Найти в Дзене
Техно Час

Краткая история мотоцикла ИМЗ "Урал"

Всем любителям советской и российской техники, здравствуйте!
В этой статье кратко изложу историю советского оппозита (в будущем российского) от Ирбитского мотоциклетного завода. Итак, первым мотоциклом ирбитского завода стал ИМЗ М-72 (1940—1961) — копия BMW R71, в который на протяжении всего выпуска вносились изменения. Далее ИМЗ М-52 (одиночка) (1950—1957 годы) — была выпущена ограниченная серия в 678 мотоциклов. Эта модель получила ходовую от М-72, а двигатель объемом 500 см³. Мотоцикл получился очень красивый и эргономичный. В проекте участвовали два мотозавода, делавшие М-72 — ирбитский и киевский. На Ирбитском мотозаводе запустили в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на Киевском — абсолютно другой агрегат. В этой серии были выпущены спортивные модели мотоциклов. Следом ИМЗ М-61 (1957—1963) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³), увеличен ход передней вилки и задней подвески. Передняя вилка изменена. Облегчена экипажная част

Всем любителям советской и российской техники, здравствуйте!
В этой статье кратко изложу историю советского оппозита (в будущем российского) от Ирбитского мотоциклетного завода.

Итак, первым мотоциклом ирбитского завода стал ИМЗ М-72 (1940—1961) — копия BMW R71, в который на протяжении всего выпуска вносились изменения.

ИМЗ М-72
ИМЗ М-72

Далее ИМЗ М-52 (одиночка) (1950—1957 годы) — была выпущена ограниченная серия в 678 мотоциклов. Эта модель получила ходовую от М-72, а двигатель объемом 500 см³. Мотоцикл получился очень красивый и эргономичный. В проекте участвовали два мотозавода, делавшие М-72 — ирбитский и киевский. На Ирбитском мотозаводе запустили в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на Киевском — абсолютно другой агрегат. В этой серии были выпущены спортивные модели мотоциклов.

ИМЗ М-52 (одиночка)
ИМЗ М-52 (одиночка)

Следом ИМЗ М-61 (1957—1963) — переходная модель с ходовой от М-72 и новым двигателем (650 см³), увеличен ход передней вилки и задней подвески. Передняя вилка изменена. Облегчена экипажная часть. Хочу обратить внимание, что его название еще ИМЗ М-61, без названия Урал. Так мотоциклы начали называть только в 1961 году.

ИМЗ М-61
ИМЗ М-61

Первый мотоцикл под названием "Урал" - "Урал" М-61 (1961—1965) — новая коробка передач, увеличенные ходы подвески, введено автоматическое опережение зажигания, изменён профиль кулачка распределительного вала для снижения износа. Изменено рулевое управление (цепная ручка газа и дюралюминиевые рычаги сцепления и тормоза);

"Урал" М-61
"Урал" М-61

Модификация "Урал" М-63 (1963—1971) — рама с маятниковой подвеской заднего колеса на пружинно-гидравлических амортизаторах (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), значительно увеличен дорожный просвет за счёт внедрения новой выхлопной системы.

"Урал" М-63
"Урал" М-63

Далее "Урал-3" М-66 (1971—1975) — значительно модернизирован двигатель, мощность повысилась до 32 л.с. Увеличена долговечность двигателя за счёт полнопоточной очистки масла и применения новой конструкции коленчатого вала. На мотоцикле установлены указатели поворотов, новые фонари;

"Урал-3" М-66
"Урал-3" М-66

И «Урал» М-67 (1973—1976 годы) — применено двенадцативольтовое электрооборудование. Изменена конструкция рамы мотоцикла;

«Урал» М-67
«Урал» М-67

Еще одна серьёзная модификация «Урал» М-67-36 (1976—1984 годы) — за счёт изменения конструкции головок цилиндров, применения карбюраторов К-301Г с увеличенным диаметром диффузора и увеличения диаметра выхлопной системы мощность двигателя увеличена с 23,5 до 26,5 кВт. (36 л. с.). Убран правый указатель поворота на самом мотоцикле.

«Урал» М-67-36
«Урал» М-67-36

Следующий мотоцикл Урал» ИМЗ-8.103-30 (1985—1986) — модернизирована рама и задняя подвеска, оптика, электрооборудование, устанавливался тормоз на колесо коляски, вместо двух глушителей устанавливался один с правой стороны, мощность двигателя 36 л. с.;

«Урал» ИМЗ-8.103-30
«Урал» ИМЗ-8.103-30

После «Урал» ИМЗ-8.103-10 (1987—1994) — отличался от предыдущей модели наличием задней передачи, несколько меньшими весом, шумностью и расходом топлива, мощность двигателя составляет 32 л. с. Данная модель является в наши дни самой распространенной моделью советского времени;

«Урал» ИМЗ-8.103-10
«Урал» ИМЗ-8.103-10

Другая версия предыдущего «Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист (1990—1994)— оснащён рычажной передней вилкой; ветровым щитком; защитной дугой с левой стороны; новыми дисками с алюминиевой ступицей с одинаковыми спицами; багажником над запасным колесом. Мотоцикл для дальних расстояний.

«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист
«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист

Более узкого назначения «Урал» ИМЗ-8.123 Соло (1992—2015) — одиночка на базе ИМЗ-8.103-10, мощность двигателя 40 л. с., 18-дюймовые колёса. Создали в 1998 году путем модернизации серийного мотоцикла-одиночки: на него поставили двухуровневое сидение, новый бензобак, прямой руль, передние дисковые тормоза и другие элементы. Вначале на мотоцикл ставили 650-кубовый двигатель, затем - 750-кубовый.;

«Урал» ИМЗ-8.123 Соло
«Урал» ИМЗ-8.123 Соло

Достаточно редкий «Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж (1996-2000)— выпустили 718 экземпляров, первоначально с 720-кубовым двигателем, затем с 750-кубовым, изредка «грешил» и 650-кубовым.

«Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж
«Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж

Малосерийный «Урал» ИМЗ-8.1024 Кобра (1997)— колеса, топливный бак и панель приборов позаимствовали у предшественника — мотоцикла «Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж. Двигатель использовали стандартный (650 кубиков), разместив его низко и слегка впереди. "Кобру" выпустили небольшой серией. Выпускалась "Кобра" только в желтом цвете. Россияне не оценили ее дороговизну и ремонтопригодность.

«Урал» ИМЗ-8.1024 Кобра
«Урал» ИМЗ-8.1024 Кобра

"Байкерский" "Урал" ИМЗ-8.1238 Волк (1999—2011) — мотоцикл в стиле чоппер получил вытянутую форму и полюбился байкерами. Двигатель использовали стандартный 750 кубов.

"Урал" ИМЗ-8.1238 Волк
"Урал" ИМЗ-8.1238 Волк

Красивый и статный «Урал» ИМЗ-8.1036 «Ретро» (2005—2008) — оснащён агрегатом объемом 750 кубов и мощностью 45 л.с. Сочетает в себе самый настоящий строгий стиль оппозита.

«Урал» ИМЗ-8.1036 «Ретро»
«Урал» ИМЗ-8.1036 «Ретро»

Современный «Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP (с 2005)— оснащён подключаемым карданным приводом на колесо коляски и имеет военизированный дизайн. Эту модель очень полюбили американцы за свою проходимость и русский стиль. Хотя сейчас запасные части иностранного производства.

«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP
«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP

Его следующая версия «Урал Патруль» (с 2006) — базируется на узлах модели GEAR-UP и отличается от неё наличием множества хромированных элементов.

«Урал Патруль»
«Урал Патруль»

Классический и малосерийный «Урал Ретро» M70 (с 2011) — был выпущен к семидесятилетию завода; базировался на узлах модели «Ретро»; отличался от неё отсутствием хромированных элементов и более утилитарным внешним видом.

«Урал Ретро» M70
«Урал Ретро» M70

В заключении хочу сказать, что советский оппозит, который произошел от немецкого мотоцикла, всё таки стал исконно русским аппаратом. Имеет русский характер и создан для наших дорог. Всегда приятно встретить на дорогах людей, которые эксплуатируют данную технику, так как в нее нужно вкладывать руки, деньги, а главное душу, и любить оппозиты по-настоящему. Ведь без любви в этом деле - точно уж никуда.

Если статья была полезна, то подписывайтесь, делитесь статьей и мнениями в комментариях. Также читайте другие статьи о советской, российской и другой технике на канале. Всем спасибо и до новых встреч, Друзья!