Найти в Дзене

Патентные войны: самые громкие битвы за интеллектуальную собственность

Оглавление
Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

Патентные тролли регистрируют интеллектуальную собственность (ИС) с целью получения выгоды. Несмотря на то, что троллей именуют «патентными», необоснованную выгоду они получают из исключительных прав на товарные знаки.

Вот основные стратегии их действий:

  1. Отслеживание выхода компании на рынок или роста популярности бренда. Сигналами к действию для «троллей» обычно служат:
  • регистрация юридического лица в ФНС;
  • рост популярности страницы в социальной сети, использующей уникальное обозначение (бренд) без регистрации;
  • новость о расширении территориального действия крупной иностранной компании – часто из Китая (заход на российский рынок);
  • истечение срока действия правовой охраны известного среди потребителей товарного знака.

2. Подача заявки и формирование договоров, которые, якобы, подтверждают ведение деятельности под товарным знаком;

3. Предъявление требований к «фактическим» обладателям интеллектуальных прав / предложение об отчуждении товарного знака в пользу «фактического» правообладателя.

Если «жертва» патентного тролля не соглашается урегулировать вопрос мирным путем, тролль нанимает профессиональных юристов и «вытрясает» максимально возможные суммы в рамках самой тяжбы.

Хотели нажиться на обычной бутылке

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

В России «патентные тролли» появились еще в конце прошлого века. В 1999 году некая фирма «Технополис» получила патент на изобретение под названием «стеклянный сосуд»: фактически речь шла о простой бутылке. После этого компания начала угрожать производителям стеклянной тары и пивоварам, требуя выплаты не менее 0,5% от их ежегодной прибыли. Через год Палата по патентным спорам отменила регистрацию на данную интеллектуальную собственность.

Успел ли «Технополис» что-либо заработать, неизвестно. Но сумма доходов у компании могла бы быть весомой даже по нынешним меркам. Так, например, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» на тот момент выпускала порядка 662 миллионов литров пива в год. Причем в 2000 году увеличивала объем производства до 1 млрд литров пива. Так что даже по приблизительным подсчетам доходы ООО «Технополис» только с проданного пива компании «Балтика» могли составить порядка 70 млн рублей. В целом, в те годы в России работали еще порядка 20 крупных пивоваренных предприятий, не считая мелких и средних.

Пытались отобрать патент на продукт

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

За годы работы «Лаборатория Касперского» столкнулась не с одним патентным троллем. И пока что не уступила ни одному. Первую победу в патентном споре компания достигла в 2012 году после трех с половиной лет судебных баталий с американской фирмой IPAT.

В декабре 2008 года организация из США обвинила сразу несколько компаний в нарушении двух патентов, зарегистрированных в 1994 и 1995 годах. Они описывали способ ограничения запуска ПО. Под их действие попадали, в частности, программные межсетевые экраны, управляющие доступом к сервисам, и другие средства контроля, использующие имя файла, контрольную сумму, тип программы и другие сведения о приложениях.

Среди ответчиков, кроме «Лаборатории Касперского», были еще 35 компаний, включая такие известные бренды, как Gen Digital (ранее называлось Symantec), Sophos, McAfee, F-Secure, Trend Micro, Novell, ESET и Microsoft.

IPAT настаивала на признании факта нарушения патентных прав, требовала денежной компенсации, а также предлагала ответчикам заключить лицензионные соглашения.

Все, за исключением «Лаборатории Касперского», предпочли сдаться. Российский производитель антивирусного ПО, в свою очередь, приложил много усилий, но отстоял свою правоту.

Боролись за две SIM-карты

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

В 2002 году житель столицы Владимир Шумилин предложил патентному ведомству идею использования двух SIM-карт в смартфонах и оформил ее как полезную модель. В 2013 году он неожиданно обнаружил нарушение своих авторских прав, поскольку с 2007 года на рынке появились устройства Samsung линейки DUOS. Они как раз подразумевали использование двух SIM-карт сразу.

Этот случай является типичным примером того, как «изобретатели» выжидают момента, пока продажи не достигнут значительных объемов, чтобы затем предъявить крупный иск.

Несмотря на то, что на счету Шумилина больше нет громких патентных споров, в интернете его прозвали «патентным троллем». В пользу этой версии, в частности, говорит негатив именно в отношении Samsung, а не прочих многочисленных производителей двухсимочных телефонов.

В первом заявлении адвокат Алексея Шумилина отметил, что его клиент лишь недавно узнал о нарушении своих прав (в 2013 году), и добавил, что на рынок было выпущено около 1,5 миллиона смартфонов Samsung с двумя SIM-картами, поэтому сумма компенсации должна составлять 334 млн рублей (около 11 млн долларов по курсу тех лет).

Рассмотрение дела состоялось 27 августа 2013 года. Судья Татьяна Печенина отклонила требование о взыскании компенсации с корейского производителя и обязала Александра Шумилина возместить ответчику расходы на экспертизу. Она критически отнеслась к аргументам стороны истца, отметив, что они не обладают полнотой, и в них имеются необъяснимые противоречия.

Адвокат Шумилина пытался переломить ситуацию в пользу своего клиента в апелляционной инстанции, но безуспешно.

Отсудили сто тысяч мелочей

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

В 2021 году уфимский предприниматель Азамат Ибатуллин добился успеха в судебном процессе против бурятской фирмы «Ритм», управляющей сетью магазинов «Сто тысяч мелочей». Предпринимателю показалось, что это название слишком похоже на его собственный товарный знак «1000 мелочей», и он обратился в судебные инстанции.

Арбитражный суд Бурятии поддержал позицию Ибатуллина, признав, что оба бренда имеют высокую степень сходства. В результате он обязал ООО «Ритм» выплатить бизнесмену компенсацию в сумме 10 млн рублей.

«Ритм» не согласилась с таким решением. Юристы сети указывали, что их магазины расположены в другом регионе страны, и потому бренды «1000 мелочей» и «Сто тысяч мелочей» не могут конкурировать друг с другом. К тому же, после подачи иска компания изменила название своей сети на «Все для дома». Ответчик также попросил уменьшить размер компенсации до 50 тыс. рублей. Однако суд отверг эти аргументы и оставил неизменной сумму компенсации в 10 млн рублей.

Почему защита ответчика не смогла снизить размер выплат истцу? Дело в том, что согласно неоднократным разъяснениям Верховного суда РФ, для образования нарушения и, как следствие, взыскания компенсации, достаточно установить вероятность смешения двух товарных знаков в глазах потребителей, а не самого факта смешения. В данной связи довод, что магазины правообладателей располагаются в разных регионах, не является достаточным основанием для снижения выплат, т.к. вероятность смешения брендов остается прежней.

Интересный факт: с 2014 года Ибатуллин подал почти 1600 заявок на регистрацию торговых знаков, инициировав более тысячи арбитражных споров на 1,2 млрд рублей. И даже пресс-служба Суда по интеллектуальным правам в своем пресс-релизе называла бизнесмена троллем.

Одно из последних разбирательств, которое инициировал Азамат Ибатуллин — спор с петербургским производителем лаков и красок «Пигмент». В своем иске предприниматель просил досрочно прекратить охрану товарного знака «Проспект» по двум классам МКТУ. По словам Ибатуллина, компания не использовала этот бренд. Однако истцу отказали в удовлетворении требований.

Сказочно обсчитали

Источник фото: https://dzen.ru/a/XnNMn2IVw3MI4dpf
Источник фото: https://dzen.ru/a/XnNMn2IVw3MI4dpf

В октябре 2024 года в Татарстане разгорелся скандал вокруг Государственного театра кукол «Экият». Одна из коммерческих компаний, ООО «Национальные игрушки», запатентовала имена героев народных сказок и потребовала от труппы компенсацию за их использование в спектаклях.

Сейчас на компанию зарегистрировано всего 7 товарных знаков. Почему же ее СМИ причислили ее к «патентным троллям»? Дело в том, что ООО «Национальные игрушки» ничего не продает и не производит. А на сайте указано, что род деятельности фирмы заключается в продаже лицензий на товарные знаки и они ищут партнеров для совместного развития брендов. «Они просто слова запатентовали и хотят на этом зарабатывать. Мы будем судиться. Любое наше нематериальное культурное достояние могут какие-то мошенники взять и забрать себе. С этим столкнется любое учреждение культуры и книгоиздательство», — отмечал худрук «Экията» Ильгиз Зайниев. Не исключено, что «Национальные игрушки» вскоре зарегистрирует и имена и других персонажей народных сказок.

Размер иска ООО к театру составил 500 тысяч рублей. Такую компенсацию «Национальные игрушки» насчитали за использование в постановках персонажей «Су анасы» и «Шурале».

В ответ Министерство культуры Татарстана обратилось в Роспатент с просьбой пересмотреть действующие нормы регистрации товарных знаков, в случае, когда они являются частью культурного наследия. Министр счел, что национальные символы нельзя монополизировать. Всемирный форум татарской молодежи также направил обращение руководителю Роспатента.

Впоследствии владелец прав пошел навстречу и разрешил театру использовать имена персонажей за символический 1 рубль. Тем не менее, руководство «Экията» опасается, что подобные иски могут появиться снова, так как права на имена сказочных героев остаются в собственности коммерческой структуры.

Как избежать войн с патентными троллями?

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

1. Убедиться, что вся ваша интеллектуальная собственность получила максимально возможную правовую охрану.

Первое, что нужно сделать, чтобы не стать мишенью для патентного тролля и не разрушить свой бизнес до того, как он начал приносить желаемый доход — обеспечить правовую охрану бренда.

Оставлять регистрацию товарного знака «на потом», в надежде, что никто не воспользуется вашими репутацией, историей и престижем — крайне наивная и опасная стратегия.

В настоящий момент Роспатент добился организации одних из наиболее прозрачных и ориентированных на предпринимателей условий для регистрации товарных знаков. Процедура доступна каждому, даже гражданину, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. А пошлины и стоимость услуг юридических компаний, которые сопровождают регистрацию прав на товарные знаки, не идут ни в какое сравнение с суммами компенсаций и убытков, которые вы можете выплатить патентным троллям.

2. Регулярно проводить патентный аудит.

Итак, товарный знак зарегистрирован — как убедиться в том, что правовая охрана работает так, как вы рассчитываете? Проверьте, что вы предприняли все шаги, описанные ниже:

  • Обеспечить постоянный мониторинг нарушений, гарантирующий, что никто не посягает и не собирается посягать на ваш товарный знак.

В такой мониторинг входит как систематическое отслеживание подачи новых заявок на регистрацию сходных обозначений в качестве товарных знаков (будь то текстовые, графические), так и отслеживание регистрации юридических лиц, которые используют в качестве фирменного наименования сходные с вашим обозначения.

  • Помимо отслеживания государственных систем, стоит также систематически проверять социальные сети, упоминание вашего наименования в сети интернет.

Подобную услугу, само собой разумеется, лучше поручить профессионалам, которые имеют техническое оснащение и опыт в проведении обоих типов мониторинга.

Почему это важно?

Зарегистрировав товарный знак, вы не сможете навсегда снять с повестки вопрос защиты своего бренда. Патентные тролли спят и видят, чтобы как бы отнять у вас право на обозначение. К примеру, по истечении 3-х лет с момента регистрации вашего товарного знака, заинтересованное лицо может подать иск о досрочном прекращении вашего товарного знака по причине неиспользования вами. Под маской таких лиц скрываются патентные тролли.

3. Убедиться, что товарный знак действительно используется вами для тех товаров и услуг, для которых его зарегистрировали.

Товарный знак, обычно не регистрируется для «всего на свете» (хотя закон это разрешает). В классах, по которым вы не ведете деятельность, ТЗ могут аннулировать.

Также необходимо иметь ввиду следующие принципы, которые обезопасят ваш знак от досрочного аннулирования:

  • Использовать товарный знак в том виде в котором он был зарегистрирован.

Если ваш товарный знак содержит обозначение «Солнечная долина», а вместо этого вы используете обозначение «Долина солнца», то это может привести к досрочному прекращению правовой охраны;

  • Использовать товарный знак для ведения деятельности.

Иными словами, не ограничиваться размещением вашего товарного знака лишь на сайте или в социальной сети, но указывать его также в договорах с клиентами и контрагентами, при продаже товаров (например на этикетках товаров), размещать в офисе и так далее.

Это может стать аргументом в пользу сохранения правовой охраны на ТЗ при возникновении такого вопроса.

4. Приготовиться к переговорам и судебным разбирательствам.

Несмотря на превентивные меры, иногда конфликты неизбежны. Чем дольше вы на рынке, тем больше вероятность этого.

Подготовьтесь к этому сценарию, заключив договоры с опытными юристами, которые специализируются на вопросах интеллектуальной собственности. Разработайте стратегию реагирования на возможные атаки, чтобы быстро и эффективно защищать свои интересы.

Отдельный совет для тех, кто еще только планирует регистрацию товарного знака

Источник фото: freepik.com
Источник фото: freepik.com

К сожалению, во многих сферах бизнеса, распространена неприятная практика, когда:

Потенциальный клиент звонит известной компании, предоставляющей определенные услуги (в том числе по регистрации товарных знаков). В дальнейшем его номер телефона вместе с базой других потенциальных клиентов покупает у сотового оператора патентный тролль. После этого мошенник выясняет какой именно бизнес принадлежит жертве, убеждается, что ее товарный знак не зарегистрирован, и подает заявку на данное обозначение сам.

Данная ситуация распространена во многих сферах и к сожалению на данный момент не имеет легального решения. Поэтому после запроса к юристу (патентному поверенному), мы настоятельно не рекомендуем откладывать вопрос регистрации товарного знака.

Полезные ссылки

Что делать, если обнаружен похожий на ваш товарный знак?

Защита прав на товарный знак

Незарегистрированный товарный знак: риски и последствия

Товарный знак не прошел регистрацию: что делать