Многие предприниматели сталкиваются с тем что долги фирмы становятся непосильной ношей. Налоговая пришла с проверкой и досчитала 100500 тыс. налогов, подвел поставщик, проиграли дело в суде, да мало ли что еще..
Справляться с долгами становится сложно и приходит мысль, что надо бизнес на этой компании сворачивать.
У любого нормального бизнесмена это вызывает:
- Вопрос – как спасти то имущество, которое есть?
- Опасения – а не привлекут ли меня за это?
По поводу спасения имущества расскажу в другой раз – там тоже полно неправильных решений.
А вот с опасениями разберемся подробнее.
А действительно ли все плохо?
Прежде всего нужно понять, действительно ли все плохо или можно вырулить ситуацию.
В законе и судебной практике существует такое понятие как объективное банкротство. Определить наступление объективного банкротства важно, поскольку от этого зависит:
Во-первых – возникновение обязанности подать на банкротство
Во-вторых – ответственность руководства за любые дальнейшие действия.
На данный момент однозначной законодательной трактовки и метода определения этой даты не существует. Закон говорит о моменте, когда совокупный размер обязательств (все ваши долги) превышает стоимость активов компании.
Стоимость чистых активов (СЧА) своей компании узнать очень просто – для этого нужно посмотреть в баланс и найти строку 3600 раздела 3 Отчета об изменениях капитала.
При отрицательной СЧА доказать отсутствие оснований для субсидиарной ответственности значительно сложнее, поскольку это свидетельствует о неплатежеспособности компании.
Но не все так просто..
Отрицательная СЧА не является единственным признаком объективного банкротства.
Есть второй признак – наличие долга, который не погашен более 3 месяцев.
Вы можете возразить, что у каждой компании так или иначе возникает просроченная задолженность – что теперь сразу бежать с заявлением о банкротстве?
Конечно нет.
Но с точки зрения судов при рассмотрении спора о субсидиарке - отрицательная СЧА + непогашенный более 3 месяцев долг = объективное банкротство.
Я конечно сейчас упрощаю.
Практика неоднозначна – есть примеры в которых датой объективного банкротства считается первая дата когда СЧА стало отрицательным. Есть практика когда датой объективного банкротства стало истечение 3-месячного срока для погашений требований кредитора.
Установление этого момента – это результат глубокого анализа всей финансово-хозяйственной деятельности компании, желательно с привлечением экспертов.
Что устанавливается в ходе такого анализа:
- Дата объективного банкротства и причины его возникновения – произошло это по вине руководства (например в результате неудачной сделки) или в силу объективных причин (санкции, банкротство поставщика и т.д.)
- Реальная стоимость компании – то есть того, что может быть реализовано для покрытия долгов. Эта цифра естественно будет отличаться от строки в бухгалтерском балансе.
- Наличие возможности выхода из кризиса (реализация экономически обоснованного плана) – об этом позднее.
Если вы как грамотный и дальновидный руководитель получили указанное исследование в виде отдельного документа, составленного специалистами, то вы уже на один шаг ближе к победе в споре за субсидиарку. Обязательно сохраните его – он вам очень пригодится.
Главное теперь все дальнейшие шаги сделать правильно.
Как только объективное банкротство наступило – компания должна в течение месяца подать заявление о своем банкротстве. Это обязанность директора согласно закону.
На участников компании в свою очередь ложится обязанность – дать ему такое указание (вынести вопрос на рассмотрение на собрании участников).
Если же они, зная о возникновении объективного банкротства, этого не сделают, то так же присоединятся к числу ответчиков по иску о субсидиарке.
С заявлением о банкротстве понятно, но что делать, если идти в банкротство вообще не вариант (например, есть сделки, которые могут оспорить) – есть еще один выход, который позволит избежать субсидиарной ответственности в данной ситуации.
Это разработка и реализация плана выхода из кризиса. Как правильно разработать и реализовать такой план и как он поможет избежать субсидиарки – это тема отдельной статьи. Если Вам интересно – напишите в комментариях и я обязательно расскажу об этом.
Итак. Наличие объективного банкротства установлено. Экономически обоснованный план реализован, но не дал результатов.
Вот теперь мы можем констатировать что все плохо.
Как делать не надо
Расскажу про классические ошибки, которые совершают очень многие собственники компаний когда возникают серьезные долги.
Как правило – как только бизнесмен понимает, что компания из-за долгов больше работать не может (особенно если арестованы счета) единственным решением становится начать работать через новую компанию.
Создается компания-клон, на которую переводятся работники, активы компании и основные контрагенты.
При этом такой вариант также возможен, но здесь важны два вопроса, от ответа на которые будет зависеть – избежите вы субсидиарки или нет:
1) зачем?
Если единственная цель – уход от погашения задолженности – это недобросовестная модель ведения бизнеса и основание для субсидиарки
То есть у вас должны быть другие причины для создания новой компании – другое направление бизнеса например.
2) что будет со старой компанией?
Если вы со старой компанией все сделали правильно, то ответ на первый вопрос уже не будет иметь такого важного значения.
Как правило предприниматели действуют двумя путями – либо пытаются как-то все таки закрыть фирму с долгами либо просто «бросают» ее.
Варианты ликвидации компаний с долгами, которые сейчас предлагают на рынке не отличаются особым разнообразием – все они по существу сводятся к 3 вариантам:
1. Смена директора и участника на номинала
Производится смена директора на номинальное лицо, которое либо дает на это согласие добровольно , либо вообще не в курсе, что так же бывает.
Доли в обществе также передаются номиналу или фирме-помойке по договору купли-продажи или даже без него – просто по заявлению о смене участника.
После этого складывается уверенность, что вы больше за эту фирму не отвечаете. Но это не так!
Важен момент – когда это было сделано – до или после наступления даты объективного банкротства.
Если дата объективного банкротства наступила когда вы были у руля – ответственность целиком на вас, даже если сейчас вы этой компании уже никто.
Кроме того, в 2015 году в УК РФ были внесены поправки, благодаря которым появилось понятие «подставные лица». Это, те самые номиналы – которые числятся, но реально не являются ни директорами, ни участниками.
Так вот – за подачу заявления о регистрации фирмы на такое «подставное лицо» предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы – причем ложится она на то лицо, которое это заявление подало.
Есть такое заблуждение, что если вы договорились с тем самым номиналом или даже заплатили ему какие-то деньги, то он будет вас покрывать. Уверяю вас это не так – как только запахнет субсидиаркой или не дай бог уголовкой – этот номинал вас сразу сдаст с потрохами, потому как для него – это основание для освобождения от субсидиарной ответственности.
2. Реорганизация через присоединение
Еще один часто используемый способ – присоединить вашу фирму с долгами к другой компании, зарегистрированной где-нибудь на Вергинских островах. Кто там ее будет искать, а если и будут, то не найдут..
Проблема в том, что ее и искать-то никто не будет. Как я уже сказала выше – кто виновен в проблемах компании, тот и будет отвечать.
Так что вопрос субсидиарной ответственности такой способ также не снимает.
3. Контролируемое банкротство
По закону единственно возможный вариант ликвидации компании с долгами – это подача заявления о собственном банкротстве.
Более того – неподача такого заявления в установленных срок – это уже само по себе основание для субсидиарки.
Но в случае, когда это невозможно (по причинам, о которых я уже рассказала выше) предприимчивые бизнесмены пытаются выйти в контролируемое банкротство.
Все мы знаем как это делается - подается заявление от дружественного кредитора, назначается свой управляющий, в реестр включаются еще пара дружественных кредиторов с солидной суммой долга – и банкротство в кармане.
Те самые несчастные настоящие кредиторы ничего сделать не могут.
Но если еще несколько лет назад это было легко и просто, то с каждым годом вводятся все новые способы борьбы с контролируемым банкротством.
Ошибки, допущенные при реализации такого варианта могут быть фатальными.
Показательны в этом вопросе истории двух таких контролируемых банкротств.
В первом случае – дело было проиграно на самом первом этапе. Вроде как все было сделано правильно – был кредитор с суммой требований в 500 тыс. Долг предварительно просудили. Подали заявление о банкротстве – вроде все должно быть ок. Но через пару дней заявление о банкротстве подал банк, которому фирма задолжала более 300 млн.
Казалось бы – ничего страшного. Заявление дружественного кредитора подано первым, а значит управляющий будет наш.
Но к моменту первого заседания выяснилось, что банк погасил требования первого кредитора, выплатив ему эти 500 тыс. на его расчетный счет. Поэтому заявление дружественного кредитора признали необоснованным.
Но тут была еще одна важная ошибка – поскольку компания не находилась в состоянии ликвидации, даже если бы банкротство было введено по заявлению дружественного кредитора была бы введена процедура наблюдения. И их собственный арбитражный управляющий был бы сменен после перехода в конкурсное производство.
Во втором случае, подготовленные бизнесмены сначала объявили о своей ликвидации и через пару дней подали на упрощенное банкротство от имени дружественного кредитора (если кто не знает ликвидируемые компании сразу уходят в конкурсное производство без наблюдения).
Однако как только банкротство было введено налоговая назначила выездную налоговую проверку. Дело о банкротстве приостановили до завершения проверки. А в ходе проверки налоговая не только насчитала кучу налогов, но и установила, что требования того самого дружественного кредитора были липой – отражения в учете компании не нашли, а следовательно – основаны на мнимой задолженности. Налоговая подала заявление о преднамеренном банкротстве и жалобу на управляющего.
Испугавшись управляющий быстренько свернул банкротство. А через пару месяцев было возбуждено новое дело, но уже по заявлению налоговой.
Вот здесь я рассказывала подробнее о том, как это было.
Поэтому важно в банкротство выходить с умом, при мощной юридической поддержке и только после тщательного анализа ситуации и прогнозирования всех возможных вариантов развития событий.
Если не делать со старой фирмой ничего - просто бросить как есть, не проводить операции, не сдавать отчетность, то через время компанию исключат из ЕГРЮЛ как недействующее лицо. Как этого не допустить – рассказывала здесь.
Но исключение компании из ЕГРЮЛ – тоже потенциальная субсидиарка. Вот здесь я рассказывала, как нам удалось взыскать долг с директора такой исключенной компании.
При всем при этом такой вариант тоже возможен при соблюдении определенных правил. Интересно каких? Напишите в комментариях и я расскажу в следующий раз.
Вообще на эту тему я писала уже очень много. Вы можете почитать:
- Почему «свой» арбитражный управляющий не равно успех
- Как вас может «кинуть» арбитражный управляющий
- Когда возникает субсидиарка?
- Могут ли к субсидиарке привлечь родственников? А не родственников?
- Так ли страшна субсидиарка если нет имущества
- Мнимые кредиторы
В ситуации, когда в вашем бизнесе все идет не по плану важно понять одно - универсального способа / волшебной таблетки решить вопрос и избежать ответственности не существует.
Ситуации в каждой компании разные и нужно смотреть индивидуально (какие обстоятельства привели к банкротству, какие сделки были совершены и в какой момент, привели ли эти сделки к банкротству, насколько обоснован был план выхода из кризиса и т.д.).
Как же избавиться от проблемного бизнеса правильно – расскажу в следующий раз. Если интересно – пишите в комментариях свои вопросы и при подготовке статьи я на них отвечу.
Если информация была полезной для вас - ставьте 👍. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
___________________________________________________________________
Автор статьи: Татьяна Муравьева
Юридическая компания "ПростоСУД" - сопровождение судебных споров, банкротство и защита бизнеса.
"Суд - это просто, когда за дело берутся профессионалы!"