Петровск Саратовский. История города П. на Медведице (из прошлого в настоящее).
Там, где берет начало река Медведица, где она собирается с силами, чтобы достичь берегов полноводного Дона, берет начало и наша история.
Теперь уже сложно сказать, когда впервые ступила на эту землю нога человека. Лишь в местных легендах упоминают охотника, что пришел в эти дикие места, и остался здесь навсегда. Да и как не остаться было в краях, богатых «рыбными ловлями, лебедиными гнездами и бобровыми гонами». Здесь же, как гласит легенда, произошла его встреча с медведицей…
Уж и не знаю, как правдоподобнее стоило бы объяснить ту далекую местную легенду (не думаю, что в этом лесостепном районе бурые медведи могли когда-либо водиться), предлагаю лишь сравнить дикий и своенравный характер нашей реки с характером дикой непокорной медведицы, рядом с которой постоянно находятся два её маленьких медвежонка…
Р.s. Хотел бы только уточнить, что река Медведица берёт начало в Саратовской области из двух ручьёв недалеко от села Старые Бурасы… ну, и чем эти ручьи не милые и озорные её медвежата.
Мальчик стоял на краю высокого обрыва и смотрел, как река уносит свои воды вдаль от городской окраины. Отсюда, с крутого берега, видно всё как на ладони. Но главная достопримечательность этих мест, конечно же, река. Весной это бескрайняя водная гладь, где оторвавшиеся огромные льдины играют наперегонки друг с другом, летом это огромная змея, чей голубовато-серый изгиб скрывается за прибрежной зеленой растительностью. Он стоял над крутым склоном и с замиранием в сердце, представлял себе, что будет, если попытаться съехать с этого склона на велосипеде…
Разве мог он себе представить, сколько нужно времени чтобы образовался такой крутой склон, сколько зим и лет должно пройти после того, как впервые появившиеся здесь первые ручьи, впоследствии получат своё имя.
Давно это было. Так давно, что неведомо уже нашему поколению о тех первых местных поселенцах, что пришли сюда, скрываясь от барской и божьей немилости. И хотелось им, наверное, строить своё справедливое общество, где нет ни угнетателей, ни угнетенных…
Р.s. Пожалуй, стоит напомнить, что земли, о которых пойдет сегодня речь, в давние времена относились к Дикому полю. Ещё в XVII веке юго-восточная окраина России практически пустовала. Считавшееся российским Дикое поле, в "состав" которого входила и современная Саратовская область, постоянно подвергалось разорительным набегам кубанских казаков и кочевников, занимавшихся грабежами и уводивших людей в рабство. Поэтому, насколько свободными и не казались эти места, в первую очередь, они были опасными для проживания.
Если взглянуть на карту 17 века, то ко времени постройки Петровской крепости по границе «Дикого поля» можно отметить (см.синие точки) уже имеющиеся к тому времени остроги и города-крепости Российского государства: Воронеж (1586г.), Тамбов (1636г.), Пенза (1663г.), Сызрань (1683г.), Саратов (1590г.), Камышин (1668г.), Царицын (1589г.).
Возникновение городов-крепостей, как бы, само собой предполагало в дальнейшем строительство оборонительных линий вдоль государственных границ, которые являлись заградительным заслоном на пути противника вглубь страны. И если с севера к этому времени такая оборонительная линия была уже построена, то на Волге этот процесс находился в самом начале своего развития.
Р.s. Защитой против крымско-нагайских набегов на Русь служила Большая засечная черта, построенная ещё в эпоху Ивана Грозного. Большая засечная черта являлась мощной преградой на пути ежегодных татарских набегов и к концу 1640-х гг. здесь сложилась определенная оборонительная система. Постепенно Большая засечная линия, смещается на юго-восток - Тульская пограничная черта сменилась Белгородской и Симбирской чертой. В 1680 году возникла Изюмская черта, намечалось строительство Сызранской черты…
После освоения Пензы (1663г.) и постройки пензенской засечной черты (1676-1680 гг.) верховья Медведицы стали посещаться служилыми людьми, как в разведывательных целях, так и с целью их хозяйственного освоения. Плодородные земли с чернозёмом гарантировали отличные урожаи, а значительная удаленность от «государева ока» привлекала своей свободой. Служилые люди сами отыскивали себе порозжие земли и били челом об отводе их в своё пользование. Так уже в 1688 году первые земли на территории будущего Петровского уезда получили думный дворянин В.С.Змеев, подьячие Комлев, Смирнов, Сергеев и стольник Варыпаев…
Р.s. Фамилии первых землевладельцев (по крайней мере, кроме Варыпаева) мало, что могут поведать нам об истории освоения новых земель. В основном, первые попытки заселения оказались неудачными, новые поселения разорялись степными кочевниками, а первые поселенцы (в лучшем случае) разбегались. Только вот, земли, если от них не избавлялись, оставались за прежними владельцами до лучших времен.
Для справки (из истории села Луначарское, Лопатинского района Пензенской области): ЛУНАЧАРСКОЕ (Троицкое, Ворыпаево, Троицкое-Варыпаево), русское село Бузовлевского сельсовета, на левом берегу Узы… Основано на землях, отказанных в 1688 г. Саранской приказной избой из «дикой порозжей земли» стольнику Якову Мироновичу и его сыну Григорью Варыпаевым (РГАДА, ф. 1209, оп. 2, е.хр. 6506, л. 756 об.).
… Отсюда, с крутого берега, всё как на ладони. Хорошо виден и второй переезд через реку, который облюбовала для отдыха местная ребятня.
- Завтра, кода пойду на реку, нужно будет взять с собой удочку, - подумал мальчик, вспоминая, как ребята недавно ловили здесь пескарей. Этот случай ему так запал в душу, что уже который раз он прокручивал его в своей памяти, пытаясь не забыть последовательность изготовления нехитрой рыболовной снасти.
В тот летний день на переезд приехали трое ребят на велосипедах…
Первое, что приходило на ум юного следопыта, что ребята не местные: раз приехали - значит издалека…, местные то все пешком приходят сюда купаться.
Накупавшись вволю, ребята побежали к зарослям молодого ивняка, что находился чуть поодаль от детского пляжа, нарезали ивовых прутьев и, обрывая листья и боковые ветки, вернулись обратно к берегу. Покопавшись в карманах брошенной на берегу одежды, достали нитки, булавки и стали налаживать удочки для рыбалки.
То, что это будут удочки, мальчик понял лишь после того, как они стали вытаскивать из воды одного за другим пескарей. И так ловко это у них получалось, что ему захотелось подойти поближе, чтобы лучше рассмотреть их самодельные снасти.
От старших ребят, мальчик знал, что для рыбной ловли нужна леска и специальные рыболовные крючки, а здесь удочка собиралась практически из подручных материалов, и рыба даже на обычную булавку клевала, как бешеная.
- Такую удочку можно собрать самому, - подумал мальчик, только у матери нужно будет спросить булавку и нитки…
То, что земли Дикого поля выдавались под заселение – в этом нет никакого сомнения. Царская казна, как говорится, не бездонная, а верным подданным нужно постоянно было выдавать жалованье, так почему же вместо денег не попробовать выдавать жалованье хорошими участками пустующей земли, так называемыми государевыми дачами …
Хотя, этот период освоения местных земель начнется чуть позже - после постройки здесь крепости, пока же северную часть будущего Петровского уезда осваивают пензенцы.
Для справки: Пензенский уезд сложился во 2-й половине 17 века. В начале 18 века включал половину территории современной Пензенской области и части Саратовской и Симбирской губерний; состоял из 4 станов: Шукшинского, Завального, Засурского и Узинского.
К сожалению, я не располагаю конкретными данными относительно границ Пензенского уезда тех времён, поэтому для ориентира предлагаю взять следующую схему…
Основное внимание предлагаю обратить на южную часть карты, где между штрихпунктирной чертой границы Пензенской губернии 18-20 веков и современной границей Пензенской области находится участок, который (в основном) и войдет в состав Петровского уезда Саратовской губернии.
Но это будет чуть позже… к 1780 году... Пока же, предлагаю прислушаться к мнению А.А.Гераклитова: «Пензенские служилые люди были первыми настоящими колонизаторами Саратовского края, по крайней мере, внутренней, внеприволжской его части»…
А это уже его слова насчет и самой колонизации этих мест: «…Главный поток движется со стороны Пензы, то есть главным образом занимается бассейн реки Узы, ядро той территориальной единицы, которая в течение десятков лет была известна под официальным наименованием Узинского стана Пензенского уезда. И в этом потоке главным действующим лицом является пензенский служилый человек».
(См. Гераклитов А.А. История в Саратовского края в XVI – XVIII в.в. Саратов, 1923, стр.313.)
В дополнение к сказанному, можно попытаться озвучить и письменную версию этих станов Пензенского уезда:
Завальный Стан (Пензенского уезда) располагался к Югу от валов засечных черт 17 века (находился за существующим уже в то время «Валом») и занимал большую часть территории Пензенского уезда, восточную часть Чембарского и Н.-Ломовского уездов. В южная часть Завального Стана входили земли, в дальнейшем перешедшие в Сердобский, Петровский и Аткарский уезды Саратовской губернии.
Узинский стан находился южнее Завального и располагался по бассейну реки Узы, левому притоку Суры. Узинский стан позднее занимал части Пензенского, Сердобского, Петровского, Аткарского, Саратовского, Вольского, Хвальнского уездов и весь Кузнецкий уезд. На части территории Узинского стана ныне располагается Кузнецкий, Неверкинский, Камешкирский, Шемышейский, Лопатинский, Мало-Сердобинский, Кондольский,, Колышлейский и Сердобский районы Пензенской области.
Предлагаю ещё один фрагмент карты 1792 года, где показаны села бывшего Пензенского уезда к этому времени перешедшие уже в Саратовское наместничество. Кстати сказать, глядя на предложенную карту, сразу бросается в глаза, как далеко друг от друга эти поселения расположены. И такое расположение здешних сёл не просто из-за того, что освоение земель только что начато, основная причина – недостаточно материалов имеется о самом процессе здешнего заселения.
Одним из исследователей-историков, уделившим особое внимание проблеме колонизации Саратовской губернии становится А.А.Голомбиевский (1863-1913гг.). Свою работу «Списки населенных пунктов, вошедшие в Саратовскую губернию из бывшего Пензенского уезда» автор готовил в конце 19 века, взяв за основу данные из книг второй ревизии (1745-1746 гг.).
Р.s. В 1893 году его статья «Материалы для истории колонизации Саратовской губернии» публикуется в «Трудах Саратовской учёной архивной комиссии» (Издательство: Тип. Губ. земства, 1893г.).
Как же сложно, оказалось, объяснять родителям, для чего нужны ребенку булавка и нитки. Во-первых, ходить на речку одному, ему не разрешали, во-вторых, для рыбалки давно уже придуманы леска и крючки. Оставалась одна надежда на маминого брата…
Р.s. Наверное, это здорово, когда рядом с тобой находится человек, который понимает тебя с полуслова и всегда готов прийти на помощь; который научит тебя рисовать, мастерить и даже жарить яичницу. Таким человеком для мальчика был его дядя. Родители уже взрослые, и они довольно сложно порой объясняют ребенку самые простые вещи, то ли дело дядя, который всегда поможет, объяснит и научит…