179 лет это платье считалось утерянным. Его шили в обстановке полной секретности, а журналистам, иллюстраторам и всем, кто мог бы запечатлеть это событие, было запрещено присутствовать на императорской свадьбе. Казалось, что мы никогда не узнаем, как выглядела легендарная императрица в свой главный день... Но когда за дело берутся две увлеченные женщины, невозможное становится возможным.
Удивительно, но все изображения со свадьбой Франца Иосифа и Сиси являются... фейком. Ни современники, ни потомки не знали, во что была одета императрица в этот торжественный день. Единственное, что стало достоянием общественности - пышный шлейф, который, как считается, был прикреплён к свадебному платью императрицы. Этот шлейф выставлен в Венском императорском музее экипажей, директором которого является доктор Курцель-Рунтшайнер, главная героиня нашей статьи.
Доктора Курцель-Рунтшайнэр называют «охотницей за потерянными сокровищами», и ей нравится это прозвище. Она годами расследовала это дело, изучая библиотечные архивы в поисках ответов, но, увы, без особого успеха.
Затем, в 2021 году, произошёл прорыв. Доктор Курцель-Рунтшайнер получила многообещающее сообщение. С ней связалась незнакомка, испанский исследователь-фрилансер Сильвия Сантибаньес, которая сообщила ей, что нашла малоизвестный портрет Елизаветы 1857 года в Силезском музее в Опаве, Чехия. На этой картине Сиси одета в платье, которое дополняет тот самый шлейф, что хранился в венском музее.
«Я была в восторге, — говорит доктор Курцель-Рунтшайнэр. «Наконец-то у меня было доказательство, а не предание, что Сиси действительно носила наш шлейф во время своей свадьбы. Более того, портрет демонстрировал, как выглядело платье, которое она надела, о чём раньше можно было только догадываться».
Доктор Курцель-Рунтшайнэр несколько месяцев изучала эту картину, пытаясь найти доказательства того, что на ней действительно изображено исчезнувшее платье Сиси. Портрет 1857 года был необычен по двум причинам. Во-первых, он был написан через три года после свадьбы. Во-вторых, он был создан не придворным художником, как было принято, а художником по имени Йозеф Нойгебауэр. "Он изображает платье с такой детализацией, что, должно быть, видел его — нет другого рисунка, описания или изображения платья, которое он мог бы использовать", — говорит доктор Курцель-Рунтшайн.
Но доктор Курцель-Рунтшайнэр на этом не остановилась - она хотела, чтобы все всей ответы на вопросы были непременно найдены. Поэтому она собрала команду.
Сначала она отправилась в Силезский музей с фотографами, которые сделали снимки портрета 1857 года в высоком разрешении. Затем графические дизайнеры из её венского музея использовали эти фотографии, а также оригинальный шлейф платья, чтобы создать повторяющийся узор на платье Сиси.
«Это позволило нам сопоставить узор, видимый на картине, с вышивкой сохранившегося шлейфа», — объясняет доктор Курцель-Рунтшайнэр.
Спустя несколько месяцев её команда нашла человека, который мог воспроизвести узор на ткани владельца небольшой типографии В Баварии. Он несколько раз отправлял образцы из Баварии в Венну, чтобы воспроизвести их в точном размере. И тут произошло неожиданное. Проект оказался под угрозой срыва. Баварский помощник команды тяжело заболел. «Мы в большом долгу перед ним за то, что он согласился напечатать для нас ткани в выходные перед тем, как попал в больницу», - подчеркивает доктор Курцель-Рунтшайнэр. К счастью, вскоре их баварский друг поправился.
Затем они отвезли ткань реставратору в Вену, который вручную изготовил полноразмерную копию платья.
По словам Оливии Грубер Флорек, доцента кафедры истории искусств в Общественном колледже округа Делавэр воссозданное свадебное платье Сиси является «наиболее точной реконструкцией оригинального платья, основанной на имеющихся ограниченных визуальных ресурсах».
Продолжая расследование, Флорек говорит, что теперь исследователи могут использовать подсказки на портрете 1857 года, чтобы попытаться определить дизайнера платья и источник материалов, из которых оно было сшито. «Свадебные платья часто служат для продвижения национальных отраслей — например, платье королевы Виктории было сшито только из британских материалов, — поэтому могут существовать записи о его производстве», — сказал Флорек.
Несмотря на всё это, доктор Курцель-Рунтшайнэр пока не может гарантировать, что её работа завершена. Её следующий шаг — посетить монастыри в Венгрии и Баварии, чтобы изучить артефакты, которые, как говорят, связаны со свадебным платьем. На данный момент загадка Сиси остаётся неразгаданной.
«Вероятность составляет 50%», — говорит доктор Курцель-Рунтшайнэр о вероятности того, что воссозданное ею платье является пропавшим свадебным нарядом императрицы. «Если бы я была уверена, я бы не назвала это платье таинственным». Шлейф, хранящийся в музее, и новообретенный портрет сошлись, и все же пока что не существует подтверждений, что на портрете изображено именно свадебное платье, как и нет документарного подтверждения, что хранящийся в музее шлейф принадлежал свадебному платью.
На основе материала сайта Камера Обскура