Помните, в советские времена была книга «Девочка-девушка-женщина», в которой авторы давали полезные советы представительницам прекрасного пола? Еще была занятная книжка и для мужчин, «Мы – мужчины», помнится, называлась. У меня в домашней библиотеке были обе, и обе довольно зачитанные, так как рекомендации там действительно интересные давались.
Так вот, в Средние века тоже были такие книжки с советами. Особенно выделялся среди всех триптих, называющийся «Тротула», по имени женщины-доктора, которой приписывают его создание (или как минимум одной из трех книг, входящих в триптих).
Книги появились примерно в XII-XIII веке, возможно, с использованием древних произведений на латинском по соответствующей тематике, и возможно, что авторы других двух книг – совершенно разные люди. Но это не так уж важно. Для меня было любопытным узнать, какие советы дают женщинам в этих книгах.
Что же до самой Тротулы, имя которой носит триптих, то она – Тротула де Руджеро - жила примерно в XI -XII веках в Италии, в городе Салерно. Полагают, что она была магистром медицины и сама вела практику в клинике. Ей приписывают выделение трех типов болезней: наследственный, самопроизвольный и инфекционный.
А может быть и не жила вовсе, а просто кто-то придумал ее – есть версия, что книги эти написаны мужчиной – бывшим рабом-римлянином. Сейчас это уже неизвестно, и следов не найти. В истории сохранилась только книга, носящая это имя и все. А вот город Салерно в те далекие времена был известен, как признанный медицинский центр, в котором была хорошая школа для будущих врачей. И там выпускались как мужчины, так (что удивительно для тех далеких времен) и женщины.
Также в этой школе занимались переводами на латынь трактатов по медицине – сюда свозили и древние книги, которые оставались еще с римских и древнегреческих времен, так и арабские, и персидские произведения. К примеру, именно в Салерно были переведены «Каноны врачебной науки» Авиценны (персидский врач Абу Али ибн Сина), которыми до сих пор пользуются врачи всей планеты. Таким образом, именно в этом городе в Средние века стали процветать как медицина, так и обучение этой профессии.
Что же касается всего триптиха Тротула, то он посвящен, как я уже говорил выше, женским вопросам, и был главной «настольной» книгой в те времена для европейских дам. Там были такие разделы, как «Женские болезни», «Косметика» и «Лечение женских болезней» (вот последнюю, как раз и приписывают самой Тротуле, когда как остальные две под вопросом).
До нашего времени сохранилось 29 копий этих книг (имеется в виду копии, сделанные еще в XIII веке, так-то в переводах их много). Перевод на русский язык тоже есть, но думаю, что он не полный. Тем не менее очень любопытный.
Судя по трактату, женщин в Средние века волновало очень много проблем. И автор постаралась дать «действенные советы» для каждого пункта. Конечно, переписать в статью все рекомендации не получится – я выбрал лишь самые занятные, на мой взгляд, рецепты. Как во все века, женщин беспокоило, как они выглядят: бело ли лицо, видны ли морщинки, нет ли отеков, как выглядят губы, зубы и волосы.
И они всячески старались улучшить это: кожу отбеливали (свинцом, конечно, а чем же еще?), румянец ей придавали пощипыванием, а от морщин мазали такое сильное снадобье, что вообще удаляло старую кожу напрочь. Прыщи и угри удаляли выдавливанием. Потом наносили маски, заодно это помогало снять отеки. Губы мазали особенными мазями, чтобы не только убрать трещинки, но и сделать их ярче и мягче. Плохой запах изо рта и черноту на зубах удаляли соленым горячим вином. Последнее точно перебивало запах гнили изо рта, меняя его на вонь от перегара.
Насчет волос так вообще рецептов было немерено. Ведь волосы требуют не только улучшения в структуре, но и цвет поменять хочется, да и аромат приятный важен. К примеру, чтобы волосы стали черными, надо выварить ящерицу в масле, потом ее выкинуть, а масло нанести на волосы. Чтобы осветлить пряди, брали обязательно новый горшок, варили в нем пчел, да побольше, и тоже в масле. Затем нужно было размять это варево и обильно намазать им волосы до самых кончиков.
Чтобы волосы приятно пахли, в головной убор клали благовония. Или же брали молотые ароматные специи, смешивали их с розовой водой и сбрызгивали этим волосы, аккуратно расчесывая.
Средства для тела у средневековых медиков тоже были довольно интересные. Например, прекрасная дама должна была иметь не только белое личико, но и белые ручки, потому их отбеливали тем же средством, что и лицо.
Вопреки мифам о привычке жителей средневековой Европы к грязи, они тоже любили приятные запахи и старались бороться с особенно невыносимым запахом пота доступными средствами, но только не с помощью хорошей бани, да… Они предпочитали более благородную жидкость, чем вода – вино. Причем обрабатывали им не конкретный участок, а все тело, делая обертывания. Конечно, в трактате упоминалось посещение бань (терм) для повышения привлекательности. Но не всем это было доступно.
Интересно, что в книге много рецептов для того, чтобы удалить лишние волосы на теле. Врачи пишут, что мази очень действенные, нужно применять с осторожностью, так как они могут удалить не только волосы, но и кожу. Тут же было средство и от ожогов: надо замазать его хной, перемешенной с желтком, после чего подождать, пока смесь сама отвалится от кожи.
Были и средства для интимных вещей. Например, если дама страдает от того, что приняла обет воздержания (монахиня, допустим) или ей просто не с кем это сделать (она вдова и не получается найти мужчину), то действенный рецепт в виде примочки на срамный орган помогал дамам почувствовать облегчение.
Те дамочки, что мечтали похудеть, могли воспользоваться мощным средством, которое позволяло им стать стройняшками в самые короткие сроки. Нужно было полностью обмазаться коровьим навозом, смешанным с вином и идти в парную. Там провести минут 15. Потом опять повторить процедуру – а их много, пока не станешь стройной. Автор рекомендует в перерывах хорошо питаться, чтобы сильнее потеть. Думаю, от вони навоза в вине вряд ли женщинам хотелось что-то кушать. Но кто знает…
А еще были секретные средства, которые позволяли женщине снова превратиться в девушку, чтобы на нужном уровне поддержать свою репутацию в случае вступления в брак. Этих средств очень много – видимо, в XII веке вопрос сильно волновал представительниц прекрасного пола и их кавалеров.
Самым радикальным было, на мой взгляд, толчёное стекло для первой брачной ночи, смешанное с содой и засыпанное в срамное место. Думаю, эффект от этого был настолько ярким, что и сама «девушка», и ее жених больше беспокоились не об отсуствии девственности, а о том, как избавиться от последствий.
Также в трактате рассматривается вопрос о движении матки – автор называет его «удушье матки» - который вызывает целый ряд женских проблем. По мнению автора, процесс этот происходит от избытка женской спермы, и решить это можно с помощью нескольких чудо-средств, например, отвара болиголова (растение ядовиттое, между прочим), принятого на ночь или залитого в «нужное» место.
Вот такая книжка интересная. И это просто отлично, что советском издании «Девочка. Девушка. Женщина» я такого кошмара не видел и не нашел. Слава современной медицине!