Найти в Дзене
40REF

Пропавшие без вести? Что происходит с контейнерами, выпавшими с корабля в море?

Оглавление

Согласно отчету Всемирного совета судоходства по морю ежегодно перевозится около 250 миллионов контейнеров, из которых около 700 падают с борта и бесследно исчезают.

Почему контейнеры падают?

В качестве основных причин эксперты часто упоминают погодные условия. Из-за штормов и ураганов, создающих сильные волны, контейнеры срываются природными силами.

Существует два типа контейнеровозов: фидерные (предназначенные для морской транспортировки) и океанские (курсируют по океану). Считается, что фидерные судна с большей частотностью теряют контейнеры. Из-за меньшего уровня просадки они менее устойчивы в воде, чем океанские корабли.

Различия между фидерным и океанским судном
Различия между фидерным и океанским судном

Еще одна частая причина потери контейнеров – увеличение числа грузоперевозок. Из-за загруженности трафика контрагенты давят на перевозчиков, требуя доставлять грузы раньше срока. Капитаны ищут более быстрые пути, игнорируя препятствия. Поэтому все чаще можно услышать новости о столкновении контейнеровозов.

Несмотря на развитие сферы, состав экипажей на кораблях кратно уменьшается. Команды не успевают, ленятся следить за прочностью крепления. А иногда и вообще пренебрегают правилами загрузки контейнеров.

Может ли правильная загрузка корабля спасти контейнеры от падения?

На данный момент самые крупные контейнеровозы могут перевозить до 25 000 единиц TEU (20-футовых контейнеров). Такой объем груза дает возможность за один рейс транспортировать большую партию товара, что выгодно для предпринимателей.

Судно заполняется по двум основным принципам: остойчивости – сначала закладываются более тяжелые контейнеры, затем – более легкие, и ротации портов – наверх ставятся контейнеры, разгружаемые в ближайшем порту.

Для вмещения такого большого числа контейнеров используют как палубу, так и трюм корабля.

-3

Контейнеры сначала помещают в жесткую обрешетку, которая фиксирует грузы в ряды. Далее каждый контейнер прочно прикрепляется к судну за счет поворотных замков, вставляемых в фитинги.

Контейнеры также фиксируются крест-накрест стержнями, которые компенсируют боковые перемещения штабеля. Благодаря крепежным перемычкам члены команды могут вставать на них и крепить контейнеры более высокого уровня.

Самые крупные контейнеровозы могут вмещать 26 ярусов груза, а это высота 22-этажного здания.

Какие крепления используют для фиксации контейнеров на суднах
Какие крепления используют для фиксации контейнеров на суднах

Рефконтейнеры крепятся аналогично сухогрузным, только с возможностью подключения электропитания.

Креплением грузов занимаются стивидоры. Это специалисты, занимающиеся организацией и контролем разгрузо-погрузочных работ.

Во время рейса за прочностью крепежа следит команда корабля. Ответственность за контейнеры и их содержимое несет капитан через старшего офицера.

К сожалению, даже такие сложные механизмы не предотвращают падение контейнеров с корабля. В основном из-за халатности команды корабля. Реже – из-за столкновений с другими контейнеровозами.

Почему контейнеры не спасают?

Итак, случается, что контейнеры падают, и, по логике, команде корабля надо их спасать. Но их просто оставляют дрейфовать в море. Почему так?

  1. Как правило, все контейнеры и содержимое в них страхуются. Владельцы бизнеса получают возмещение за пропавший груз.
  2. Стоимость поиска и подъема контейнеров со дна в разы превышает стоимость контейнера с грузом.
  3. Контейнер может уплыть на территориальные воды других стран, что может быть расценено как кража имущества чужого государства.
  4. Контейнеры могут уйти на большую глубину, добираться до которой может быть губительно для человека.
-5

Интересно, что контейнеры не тонут сразу же. Сухогрузные плавают около 2 месяцев. Рефконтейнеры дрейфуют дольше благодаря изоляции из легкого пенопласта. Чаще всего груз отправляется на дно, но иногда отправляется в путь по открытому морю.

Что оказывалось в море благодаря контейнерам?

Потерянный груз, с одной стороны, сильно загрязняет океан, а с другой – помогает его изучать.

В 1992 году продавец детских игрушек Friendly Floaties потерял в Тихом океане контейнер с 29 000 единицами продукции: желтых уточек, красных бобров, синих черепах и зеленых лягушек. По сегодняшний день они появляются у берегов разных стран. Особенно людям понравились желтые уточки, благодаря которым океанограф Кертис Эббесмайер изучал океаны!

-6

Исследователь предложил схемы океанических течений, и места, где может оказаться груз, если попадет в них. Отыскивая утят Friendly Floaties на берегах, Кертис Эббесмайер смог проверить свои гипотезы. Эта информация помогла сделать прорыв в изучении океанических вод.

Резиновые утята – не единственное, что находили люди на берегу моря.

Кого наказывать за пропажу контейнера? Как обезопасить себя?

При падении контейнера вам стоит обратиться к кодексу торгового мореплавания РФ и Гражданскому кодексу. За пропажу контейнера с судна несет ответственность именно перевозчик, в частности, капитан корабля.

Его могут привлечь к ответственности, если были нарушены технологии погрузки контейнеров, или экипаж халатно отнесся к креплению и слежке за грузом.

Если контейнеры пропали из-за стихийных или военных действий, форс-мажорных обстоятельств или невозможности предотвращения падения (например, при столкновении двух кораблей), с перевозчика снимается ответственность за пропажу.

Полностью обезопасить контейнер от падения пока что невозможно. Поэтому, не забывайте страховать груз. В случае потерь вы сможете вернуть его стоимость.

Если вы хотите посмотреть, как корабль теряет контейнеры, переходите в наш Telegram-канал: https://t.me/container_40ref

Там мы на регулярной основе делимся яркими новостями сферы грузоперевозок!