Спустя два года я снова здесь… Вот не объяснить, почему тянет именно в такие места, города без будущего, без надежды. В них останавливается жизнь и всё вокруг дышит прошлым, теми временами, когда ударники производства добывали здесь уголь, рабочие производили мебель, колхозники возделывали землю и каждой осенью собирали выращенный большими усилиями урожай. Мне порой кажется, что этому месту просто не повезло, что нужно было собраться всем несчастьям именно в одной точке, в одном регионе нашего края. Чтобы в конечном счете привезти его к упадку, сделать «витриной» неизвестной России. России, которую не освещает СМИ, которую не покажут по телевизору и о судьбе которой никто особо не думает, кроме тех немногих, кто все еще живет здесь.
И ведь хотелось бы оказаться в другой реальности. В той, где я не вижу всего этого. Где аккуратные улочки с красивыми частными домиками. По утрам шахтеры идут на работу, по деревням ходят автобусы, а по улицам бегают дети. Жизнь, движение, планы... Есть путешественники и блогеры, которые специально ищут "грязь" и смакуют, рассказывая о ней. Еще и преувеличивают, "раздувают" трагедию. Не хочу таким быть и не буду! Мне хочется рассказать об этой проблеме, привлечь к ней внимание, чтобы хоть на 0,0005% повысить шансы ее решения. Может поэтому я снова здесь? В Воркуте, в Шумихинском? Пожалуй да... Ладно, мысли вслух.
Причины бедствия
Причин несколько, но в первую очередь это экономика. Этот регион питала добыча угля, мощная добыча. Пик пришелся на 1960 год – 12 млн.тонн, но затем начал падать. Основные причины две: выработка уже известных запасов и сложные условия добычи. В угле было много примесей, в том числе серы и он не мог конкурировать с более качественным сырьем из Воркуты и Кузбасса. Во времена СССР экономика была устроена так, что поддерживались даже убыточные предприятия и целые отрасли. Поддерживались из союзного бюджета. Так же и КУБ: несколько десятилетий до распада СССР объемы добычи медленно сокращались, но погибнуть региону не давали.
Почему за столько времени не была предложена альтернатива и перепрофилирование? Хороший вопрос... Возможно дело в инерционности советской системы, не могу сказать. Но после распада СССР денег уже ни на что не было. Край начал переориентироваться на нефтедобычу и объемы добычи угля постепенно сокращались, а в 2002 году Кизеловский угольный бассейн (КУБ) окончательно прекратил добычу. Было бы неправильно утверждать, что проблемы в этом регионе начались уже в новой России, но непреложен факт, что ни краевая, ни федеральная власти спасти регион не пытаются. Только разговоры. Их много. Но реальных дел практически нет, даже проблемы с экологией решить не могут. Основная причина изливов — особенности геологического строения и тектонических нарушений КУБа. Они делали условия разработки сложными, требовали откачивания шахтных вод с больших глубин и применения кислотостойких водоотливных комплексов.
Архив 2022 года. Река Кизел:
Общаюсь я с местными жителями, спрашиваю их мнение о ситуации, об их надеждах, да и просто о жизни в этих краях. И в который раз замечаю, что где бы я ни был, даже в очень тяжелых точках, люди встречают меня спокойствием. Отнюдь не уверенностью в благополучном будущем. Именно спокойствием. Даже отрешенностью какой-то. И открытостью… Именно той самой провинциальной открытостью обычных работяг (где еще осталось какое-то производство), живущих на бедствующей (как кажется путешественникам) земле. Спокойно, доброжелательно мне рассказывают, как умирали шахты, как закрывалось производство, пустели города. Делились надеждами отправить детей или внуков в Пермь, чтобы у них было будущее и интересная жизнь. «А почему вы сами не уезжаете отсюда, если есть возможность» - часто спрашиваю я. И чаще всего в ответ слышу уже привычную фразу, что «Нам многого уже не надо, у нас своя дача, огород. А еще у нас очень природа красивая». Понимаем ведь, что нет будущего у многих полузаброшенных моногородов – не при нынешнем управлении. Иллюзий нет, ни у местных жителей, ни у меня…
А места там действительно очень красивые. Лично мне особенно нравится соединение покинутых человеком земель и девственной природы. Высокие, как 10-этажный дом, отвалы использованной породы, руины бывших поселков, шахтных построек, детских лагерей отдыха. Время неумолимо идет вперед. Каких-то двадцать, тридцать лет, и ты стоишь уже на руинах. Очень быстро места, откуда ушел человек, обращаются в пустоту, природа забирает своё, некогда отвоёванное у неё человеком.
Поселок Шахта, уже бывший
Вот еду я по поселку Шахта. В 1960 году там жило 13 тысяч человек, в конце 80-х уже около 6 тысяч, сейчас же жителей остались единицы. Лично я (не считая мародёров) видел там всего два обитаемых частных дома. Весь частный сектор в руинах, недалеко стоит мертвый ряд многоэтажных домов, котельная, в этом году остановленная навсегда. Магазинов больше нет, медпомощи тоже. Поселок фактически уже списали, никто здесь жить уже не будет. И много бродячих собак (как и в самом Кизеле), они тут просто стаями бегают, огрызаются, не дают проехать. А я один, вокруг никого, в руках перцовка и нож, на крайний случай. Иногда и отступать приходилось…
… Прогуливаюсь по пустой четырехэтажке. Странное чувство. Всегда так. Везде. В таких местах… Сложно описать, но я как будто в склепе, время вокруг остановилось, даже мысли в голове проходят как будто шепотом. Стараюсь не шуметь. Ступаю тихо, аккуратно, не доламываю остатки мебели, ведь в голове все еще ощущение, что я пришел незваным гостем. Что в эту квартиру меня не приглашали, хоть она и покинута уже давно. Вижу странным образом уцелевшую картину непонятного содержания, в другой комнате полностью содраны обои, сняты с петель окна и двери. Естественно, ничего металлического, никакой проводки в домах уже давно нет. Немного непривычно, что все квартиры однотипные: одно или двухкомнатные, небольшие, везде маленькая кладовка у входа. Глядя на разбросанные вещи, вырванные «с мясом» двери, разломанные стены сложно представить, что здесь ещё три-четыре года назад жили люди, а сейчас всему наступил конец. Поднимаюсь на четвертый этаж, вижу лестницу на крышу, но подняться так и не решаюсь… Вдруг сорвусь, кто ж меня потом тут найдет?
Выхожу, осматриваюсь. Кругом тишина, ветра нет, жарко. Вижу, что все, кому не лень пытались разжиться чужим добром: вокруг домов валяется выкинутая мебель, личные вещи, одежда. Вот люди! Не могу этого понять, ведь это не ваше! Пусть и покинутое жильцами, но какое у вас то моральное право тут грабить? До сих пор всяких искателей там много, пару раз встречался во время своей прогулки. Вдалеке уже закрытая котельная. Ну и конечно собаки, куда ж без них. Едем дальше!
Пионерский лагерь
Следующая точка – бывший пионерский лагерь «Ручеёк» для детей шахтеров. Построили его в начале 1970-х годов. «Каждое утро Василий Иванович Червяков, руководитель ООО «Строитель», приезжал в 7 часов из Александровска в «Ручеёк» и узнавал дела лагеря. На утренних совещаниях всегда начинал с лагерных вопросов. Самыми яркими воспоминаниями о лагерной жизни стали пионерские костры: Мы их называли костры дружбы. Проводились они на закрытие и открытие смены. Ребята брались за руки и водили хоровод вокруг костра. А ещё был конкурс на самую длинную гирлянду из фантиков. И футбол. Взрослые переодевались во всевозможных смешных персонажей, и все играли в комический футбол. Последняя смена уехала отсюда в 2001 году» - воспоминания бывшей работницы лагеря (источник: https://mediakub.net/article/mir-zabroshennogo-detstva?ysclid=lx4i03is40819930078). Всего за 23 года от лагеря не осталось практически ничего. Понятно, что и люди постарались, но все равно как-то не верится, что еще сравнительно недавно здесь кипела жизнь. По моим ощущениям, здесь нет никого уже лет пятьдесят.
Мертвая деревня
Спустя километров восемь отвратительной брусчатой дороги въезжаю в поселок Шахта № 42. Официально он еще действующий, по факту – мертвый. Я не видел там ни одного живого человека или целого здания. Здесь история уже окончена.
Свидетельство былой эпохи:
Часто, в дороге, когда тихонько еду на велосипеде по обочине в какую-то очередную точку, в голову приходят разные мысли. Сейчас думаю о том, что я как будто не в России, по крайней мере, не в той, к которой привык. Кругом только запустение, руины, обломки какого-то другого мира. Неужели еще лет тридцать назад тут кипела жизнь? Ведь сколько труда было вложено в эти города и поселки, ведь были построены десятки шахт, прорыты сотни километров шурфов и стволов, проведены дороги, размещены люди и обустроен их быт. Чтобы что? Край скоро погибнет окончательно. Уже давно действует программа по переселению в Кизел людей с большинства окрестных поселков и скоро кроме самого райцентра ничего больше не останется. Грустно… Да. Но вот такой уж я. Мне больно от такой России, про которую большинство и знать не хочет. Ведь почти всем намного интересней поехать в Москву, Сочи или Санкт-Петербург. Но там абсолютно другая жизнь. И люди, которые здесь живут заслуживают иного финала.
Северный Коспашский
Вот приехал в Северный Коспашский. Привал. За спиной больше 30 км и впереди еще 15. В поселке есть два магазина, отделение почты. История стандартна: шахта №41 закрылась, население почти полностью разъехалось, никакой промышленности нет, как и везде. Пообщался немного с местными жителями и поехал уже напрямую в Кизел в гостиницу.
В сухом остатке: это моя последняя поездка по Кизелу и окрестностям, все основные места уже изучены. Чувствую в душе, что очень хочу увидеть возрождение этого края. Сейчас надежды на это нет, но пусть будет открытый финал. Жизнь продолжается и никогда не известно, что может ждать за очередным поворотом. Возможно бедственный регион будет замечен. Надежда есть всегда…
----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----
Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!