Найти в Дзене

Грустная русская муза Анри Матисса

Ольгу Маркову-Меерсон нельзя назвать известной художницей, не то что её учителя Анри Матисса. Хотя он, конечно, одна из ключевых фигур французского модернизма начала ХХ века, в точки зрения живописи мне никогда не было понятно, чем же он так привлекает своих поклонников. Я вижу в его картинах только примитивную мазню (можете закидать меня снежками). Такое же недоумение вызывают его скульптуры. Они некрасивы. И это говорю я, человек с профессиональным эстетическим образованием и неплохими познаниями в искусстве, его сущности и истории. Короче, Матисс — это не моё. Иное дело Ольга Меерсон. Эта художница, несомненно, была талантлива и умела рисовать. Об этом говорят немногочисленные сохранившиеся произведения, созданные ею. Одно из них — её автопортрет . Ольга изобразила себя сидящей на зеленом диване в глубокой задумчивости. Она размышляет о чем-то грустном, в её глазах печаль. Лаконичное (влияние Матисса) цветовое решение картины не помешало художнице написать лицо в реалистической тр
Оглавление

Ольгу Маркову-Меерсон нельзя назвать известной художницей, не то что её учителя Анри Матисса. Хотя он, конечно, одна из ключевых фигур французского модернизма начала ХХ века, в точки зрения живописи мне никогда не было понятно, чем же он так привлекает своих поклонников. Я вижу в его картинах только примитивную мазню (можете закидать меня снежками). Такое же недоумение вызывают его скульптуры. Они некрасивы. И это говорю я, человек с профессиональным эстетическим образованием и неплохими познаниями в искусстве, его сущности и истории. Короче, Матисс — это не моё.

Иное дело Ольга Меерсон. Эта художница, несомненно, была талантлива и умела рисовать. Об этом говорят немногочисленные сохранившиеся произведения, созданные ею.

Ольга Маркова-Меерсон. "Автопортрет"
Ольга Маркова-Меерсон. "Автопортрет"

Одно из них — её автопортрет . Ольга изобразила себя сидящей на зеленом диване в глубокой задумчивости. Она размышляет о чем-то грустном, в её глазах печаль. Лаконичное (влияние Матисса) цветовое решение картины не помешало художнице написать лицо в реалистической традиции. Мы видим перед собой личность с её индивидуальными характеристиками, получился глубокий, интересный образ.

Ольга была склонна к депрессии, которая в конечном итоге привела её на четвертый этаж отеля Адлон в Берлине, откуда она бросилась на мостовую и разбилась насмерть. Тогда ей было 49 лет. Но на момент написания автопортрета до такого душевного состояния художница еще не дошла.

Анри Матисс."Ольга Меерсон", 1911
Анри Матисс."Ольга Меерсон", 1911

Сравните её автопортрет в портретом Ольги, написанным Анри Матиссом. Хорошо передана атмосфера грусти, обволакивающая женщину. Внешнее сходство кое-как передано. Цветовое решение напоминает то, которое мы видели в картине Меерсон. Ей тут 30 лет. 1911 был тем годом, когда отношения между Анри и Ольгой стали наиболее близкими. Девушка три года назад начала учиться у Матисса в Париже, приехав сюда из Мюнхена, где она получила первоначальное художественное образование. А родилась Ольга Маркова в Москве.

В Германии Ольга была соученицей Василия Кандинского, одного из основателей абстракционизма, общалась и переписывалась с писателем Томасом Манном. Разумеется, она владела немецким и французским языками.

Ольга Меерсон. "Портрет Анри Матисса", 1911
Ольга Меерсон. "Портрет Анри Матисса", 1911

В том же 1911 году она написала портрет Матисса, и он прекрасен. Знаменитый художник показан здесь очень расслабленным, умиротворенным. Он в свободной позе лежит на тахте и читает книгу. Внешнее сходство, отлично переданное настроение, лаконичные, но внятные детали работают на целостный образ. И опять-таки, лицо написано в реалистической манере, без всяких модернистских фокусов.

Матисс сделал не только живописный портрет своей ученицы, но и скульптурный. "Сидящая обнаженная" — это Ольга Маркова-Меерсон. Ну, что сказать... Детсадовцы лепят из пластилина разные фигурки, и у них порой получается что-то подобное...

Анри Матисс. "Сидящая обнаженная (Ольга), 1911
Анри Матисс. "Сидящая обнаженная (Ольга), 1911

Жена Матисса Амели забеспокоилась, увидев, что её муж много внимания уделяет Ольге Марковой-Меерсон, что та стала его музой. Вероятно, последовали претензии, и Матисс прекратил общение с Ольгой. Она вернулась в Мюнхен и в следующем году вышла замуж за известного музыканта, композитора и музыкального критика Хайнцa Прингсхайма. В 1913 году родилась дочь Тамара. Но, несмотря на это, брак оказался недолговечным. Вскоре супруги расстались.

С Матиссом Ольга потом уже не общалась.

Приглашаю на другие мои каналы "Лидия, неисправимый гуманитарий", "Просто поэзия жизни".

А также на канал моего мужа "Поклонник красоты Александр имхо"