Я продолжал заниматься своими делами и через какое-то время совершенно забыл о своих же планах побывать в Непале. А между тем время шло, мой небольшой отпуск приближался. В определенный момент со мной связался мой непальский друг Чандра и напомнил мне, что готов встретиться со мной по прибытии в Катманду. Наконец, первый день моего отпуска наступил, я отправился в аэропорт страны пребывания, и через полтора часа мой самолет шел на посадку в столице Непала.
Акклиматизации никакой не требовалось. Зачем, если я в этом регионе мира уже пятый год пребываю. А высота – чепуха. Всего-то 1350 метров над уровнем моря. Бывали мы в столицах, расположенных и повыше. Всё остальное – тоже знакомо. Духота и влажность, мухи, местами грязь и … приветливые лица аборигенов. Всё, как и везде на нашей прекрасной планете.
Из аэропорта я без особых приключений добрался до своего отеля, расположенного в туристическом районе непальской столицы.
Не успел разместиться, как на пороге моего номера появился мой дорогой друг Чандра. Он также, как и я через какое-то время после нашей эпопеи с миссией ООН в Африке ушел с военной службы. Теперь он занимал какой-то высокий пост в одном из министерств своей страны и был чрезвычайно занятым чиновником. И всё же несколько свободных дней у него было, и планы кое-какие он набросал, о чём не преминул мне сразу же и поведать. Всё складывалось весьма замечательно. С помощью Чандры я оперативно приобрел себе электронную сим-карту от одного из мобильных операторов и теперь со связью проблем никаких не испытывал.
Мой непальский друг со всей ответственностью отнесся к моей просьбе и наметил посещение пары весьма примечательных мест. Среди них была поездка в деревню и одноименную долину Шри Анту в округе Илам на самой восточной границе Непала с Индией, известную своими роскошными чайными садами и экзотическими пейзажами. Когда-нибудь я еще напишу о ней подробный рассказ.
А пока у нас было время, мы отправились побродить по центру города. Из района Тамель, где находилась моя гостиница, мы пешком прогулялись до площади Дурбар, т.н. «дворцовой» площади, на которой расположен бывший королевский дворец и множество всяких храмов и пагод.
Как заметил мой приятель, площадь Дурбар является сердцем Катманду, и я не мог с ним в этом не согласиться. Пропитанные духом истории экзотические храмы со старинной резьбой по дереву являются живым свидетельством того, что сердце города с двухтысячелетней историей продолжает биться, несмотря на землетрясение и социальные катаклизмы, выпавшие на долю Непала в начале этого столетия.
В некоторые храмы на площади туристы могут пройти без проблем, другие храмы доступны только для верующих. Есть среди этих храмов один довольно примечательный. У него есть название – Кастхамандап.
Кстати, название столицы Непала произошло от этого храма. Местная легенда гласит, что построен этот трехэтажный храм из древесины одного единственного дерева. Есть на площади еще одно интересное местечко. Это стела с изображением шестирукого Калы Бхайравы – одного из проявлений бога Шивы.
По легенде, Шива использовал это свое проявление для борьбы с врагами. Местные считают, что каждого, кто соврёт перед лицом статуи Бхайравы, ждет неминуемая и ужасная смерть. Наверное, именно поэтому проходящие мимо этой стелы люди, стараются делать это в полном безмолвии.
В один из дней моего пребывания в Катманду посетили мы с гостеприимным Чандрой и Пашупатинатх.
Это большой индуистский храмовый комплекс по берегам реки Багмати на востоке столицы, который считается чуть ли не самым важным в мире храмом Шивы (Пашупати на санскрите означает «владыка животных, скота» и является эпитетом Шивы в индуизме). Пашупатинатх почитают как местные жители, так и паломники-индуисты, десятки тысяч которых приезжают сюда со всего мира ежегодно.
Храмовый комплекс известен тем, что здесь помимо праздничных проводятся и погребальные церемонии, в ходе которых усопшие сжигаются на специальных постаментах для погребальных костров.
Представители высших каст подвергаются этой процедуре к северу от моста, ведущего через реку от большого храмового двора к одиннадцати храмам Шивы и парку на холме. Усопшие представители низших каст подвергаются сожжению на постаментах, расположенных от моста к югу.
Погребальная церемония является довольно сложным ритуалом, строгое соблюдение которого должно обеспечить «правильное» перерождение человека в следующей жизни. Помимо паломников в храмовом комплексе можно встретить ещё и садху – монахов-отшельников, а по совместительству странствующих йогов, которые обычно одеты в оранжевые одежды, всегда позитивно настроены и улыбаются при встрече с вами то ли от воздействия выкуренной священной конопли, то ли в силу присущего им веселого и покладистого нрава.
Короче, если уж вы волею судеб оказались в Катманду, то не поленитесь и посетите этот храмовый комплекс. Здесь вы сможете лишний раз задуматься о таких на первый взгляд простых вещах как жизнь и смерть человека и, возможно, в свои представления о них внесете определенные коррективы.
Кстати, в этой части своего повествования я ни разу не упомянул имени покорителя Вершины мира Эдмунда Хиллари. А между тем мой любезный друг Чандра свое слово сдержал и спланировал поездку в одно весьма интересное местечко, имеющее к сэру Хиллари самое непосредственное отношение…