Доброго времени суток уважаемые подписчики и гости, сегодня хочу вам рассказать о своих впечатлениях от посещения особняка одного из самых влиятельных предпринимателей - Степана Павловича Рябушинского расположенном в самом центре столицы, на улице Малая Никитская.
Построенный за 3 года особняк (1900—1903 гг.), в стиле модерн по оригинальному проекту, одного из лучших архитекторов того времени - Федора Осиповича Шехтеля, воображает своей красотой не только снаружи, но и внутри. По задумке Рябушинского, это должна была быть обширная городская усадьба с главным домом в глубине роскошного сада, прачечной, дворницкой и конюшней.
В нем было продумано все до мелочей, стилистика, убранство, мебель, к сожалению некоторые детали интерьера не дожили до наших дней.
Степан Павлович Рябушинский был одним из основателей автостроения в стране (был соучредителем "Товарищества Московского автомобильного завода (АМО)", в будущем Автозавода имени Лихачева —ЗИЛ), был одним из управляющих "Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями", совладельцем "Банкирского дома братьев Рябушинских" (с 1912 года — членом совета созданного на его основе Московского банка), меценатом и увлекался коллекционированием и реставрацией икон. Промышленник, банкир и меценат в третьем поколении.
Степан Павлович Рябушинский прожил в этом особняке вплоть до 1917 года, после революции он был национализирован и перешел под управлении и во владение государственными органам, а сам Степан Павлович эмигрировал в Италию, где жил на проценты с капиталов, которые успел вывести за границу. Он открыл магазин тканей в Милане и умер в 1942 году.
Теперь предлагаю прогуляться и посмотреть внутреннее убранство. На первом этаже пять комнат: приёмная, кабинет, прихожая, столовая, кабинет секретаря. На втором этаже — спальни, детские, комнаты с коллекцией икон и реставрационная мастерская, в подвальном помещении была кухня, из которого на вверх вел лифт, по которому готовые блюда отправлялись на хозяйский стол в столовую.
Первое, что бросается в глаза - лестница-волна изготовленная из эстонского вазалеммаского мрамора, как и весь первый этаж, всё напоминает подводный мир: лампы-медузы, светильники, превращающиеся в огромных черепах, пол и стены выдержаны в сине-зеленых оттенках и напоминают пруд, паркет похож на морские волны или чешую, а дверные ручки выполнены в форме морских коньков, а лепнина на потолке имеет сходство с заросшим водоемом.
Итак, сначала прогулка по первому этажу. Первая комната - столовая. К сожалению здесь не все дошло до наших дней, нету шикарного камина облицованного мрамором, его смогли найти в загородном доме некого гражданина, но тот не испытывает желание возвращать его на прежнее место.
Как и во всем доме, первое, что бросается в глаза - это огромные окна.
Из столовой, прохожу в следующую комнату - гостиная. Здесь все также красиво и светло, благодаря огромным окнам. По периметру всей комнаты стоят книжные шкафы. На потолке рисунки и лепнина с морском стиле.
Следующая комната при первом хозяине исполняла роль приемной, после появления в доме Алексея Горького - стала его рабочим кабинетом.
Дальше прохожу через весь кабинет и попадаю в спальню Алексея Горького.
Дальше выхожу в холл с красивейшим панно, которое при попадании солнечного света меняет свой цвет.
После национализации особняка и изгнания проклятых капиталистов, добрая "Красная рабоче-крестьянская рука" разместила в этом доме, сначала открылся отдел виз и паспортов Наркомата иностранных дел, чуть позднее – кабинет Госиздата., а потом здание передали в пользование Русского психоаналитического общества. Здесь был экспериментальный детский сад, куда ходили дети Якова Свердлова, Тимура Фрунзе и младший сын Иосифа Сталина - Василий.
Алексей Максимович Горький въехал в особняк в мае 1931 года и прожил в нём последние пять лет жизни. Некоторые детали интерьера были при нем убраны и дополнены другими вещами, например книжными шкафами. С 1965 года здесь существует музей его имени.
Как и Корней Чуковский, Максим Горький также отзывался об этой усадьбе нелестно. Еще будучи заграницей, он называл творение Шехтеля нелепым. Когда же вернулся – повторил: «нелепый дом, но работать можно».
А я тем временем поднимаюсь на второй этаж.
Второй этаж выполнен в другом стиле – это земной мир. Считается, что на земле постоянно идет противостояние добрых и злых сил. Тут находится колонна, капители которой украшены саламандрами и лилиями. Земноводные олицетворяют зло, а цветы – добро. В прошлом, в одной из комнат размещалась коллекция икон Рябушинского.
Во время Великой Отечественной войны в служебных постройках во дворе усадьбы устроили коммунальные квартиры, а в самом доме осталась жить Надежда Пешкова – вдова сына писателя.
На втором этаже для посещения открыта всего одна комната, все таки самое интересно - первый этаж, где сохранилась подлинная обстановка и предметы интерьера того времени.
В доме находилась тайная моленная на третьем этаже, потому что Степан Рябушинский был старообрядцем. Поэтому ему нужно было не просто сделать комнату для совершения религиозных обрядов, но еще и спрятать ее от посторонних глаз. Шехтель разместил ее ближе к черной лестнице, так что гости хозяина не могли ее видеть.
Интерьер молельни в миниатюре повторяет церковь с куполом, повсюду храмовая роспись. Кстати, в центре купола имеется окно, через которое ночью можно любоваться на звездное небо.
Также в доме была организована целая мастерская по реставрации старообрядческих икон. Десятки икон, восстановленных в стенах особняка сегодня находятся в коллекции Третьяковской галереи.
Большое спасибо тем, кому хватило терпения дочитать до конца.Могу уверенно сказать в заключении: если вы еще не бывали в особняке – обязательно посетите. В интернете легко найти всю информацию о посещении, о рабочих днях и о часах работы музея. В наше время это очень редкий случай, когда историческое здание в центре Москвы открыто для посещения всем желающим.
Адрес: г. Москва ул. Малая Никитская, 6/2с5
Не забудьте поставить лайк и поделиться публикацией в социальных сетях, если она понравилась вам. А также подписывайтесь на мои каналы в Дзен и Телеграм, чтобы не пропустить новые статьи.
Последние публикации которые возможно вы не видели: