("Адские каникулы", он же "Валим отсюда", Get Away, 2024, Великобритания)
И вроде годков мужику уже достаточно, и других ролей в кино им сыграно немало, и уйму мультиков он озвучил - а всё равно не отпускают Ника Фроста чёрно-юморные комедии. Как стал он звездой 21 год назад, заколбасив с Саймоном Пеггом ораву зомби, так по сей день упрямо возвращается в фильмы, где много ударно-колюще-режущего оружия и фонтанирующего кетчупа.
Неужто проклятие?
Вовсе нет - призвание!
"Get Away", с адаптацией чьего названия наши дубляжисты пока не определились (см. под заголовком), вряд ли войдет в список лучших картин симпатяги-упитыша Фроста. Однако его поклонников она заинтересует примечательным фактом: это первый сценарий для фильма, который Ник написал самостоятельно; раньше он писал их только с соавторами. Благодаря чему мы наконец-то увидели, что царит в голове этого творческого человека, когда он остаётся один на один с собственным воображением.
Бурлят же в ней, как выяснилось, столь адские фантазии, которым сам Стивен Кинг ужаснулся бы и позавидовал. Тем более он-то комедийных историй не сочиняет, даром что сам не чужд юмора и любит порой "шуткануть" у себя в книгах.
А перво-наперво Ник выдумал для "Get Away"... мрачнейшую, как гудрон безлунной ночью, предысторию.
Итак, начало 19 века. Европу выкашивает очередная эпидемия гриппа, поэтому на шведском острове Свэльта (выдуманном автором) вводится жёсткий карантин. Который обеспечивает британская армия, и который растянется на долгие 2,5 года.
И всё бы ладно, но к концу этого срока на Свэльте перестало хватать даже рыбы. Из-за чего вспыхнул зверский голод, обернувшийся в итоге разгулом каннибализма. И первые, кого сожрали на лицо ужасные, но добрые внутри островитяне, были надоевшие им, британские солдаты.
Вот так, понимаешь, непатриотично фантазирует Ник Фрост без своих соавторов.
С тех пор и закрепилась за Свэльтой дурная слава острова людоедов. Сохранившаяся даже спустя два века, до наших дней. На что аборигены отвечали весьма своеобразным образом. Ежегодно, в ознаменование горьких событий, они проводили костюмированный ритуал под названием Карантан (в росс. дубляже). А завершался он театральной постановкой, инсценирующей ту чудовищную трагедию, и торжественными хоровыми песнопениями.
Сто́ит ли упоминать, что чужаков и туристов на Свэльте тоже вот уж 200 лет не жаловали? Категорически, аж до зубовного скрежета. И надо же так случиться, что именно этих незваных гостей занесло на остров прямо накануне очередного Карантана!
Пришельцами... вернее, "приплывцами" было милое интеллигентное семейство из Великобритании с экзотической фамилией Смит. То есть папа Ричард, мама Сьюзи, а также их давно не маленькие дети Сэм и его сестричка Джесси (Н. Фрост и др.). Которые нашли в Сети единственного здесь человека, согласившего сдать им в аренду домик. И не отказались поселиться в нём прямо на Карантан, хотя ещё на материке их отговаривали соваться на проклятую Свэльту.
Её обитатели тоже на это намекали. И ещё на пароме дали понять Смитам: их нынешняя турпоездка станет самой ошибочной из всех, что они когда-либо предпринимали.
Но дружелюбные Смиты даже красноречивых намёков в упор не понимали. И продолжали улыбаться до ушей и негостеприимным островитянам, и природе, и морю, и хорошей погоде. При том, что и на Свэльте отношение к ним местных предсказуемо лучше не стало.
Один лишь хозяин домика был миролюбив, улыбаясь Смитам в ответ. Хотя и он щурился и вёл себя как-то странновато...
Что случилось дальше, этого я вам, разумеется, не скажу. Сами знаете, почему.
А скажу я вам иное: несмотря на слегка затянутое развитие сюжета, возложенные на него ожидания он оправдает... Ну, может, не на 100%, но как минимум на 80. И здесь найдётся всё, за что поклонники скандинавских трэшаков (фильм британский, но снял его норвежец Стеффен Харс) смотрят это жуткое шокирующее зрелище. Включая эффектные, с подвывертами, нежданчики и повороты. Где, правда, иногда Фрост и Харс всё-таки перебарщивают с пошлятинкой и цинизмом. Но не настолько, чтобы это отбило у зрителя охоту досмотреть до конца их фестиваль Разбрызганного Кетчупа, благо финал у него тоже экстравагантный.
***
В общем, чем хороши подобные фильмы для кинообозревателя - с ними очень легко определиться. Не надо сидеть и думать, кому такое может понравиться, кому нет, а кому, возможно, да, но без гарантии.
Столь же элементарно всё с "Get Away" Николушки нашего Морозова.
Если вы не имеете ничего против комедий чёрного-чёрного юмора и свирепого цинизма их авторов, никаких преград для просмотра этого фильма перед вами не стоит. Получите вы от него удовольствие или нет, другой вопрос. Но буйство фантазий Ника экранизировано Стеффеном профессионально, жёстко и зрелищно (в том смысле, насколько бывают зрелищными подобные шокирующие трэш-истории). Во главе с могуче-ироничным толстячком Фростом, а также с другими яркими актёрами и чертовски сногсшибательной кульминацией.
Ну а всем остальным зрителям лучше обойти этот кровожадный гротеск стороной. Во избежание от вас потоков негатива в адрес "Get Away" и его создателей, чего они явно не заслуживают.
Трейлер фильма: проверено - спойлеров нет (возрастной рейтинг R; у нас 18+):