наши вкусы невероятно эклектичны.” Об этом свидетельствуют такие детали, как камин в стиле Великих Моголов на первом этаже, двери, напоминающие двери турецких базаров, и килимы, используемые в качестве занавесей в дверных проёмах, что является отсылкой к одному из их традиционных применений.

-6

Самая заметная деталь интерьера - множество инкрустированных предметов, сверкающих перламутровыми полумесяцами, медальонами и каллиграфией. Регулярно путешествуя по Египту, Сирии и Индии, Томе коллекционировал инкрустированную мебель и предметы, красноречиво рассказывая как о различиях в стилях, так и о связи между этими регионами. Он воспроизвёл самые исключительные образцы такой мебели, инкрустированные как белым, так и цветным перламутром, вызвав ажиотаж в Ливане в то время, когда традиционная мебель вышла из моды.

-7

Но, пожалуй, самой значимой работой Томе был дизайн мебели для личных апартаментов семьи Кокрейн в Сурсокском дворце. Здесь он был в своей стихии, сочетая величественную роскошь предметов в стиле Регентства и неоклассики с интуитивным ощущением уюта, которое смягчало официальность пространства. “Прежде всего, он был эстетом, который показал нам, как жить в возвышенной манере, прославляющей наше наследие, в то время, когда его игнорировали”, - добавляет Бутрос. “Ливан никогда больше не увидит такого, как он, - но нам повезло, что эта падающая звезда была среди нас.”

ARTEFACTORU - это не просто блог об интерьерах, но и галереи индийской мебели и декора ручной работы. Аутентичную мебель вы можете найти у нас, посетив сайт или галереи в Санкт-Петербурге и Москве.