Согласно отчету Всемирного совета судоходства по морю ежегодно перевозится около 250 миллионов контейнеров, из которых около 700 падают с борта и бесследно исчезают.
Почему контейнеры падают?
В качестве основных причин эксперты часто упоминают погодные условия. Из-за штормов и ураганов, создающих сильные волны, контейнеры срываются природными силами.
Существует два типа контейнеровозов: фидерные (предназначенные для морской транспортировки) и океанские (курсируют по океану). Считается, что фидерные судна с большей частотностью теряют контейнеры. Из-за меньшего уровня просадки они менее устойчивы в воде, чем океанские корабли.
Еще одна частая причина потери контейнеров – увеличение числа грузоперевозок. Из-за загруженности трафика контрагенты давят на перевозчиков, требуя доставлять грузы раньше срока. Капитаны ищут более быстрые пути, игнорируя препятствия. Поэтому все чаще можно услышать новости о столкновении контейнеровозов.
Несмотря на развитие сферы, состав экипажей на кораблях кратно уменьшается. Команды не успевают, ленятся следить за прочностью крепления. А иногда и вообще пренебрегают правилами загрузки контейнеров.
Может ли правильная загрузка корабля спасти контейнеры от падения?
На данный момент самые крупные контейнеровозы могут перевозить до 25 000 единиц TEU (20-футовых контейнеров). Такой объем груза дает возможность за один рейс транспортировать большую партию товара, что выгодно для предпринимателей.
Судно заполняется по двум основным принципам: остойчивости – сначала закладываются более тяжелые контейнеры, затем – более легкие, и ротации портов – наверх ставятся контейнеры, разгружаемые в ближайшем порту.
Для вмещения такого большого числа контейнеров используют как палубу, так и трюм корабля.
Контейнеры сначала помещают в жесткую обрешетку, которая фиксирует грузы в ряды. Далее каждый контейнер прочно прикрепляется к судну за счет поворотных замков, вставляемых в фитинги.
Контейнеры также фиксируются крест-накрест стержнями, которые компенсируют боковые перемещения штабеля. Благодаря крепежным перемычкам члены команды могут вставать на них и крепить контейнеры более высокого уровня.
Самые крупные контейнеровозы могут вмещать 26 ярусов груза, а это — высота 22-этажного здания.
Рефконтейнеры крепятся аналогично сухогрузным, только с возможностью подключения электропитания.
Креплением грузов занимаются стивидоры. Это специалисты, занимающиеся организацией и контролем разгрузо-погрузочных работ.
Во время рейса за прочностью крепежа следит команда корабля. Ответственность за контейнеры и их содержимое несет капитан через старшего офицера.
К сожалению, даже такие сложные механизмы не предотвращают падение контейнеров с корабля. В основном из-за халатности команды корабля. Реже – из-за столкновений с другими контейнеровозами.
Почему контейнеры не спасают?
Итак, случается, что контейнеры падают, и, по логике, команде корабля надо их спасать. Но их просто оставляют дрейфовать в море. Почему так?
- Как правило, все контейнеры и содержимое в них страхуются. Владельцы бизнеса получают возмещение за пропавший груз.
- Стоимость поиска и подъема контейнеров со дна в разы превышает стоимость контейнера с грузом.
- Контейнер может уплыть на территориальные воды других стран, что может быть расценено как кража имущества чужого государства.
- Контейнеры могут уйти на большую глубину, добираться до которой может быть губительно для человека.
Интересно, что контейнеры не тонут сразу же. Сухогрузные плавают около 2 месяцев. Рефконтейнеры дрейфуют дольше благодаря изоляции из легкого пенопласта. Чаще всего груз отправляется на дно, но иногда отправляется в путь по открытому морю.
Что оказывалось в море благодаря контейнерам?
Потерянный груз, с одной стороны, сильно загрязняет океан, а с другой – помогает его изучать.
В 1992 году продавец детских игрушек Friendly Floaties потерял в Тихом океане контейнер с 29 000 единицами продукции: желтых уточек, красных бобров, синих черепах и зеленых лягушек. По сегодняшний день они появляются у берегов разных стран. Особенно людям понравились желтые уточки, благодаря которым океанограф Кертис Эббесмайер изучал океаны!
Исследователь предложил схемы океанических течений, и места, где может оказаться груз, если попадет в них. Отыскивая утят Friendly Floaties на берегах, Кертис Эббесмайер смог проверить свои гипотезы. Эта информация помогла сделать прорыв в изучении океанических вод.
Резиновые утята – не единственное, что находили люди на берегу моря.
Кого наказывать за пропажу контейнера? Как обезопасить себя?
При падении контейнера вам стоит обратиться к кодексу торгового мореплавания РФ и Гражданскому кодексу. За пропажу контейнера с судна несет ответственность именно перевозчик, в частности, капитан корабля.
Его могут привлечь к ответственности, если были нарушены технологии погрузки контейнеров, или экипаж халатно отнесся к креплению и слежке за грузом.
Если контейнеры пропали из-за стихийных или военных действий, форс-мажорных обстоятельств или невозможности предотвращения падения (например, при столкновении двух кораблей), с перевозчика снимается ответственность за пропажу.
Полностью обезопасить контейнер от падения пока что невозможно. Поэтому, не забывайте страховать груз. В случае потерь вы сможете вернуть его стоимость.
Если вы хотите посмотреть, как корабль теряет контейнеры, переходите в наш Telegram-канал: https://t.me/container_40ref
Там мы на регулярной основе делимся яркими новостями сферы грузоперевозок!