31 октября 1983 года, во время рабочей поездки по республике, внезапно умирает руководитель Узбекской ССР Шараф Рашидов. Официальное медицинское заключение — инфаркт.
Героя Социалистического Труда с большими почестями похоронили в самом центре узбекской столицы, но всего через год он вдруг превратился в преступника. В республике началось масштабное расследование, вскрылись огромные приписки хлопка — главного сырья, которое поставлял Узбекистан.
За несуществующий хлопок из союзного бюджета шли колоссальные суммы, часть которых оседала в карманах местных чиновников.
Под следствием оказалась вся узбекская элита, а самым известным фигурантом этого дела стал зять Леонида Ильича Брежнева.
Славу и награды Шарафу Рашидову приносил именно сбор хлопка; из него, как известно, шьют абсолютно всё, от рубашек до занавесок. И Рашидов давал хлопок стране — каждый год ставился новый рекорд по сбору!
Внезапная смерть руководителя республики напугала многих. По Узбекистану поползли зловещие слухи: мол, Рашидов мог стать жертвой неизвестных убийц. А вскоре начались аресты, и никто из узбекской элиты не мог чувствовать себя в безопасности.
В начале 80-х на карте СССР появляются новые названия: Ижевск переименовывают в Устинов в честь умершего министра обороны, а город Набережные Челны на несколько лет получает имя Брежнев — так по советской традиции чтили память видных партийцев.
Сразу после смерти Рашидова многие были уверены, что в Узбекистане в память о нём построят грандиозные мемориальные комплексы, которые станут местом паломничества трудящихся. Но покойный узбекский лидер не стал новой партийной иконой. Через год после смерти его самого и стиль его управления подвергли беспощадной критике на партийном пленуме, а за людей из команды Рашидова взялись московские следователи...
Часть 1
Хлопковое хозяйство, которым руководил герой социалистического труда Ахмаджан Адылов, в Узбекистане считалось образцовым, но мало кто знал оборотную сторону жизни в подконтрольных ему кишлаках. Ахмаджан превратил колхозников в безвольных рабов, жёсткими мерами заставляя работать на хлопковых полях. На работу выходили не только школьники, но и старики, и даже беременные женщины.
Родные Адылова до сих пор настаивают, что монстра и людоеда из него сделала пресса. Но если глава хозяйства был совершенно безобиден, почему для его задержания в 1984 году пришлось планировать чуть ли не войсковую операцию? Адылов был арестован и просидел в Бутырской тюрьме 8 лет, так и не услышав приговор советского суда.
Что же на самом деле произошло в Узбекистане?
Как вчерашние герои в одночасье стали преступниками?
* * *
Профессия хлопкороба весьма тяжела, и в наши дни, несмотря на то,что появились специальные хлопкоуборочные машины (комбайны), предназначенные для быстрой сборки хлопка с больших полей без применения тяжелого ручного труда. А в 20 веке почти всё в этой отрасли приходилось делать вручную; норма для взрослого человека — 13 кг хлопка за смену.
В 30-е годы на всю страну гремело имя Мамлакат Наханговой: она ловко собирала хлопок по своей отработанной технологии, принося за смену до 80 килограмм, что превышало норму в 6 раз.
В 1935 году Сталин лично наградил её в Кремле орденом Ленина за трудовой героизм и успехи в поднятии урожайности.
Сегодня хлопок, вместе со льном и шерстью, высоко ценятся как натуральный материал, но в советскую эпоху одежда из него была не очень популярна. А в 70-е годы в стране и вовсе случился синтетический бум. Большая химия всё увереннее входила в жизнь и быт советских людей.
Одежда, которую продавали в специальных универмагах «Синтетика», притягивала яркостью расцветок, при этом ткань со временем не тускнела, а главное — изделия не надо было гладить. Рубашки и платья из нейлона, капрона и кримплена стоили куда дороже хлопковых.
Синтетические ткани в основном привозили в страну из-за границы. Отечественная лёгкая промышленность использовала хлопок, который в СССР называли «белым золотом». Его главным поставщиком был Узбекистан. Расцвета отрасль достигла в 70-е годы при Шарафе Рашидове.
Рашидов — выходец из бедной крестьянской семьи, его родители были неграмотными крестьянами, но сам он получил высшее образование, стал журналистом, а позже писателем.
В 1941-м Рашидов пошёл добровольцем на фронт, где получил свои первые награды — два ордена Красной звезды. Он воевал с 1941 по 1943 год на Калининском фронте, был тяжело ранен, после чего комиссован.
Вернувшись в Узбекистан Рашидов возглавил сначала Союз писателей, потом Верховный Совет, а в 1959 году пересел в кресло главы Республиканской Компартии. На тот момент ему было всего 43 года — невероятный и стремительный карьерный взлёт!
При Рашидове республика достигла расцвета в промышленности, науке и культуре: в Узбекистане появились новые крупные предприятия, научно-исследовательские институты, музеи и театры.
Друзья Шарафа Рашидовича удивлялись его поистине энциклопедической эрудиции: он находил время для чтения даже на высоком партийном посту, а каждые выходные семья первого секретаря обязательно смотрела кино — это была своего рода традиция.
Удивительно, как этот просвещённый руководитель мог стать строителем крупнейшей коррупционной пирамиды республиканского масштаба. Преступная сеть опутала Узбекистан вдоль и поперёк, сделав многих его жителей заложниками этой сложной схемы.
Рашидов был близким другом Брежнева; он вообще умел дружить и находить подход к людям. Предыдущий руководитель страны советов также высоко ценил это качество узбекского лидера; не случайно, что именно его, а не кого-то из членов Политбюро, Хрущев отправил на Кубу договариваться с Фиделем Кастро о размещении стратегических ракетных установок под самым носом у Соединённых Штатов Америки.
Успеху миссии способствовало то, что Рашидов сразу же расположил к себе кубинского лидера, и между ними завязались дружеские отношения, которые оба поддерживали на протяжении десятилетий.
Тёплые отношения связывали Рашидова и с Брежневым, из рук которого он многократно получал государственные награды. При этом два ордена Ленина он получил вместе с двумя Золотыми медалями «Серп и Молот».
Казалось, что для хлопкоробов Узбекистана не было ничего невозможного и руководство страны уверенно спускало им всё новые и новые планы.
Рашидов обещал на самом верху выполнить невыполнимое: он имел неосторожность публично, в 1974 году, в присутствии многочисленных журналистов, гостей, трудящихся и самого Леонида Ильича Брежнева сказать, что четыре с половиной миллиона тонн хлопка в год, которые выдаёт Узбекистан, это не предел. На что Леонид Ильич, как говорят, улыбнулся и сказал: "А шесть не можете?" Шараф Рашидович ответил: "Можно и шесть".
Руководящий опыт Рашидова говорил о нём как о профессиональном и эффективном управленце. Неужели он не понимал, что обещанные им цифры недостижимы, пусть даже на поля выйдет всё население Узбекистана, включая младенцев?
* * *
В Узбекистане были сотни преуспевающих хозяйств, но большая их часть существовала исключительно на бумаге, как и рекорды, которые якобы били узбекские хлопкоробы. Естественная недостача хлопка скрывалась за счёт приписок. Не существующий урожай «перевозился» в закрытых вагонах, «принимался» на производстве, подписывались фиктивные накладные, заполнялись табели «выполненных» работ.
На производстве же мнимый хлопок «терялся», списывался, понемногу превращался в «естественные производственные потери» или же сгорал в пожарах, которые тоже существовали только на бумаге.
Объёмы приписок достигали миллиона тонн в год!
16 июня 1983 года на высший государственный пост страны был единогласно избран Юрий Владимирович Андропов. Придя к власти, он сразу взял курс на ужесточение дисциплины.
В СССР в период правления Юрия Андропова проводились массовые облавы в кинотеатрах, магазинах, парикмахерских и даже банях в рабочее время с целью выявления и привлечения к ответственности нарушителей трудовой дисциплины.
Прямо в разгар сеанса в кинотеатре сотрудник милиции мог обратиться к зрителю с вопросом: «Сержант Петров, добрый день! Почему вы не на работе?»
О злоупотреблениях в Узбекистане новый лидер не мог не знать, и они не могли его не тревожить, тем более что хлопок имел важное значение и для оборонной промышленности страны. Хлопковое волокно, обработанное азотной кислотой, превращалось в нитроцеллюлозу — горючее вещество.
Важнейшей областью её использования было производство бездымного пороха, который требовался не столько для огнестрельного оружия, сколько в качестве составляющей топлива в ракетных установках. Именно из-за стратегической важности хлопка как сырья объемам его производства уделялось повышенное внимание.
Международная обстановка в начале 80-х годов оставалась крайне сложной, а напряженность в отношениях Советского Союза с Западом дошла до высшей точки. Обсуждались планы по размещению в Европе новых видов ракет и ядерного оружия. Президент США Рональд Рейган в своем выступлении и вовсе назвал СССР «империей зла». Гонка вооружений не сбавляла обороты, и военной промышленности требовалось всё больше настоящего хлопка, а не цифр, нарисованных в отчётах.
В начале января 1983 года пришедший к власти Андропов сделал Рашидову устный выговор, фактически означавший предложение о добровольной отставке. Однако Рашидов отказался уходить, он нашел поддержку в Москве у члена Политбюро Константина Черненко.
А через 10 месяцев глава Узбекистана неожиданно умер.
Так, неужели, бросив вызов Андропову, он подписал себе приговор?
Система власти в СССР была устроена таким образом, что отказавшегося уходить в отставку Рашидова Юрий Андропов не мог снять своим единоличным решением. Однако спускать историю с воровством в республике на тормозах он тоже не собирался.
В феврале 1983 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление о расследовании злоупотреблений в хлопководстве Узбекистана. Генеральной прокуратуре СССР было дано поручение создать следственную комиссию с широкими исключительными полномочиями и уже 25 апреля 1983 года она прибыла в Ташкент...
Друзья, мой канал не является коммерческим!
Вы можете отблагодарить меня за представленную информацию следующими способами:
- поставить лайк
- написать любой короткий комментарий под этой статьёй
- сделать репост на своей странице, в социальных сетях или личных сообщениях