Найти в Дзене
Альтернативная история

Свои и чужие

В 1962 году в местечке Нидерштоцинген на юге Германии во время дорожных работ был обнаружен могильник VI–VII веков, принадлежавший алеманнам. Археологи нашли в нём останки тринадцати человек, захороненных вместе с богатыми приношениями: военным снаряжением, разнообразным оружием и предметами роскоши. Долговременные исследования позволили установить, что этот могильник принадлежал семье военной элиты, использовавшей его как минимум в течение трёх поколений. Анализируя ДНК останков и погребённые предметы, учёные смогли восстановить родственные связи между людьми и понять сложные отношения, которые связывали их при жизни. Алеманны представляли собой германское объединение племён, сформировавшееся в начале III века в регионах, прилегающих к римским рубежам на верхнем Рейне и Дунае. На протяжении III–IV веков они неоднократно совершали нападения на римские провинции Верхняя Германия и Реция. После краха Западной Римской империи алеманны обосновались на территории между верхним течением Рей
Оглавление

В 1962 году в местечке Нидерштоцинген на юге Германии во время дорожных работ был обнаружен могильник VI–VII веков, принадлежавший алеманнам. Археологи нашли в нём останки тринадцати человек, захороненных вместе с богатыми приношениями: военным снаряжением, разнообразным оружием и предметами роскоши. Долговременные исследования позволили установить, что этот могильник принадлежал семье военной элиты, использовавшей его как минимум в течение трёх поколений. Анализируя ДНК останков и погребённые предметы, учёные смогли восстановить родственные связи между людьми и понять сложные отношения, которые связывали их при жизни.

Средневековье | Блог альтернативная история | Дзен
Античность | Блог альтернативная история | Дзен

Алеманнский могильник

Алеманны представляли собой германское объединение племён, сформировавшееся в начале III века в регионах, прилегающих к римским рубежам на верхнем Рейне и Дунае. На протяжении III–IV веков они неоднократно совершали нападения на римские провинции Верхняя Германия и Реция. После краха Западной Римской империи алеманны обосновались на территории между верхним течением Рейна и северными предгорьями Альп. В середине V века их королевство простиралось от Страсбурга (Аргентората) на Рейне до Аугсбурга (Августа винделиков) на Дунае. В 496 году они потерпели поражение от франков в сражении при Цюльпихе (Толбиаке). После очередного поражения в битве у Страсбурга в 506 году они были вынуждены окончательно подчиниться власти франкского короля Хлодвига и последующим представителям династии Меровингов.

Реконструкция воинов из погребения Нидерштоцинген 12В
Реконструкция воинов из погребения Нидерштоцинген 12В

В процессе интеграции с франками в VI–VIII веках алеманны переняли традицию захоронения умерших членов семьи в общих семейных могильниках вместе с обильными погребальными дарами. Место погребения в Нидерштоцингене датируется промежутком между 580 и 630 годами и включает 12 захоронений, в которых остались останки тринадцати человек: десяти взрослых и троих детей. Все погребенные, чей пол удалось установить, были мужчинами. Среди них представлены все возрастные группы: двое (№№ 4 и 5) были младенцами до двух лет, один (№ 2) — мальчиком 9–11 лет, один (№ 6) — подростком 14–17 лет, пятеро (№№ 3А и 3С, 10, 12А и 12С) — молодыми людьми 20–30 лет, один (№ 12В) — мужчиной среднего возраста 30–40 лет, двое (№№ 1 и 9) — мужчинами 40–50 лет, и один (№ 3В) — старцем 50–60 лет. Одна из могил оказалась пустой, однако в ней нашли женские украшения; возможно, останки женщины были позднее перезахоронены в другом месте. Полностью мужское содержание захоронения не является обычным для того периода и, вероятно, указывает на то, что погребенные принадлежали к франкской военной знати.

Генография

Недавно команда международных исследователей секвенировала полный геном всех 13 человек, похороненных в Нидерштоцингене, установив последовательность белков и нуклеиновых кислот. Уровень сохранности ДНК среди останков варьировался: исследователи смогли зафиксировать от 1 до 75% генома. В 11 случаях было достаточно ДНК, чтобы определить пол останков, и все они принадлежали мужчинам. В восьми случаях из этих одиннадцати удалось установить степень родства между ними. Пятеро из них (№№ 1, 3А, 6, 9 и 12В) имели родственные связи на уровне второй степени, например, как родители и дети, племянники или внуки. Трое других (№№ 3B, 3C и 12C) не имели к остальным никакого отношения. Вероятно, они были выходцами из другого региона и стали частью этой группы, например, посредством усыновления или взаимопомощи младших членов.

План погребения в Нидерштоцингене
План погребения в Нидерштоцингене

Чтобы создать примерную схему родственных связей, учёные совместили аутосомные SNP, гаплотипы мужской Y-хромосомы, гаплотипы мтДНК и информацию о возрастах. Возможно, пары 9 и 1, 9 и 3A, 1 и 6 связаны как отец и сын. Пары 1 и 3A, 9 и 12B могут быть братьями, так как у них совпадают материнские гаплотипы (K1a и X2B4 соответственно). Пары 3A и 6, 1 и 12B, 6 и 9, 3A и 12B могут находиться во второй степени родства, то есть быть дядьями и племянниками либо двоюродными братьями. Ребёнок, похороненный в могиле № 4, обладает тем же гаплотипом мтДНК (X2b4), что и взрослые 9 и 12B, что говорит о возможно общем материнском происхождении. Однако для этого пока нет дополнительных геномных подтверждений. Построенное родословное древо основано на предположении, что эти люди умерли в близкие сроки. Тем не менее, археологические данные указывают на то, что захоронение могло использоваться как минимум два поколения с 580 по 630 годы, что даёт основания рассмотреть различные варианты генеалогии.

Реконструкция семейного древа семьи из Нидерштоцингенас
Реконструкция семейного древа семьи из Нидерштоцингенас

Останки, найденные в Нидерштоцингене, можно разделить на две категории по характерным генетическим признакам. К северной относятся тела под номерами 1, 3A, 6, 9, 12B и 12C, их гены аналогичны генному составу современных жителей Западной Европы. Южная группа включает индивидов под номерами 3B и 3C, чьи генетические черты совпадают с жителями Кавказа, юга Европы и Ближнего Востока. Члены северной группы захоронены с ценными предметами, часто привезёнными из других регионов Европы, что указывает на широкие культурные связи. В то же время, анализ стронциевых и кислородных изотопов из зубной эмали показывает их местное происхождение. Исключения составляют только индивиды под номерами 3B (южная группа) и 10 (достоверной информации о нём нет), у которых обнаружены чужеродные изотопы стронция. Показатели δ18O дают основания предполагать, что их родина могла быть в более горной местности, возможно, в районе швейцарских Альп.

Тройное погребение

Захоронения № 3 и № 12 привлекли особое внимание исследователей, так как в них покоятся три тела рядом друг с другом. В меровингских некрополях раннего Средневековья подобные двойные и тройные погребения встречаются нечасто. Обычно они связаны с коллективным захоронением павших в битве. Помимо гипотезы общей гибели в бою, учёные предположили наличие семейных связей между захороненными в одной могиле, либо добровольное следование одного за другим вследствие существовавших при жизни связей зависимости или братства на поле боя. Есть также вероятность, что все они скончались в короткий период друг за другом и были затем совместно погребены в одном месте.

Тройное погребение № 3: положение тел и погребальный инвентарьТройное погребение № 3: положение тел и погребальный инвентарь
Тройное погребение № 3: положение тел и погребальный инвентарьТройное погребение № 3: положение тел и погребальный инвентарь

Когда обнаружили, что захоронение № 12 частично разрушилось, внимание ученых переключилось на захоронение № 3. Это была деревянная камера, в которой вместе с человеческими останками нашли кости лошади и собаки. Самый южный скелет под обозначением № 3А принадлежал молодому мужчине в возрасте 20-30 лет, который был высокого роста (176–178 см) и обладал крепким телосложением. Он имел комплект вооружения, состоящий из меча, ножа, двух копий и щита. Кроме того, рядышком с ним в могилу положили драгоценную уздечку с серебряными накладками, два гребня и бронзовый таз для омовения. Серебряные украшения на поясе декорировались византийскими узорами, а один из наконечников копий имел лангобардское происхождение. Эти предметы могли указывать на то, что при жизни он, возможно, участвовал в походах в Италию.

Серебряные поясные накладки византийского производства и лангобардский наконечник копья, принадлежавшие № 3А. templeilluminatus.com
Серебряные поясные накладки византийского производства и лангобардский наконечник копья, принадлежавшие № 3А. templeilluminatus.com

Скелет под номером 3В принадлежал мужчине в возрасте 50–60 лет, рост которого составлял 170 см. Этот человек, вероятно, прожил весьма динамичную жизнь, так как его кости хранят следы ранений. Удар меча оставил засечку на черепе, из-за чего он ослеп на один глаз. В могиле с ним был меч, щит и однолезвийный сакс. Пояс был довольно скромно украшен. У его ног находился железный обруч диаметром 8 см, который интерпретировали как часть рога для питья. Возможно, при жизни он участвовал в разливе вина. В могиле он был похоронен, держа за руку третьего жителя этой усыпальницы, их головы были обращены друг к другу, предполагая тесные личные связи при жизни.

Этот третий человек, числом 3С, был молодым мужчиной, возрастом 20–30 лет и ростом 165 см. Рядом с ним находились меч, широкий сакс, щит и пояс, к тому же кожаный колчан или сумка с семью стрелами. Здесь же была железная цепь длиной 60 см с двойным концом, крупный бронзовый колокольчик, часть конной упряжи, вероятно, сопутствующая уздечке, обнаруженной рядом с 3А, а также, предположительно, остатки деревянного седла. Исходя из выводов исследователей, цепь и колокольчик относились также к конской амуниции. Скорее всего, он занимался уходом за лошадьми и собаками господина. Рядом с ним найдены остатки мяса: говядины, свинины и курятины.

Погребальный инвентарь, принадлежавший индивиду, захороненному в могиле № 3С. ag.worldpronews.com
Погребальный инвентарь, принадлежавший индивиду, захороненному в могиле № 3С. ag.worldpronews.com

Генетическое исследование подтвердило несколько давних предположений. Индивид под обозначением № 3А имел родственную связь с другими членами семьи, похороненными в Нидерштоцингене, тогда как №№ 3В и 3С были приёмными членами этой семьи. Их генетические характеристики больше соответствуют выходцам с Кавказа и из восточных регионов Средиземноморья. Примечательно, что № 3В, который был старше, вырос в более горной местности, тогда как № 3С был местным жителем. Вероятно, оба были слугами, которые добровольно отправились вслед за хозяином в могилу, или скончались вскоре после его смерти. Вещи, найденные с ними в захоронении, укрепляют эту гипотезу. Один из них был виночерпием, другой - конюхом у знатного вельможи. Обе профессии хорошо известны в окружении Каролингского двора более позднего периода.

Тройное погребение № 3 из Нидерштоцингена: положение тел и их современная реконструкция
Тройное погребение № 3 из Нидерштоцингена: положение тел и их современная реконструкция

Культурная принадлежность

Богатый погребальный инвентарь, который, в соответствии с языческими представлениями, был помещён вместе с телами в могилу, должен был в ходе торжественного ритуала похорон продемонстрировать высокий социальный статус покойного, богатство и щедрость его семьи. Многие из этих предметов имели импортное происхождение и прибыли туда, где их обнаружили археологи, из весьма отдалённых мест. К их числу относятся франкские мечи из рейнской области, поясные украшения из королевства лангобардов в северной Италии, шлем и доспехи византийского производства. Эти вещи могут поведать нам о широких связях, которыми обладала семья из Нидерштоцингена, о совершённых её членами путешествиях, а отчасти и об их культурной идентичности.

Самым большим и богатым из всего могильника является погребение № 9. Оно содержит останки высокого человека возрастом от 40 до 50 лет, сильно хромавшего при жизни из-за повреждения бедренной кости. Результаты анализа ДНК говорят о нём как о возможном прародителе всего семейства. Среди приношений, положенных в его могилу, преобладают вещи франкского происхождения: роскошный меч с серебряным кольцевидным навершием и украшенными жемчугом ножнами, а также драгоценная лошадиная упряжь и пояс с золотыми и серебряными накладками. Из этого же погребения происходит бронзовый посудный набор, включавший кувшин и таз для мытья рук. Такой же точно таз обнаруживается в составе погребальных даров молодого мужчины из погребения № 3А, который, очень вероятно, являлся его сыном. Обычай омывать руки был связан с пиршественной культурой германской знати и, вероятно, в какой-то момент был позаимствован у римлян.

Драгоценная сбруя франкского производства из захоронения № 9. templeilluminatus.com
Драгоценная сбруя франкского производства из захоронения № 9. templeilluminatus.com

В соседнем тройном погребении № 12 нашёл последнее пристанище брат предыдущего (№ 12В), зрелый мужчина 30–40 лет. Вместе с ним в общей могиле были захоронены ещё двое (№№ 12А и 12С) более молодых людей 25–30 лет. Возможно, это были его слуги, поскольку один из них, № 12С, определённо не был связан узами родства с остальными. Все они также имели с собой мечи, ножи, пояса и уздечки. Наиболее интересным предметом, помещённым в могилу, является железный пластинчатый шлем с наносником, нащёчниками и кольчужной бармицей, а также ламеллярная броня, включавшая панцирь с наплечниками и отдельно носившиеся набедренники. Весь доспех состоит из более чем пяти сотен пластин, скреплённых друг с другом кожаными ремнями. Военное снаряжение скорее всего имеет византийское происхождение. На наноснике шлема до сих пор сохранились волокна драгоценной шёлковой ткани, в которую он был завёрнут.

Шлем и ламеллярный доспех византийского производства из захоронения № 12. Современная реконструкция
Шлем и ламеллярный доспех византийского производства из захоронения № 12. Современная реконструкция

Поясные пряжки и серебряные накладки ремней, а также элементы лошадиной сбруи самых разных погребений говорят о связях их владельцев с королевством лангобардов в Северной Италии. Эти находки характерны для всего юго-западного региона Германии и описываются археологами как «ломбардский горизонт». Их наличие рассматривается как свидетельство участия тех, кто был похоронен в Нидерштоцингене, в столкновениях франков и лангобардов на севере Италии в 585–591 годах. Византийские импорты в могилах могут быть захваченными на войне трофеями или частью дани. Настораживает, впрочем, отсутствие подобных находок на собственно франкских территориях к западу от Рейна. Тем не менее интенсивные контакты между занятыми алеманнами землями на Дунае и территориями, лежавшими за Альпами, являются неопровержимым фактом.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Сокрушительный удар по норманской теории. Забытая родословная Рюрика
Блог альтернативная история25 марта 2024

Великая Сарматская империя | Блог альтернативная история | Дзен
Сергей Махов. «Золотое сечение» снабжения - Альтернативная История
Экипировка средневековых воинов: франки - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉