Данил Юртайкин начинал сезон-2024/25 FONBET КХЛ в челябинском «Тракторе», но травма кисти, полученная во время предсезонки, не дала 27-летнему форварду на полную раскрыться в Челябинске. В итоге в конце декабря 2024-го Юртайкина обменяли в тольяттинскую «Ладу», где у Данила сразу «поперло» – 5+4 в 11 играх!
В интервью Metaratings.ru Юртайкин подвел итоги первого месяца в Тольятти, а также рассказал про свою насыщенную карьеру. Из беседы с Данилом вы узнаете:
- в чем секрет такого резвого старта в «Ладе»;
- задерживают ли в Тольятти зарплату;
- почему не получилось заиграть в НХЛ;
- кто нравится больше – Роналду или Месси.
«Не считаю себя «стеклянным»
– Как отреагировал на обмен из «Трактора»? Как это все происходило?
– Так получилось, что на предсезонке я получил травму кисти. Сначала всё было хорошо, но потом я стал попадать в состав гораздо реже. Всё-таки в моём возрасте надо развиваться и больше играть, так что мы с клубом пришли к общему знаменателю и договорились об обмене.
– У тебя были варианты помимо «Лады»? Кто из клубов хотел тебя заполучить?
– Дело в том, что «Трактор» был заинтересован в Сафине, поэтому я попал именно в «Ладу». Очень рад, что так получилось. Получаю много игрового времени и наслаждаюсь этим. Надеюсь, так будет и дальше.
– Павел Владимирович Зубов развязал тебе руки? В чем секрет твоей результативности?
– Да, мне очень помогает доверие тренерского штаба. Оно даёт мне импульс и дополнительные силы. В прошлом году в «Тракторе» было то же самое, но в этом году мы с тренером не смогли найти общий язык. Я не сумел попасть в нужную колею. Думаю, что в этом заключалась вся проблема.
– Как думаешь, почему ты не смог добиться взаимопонимания с Гру? Всё-таки у тебя был опыт игры и в АХЛ, и в НХЛ.
– Мне кажется, что я подходил под стиль нынешнего «Трактора», просто после травмы моя игра оказалась немного скомканной, мне не хватало физических сил. Так получилось, это просто неудачное стечение обстоятельств.
– Григорий Дронов очень болезненно воспринимает клише о том, что он часто травмируется. Про тебя говорят похожие вещи. Как ты к этому относишься?
– Хоккей – это не шахматы. Каждый день мы подвергаем риску своё здоровье. У меня не было рецидивов, я всегда получал новые травмы. Конечно, неприятно слышать, что меня называют «стеклянным». Я не считаю себя таким, поэтому мне не хотелось бы, чтобы люди воспринимали меня именно с такой точки зрения. Дай бог, чтобы все мои травмы остались позади, и я смог прогрессировать с каждым годом всё больше и больше.
– Были мысли поставить свечку в церкви или обратиться к гадалке?
– Если серьёзно, то я ходил и продолжаю ходить в церковь.
«В плане продвижения команды «Трактору» уступают многие команды КХЛ»
– «Лада» бьётся за плей-офф, в клуб пришло очень много молодых заряженных пацанов. Какое внутреннее ощущение в команде?
– Всё отлично. У нас хороший, молодой коллектив, который точно способен биться за плей-офф. У нас есть все шансы показать хорошие результаты в конце сезона – просто нужно быть более стабильными и уверенными в своих силах. Надеюсь, что со временем это всё придёт.
– Кто в вашей команде душа раздевалки?
– Алтыбармакян и Фисенко. Их всегда слышно.
– Какие различия между Челябинском и Тольятти в бытовом плане?
– Всё плюс-минус одно и то же. Когда я ехал в Тольятти, я думал, что будут проблемы с задержками по зарплате, но в итоге я столкнулся с этим всего один раз. Нам стабильно выплачивают зарплаты и предоставляют все необходимые условия. Мне не на что жаловаться.
– А что по ценам на квартиры, сравнивая с Москвой и Челябинском?
– Когда я играл в ЦСКА, снимал квартиру за 80 тысяч. В последние годы, когда просто приезжаю в столицу, жильё стоит минимум 120 тысяч. В Челябинске тоже достаточно высокие цены – я снимал квартиру за 70-80 тысяч. В Тольятти чуть дешевле, нашёл хорошую за 60 тысяч.
– Чем различаются челябинские и тольяттинские болельщики?
– В обоих городах очень любят хоккей, но в Челябинске более мощное медиапространство, которое помогает продвигать команду. Вообще, в этом плане «Трактору» уступают многие команды КХЛ, так как в Челябинске над этим аспектом работают на очень приличном уровне. Так или иначе, в Тольятти всё равно очень много болельщиков.
– Вспомнишь какие-нибудь оригинальные, памятные подарки от болельщиков?
– В Челябинске нам подарили LEGO-фигурки в виде каждого игрока. Мне запомнился этот подарок.
– Как оценишь Павла Владимировича Зубова? Что это за специалист?
– Я работал с Павлом Владимировичем ещё в Ярославле, так что мы давно знакомы. Это отличный, требовательный тренер. Где надо пошутит, где надо поругает. Он умеет мотивировать и всегда оказывает нам поддержку, если что-то не получается.
«Лимит в три легионера – это оптимальный вариант»
– Система «Лады» сильно отличается от «Трактора»?
– Какие-то небольшие нюансы различаются, в основном в обороне и в выходе из зоны. Никаких трудностей я не испытал, я только пару игр привыкал к новому коллективу.
– Менеджеры клуба что-то обещали тебе после обмена?
– Сказали, что рассчитывают на меня и пообещали много игрового времени. Рад, что так и получилось. Надеюсь, что смогу помочь команде.
– Если описывать самого себя, какие игровые навыки можешь выделить?
– Не люблю оценивать себя, так как со стороны виднее, но могу выделить скорость и игровое мышление. Думаю, что на этом можно остановиться.
– В плане атаки руки и в Челябинске, и в Тольятти развязаны?
– Ну да. В целом, сейчас во многих командах нападающим дают импровизировать. В атаке можно созидать и творить. Вообще, очень многое зависит от тренера, так как все по-разному видят игру.
– Ты проводишь седьмой сезон в КХЛ. Как тебе развитие лиги?
– Хоккей стал более скоростным, а также начала подтягиваться молодежь. Когда я только заходил в КХЛ, было гораздо больше взрослых игроков, а сейчас идёт тенденция на омоложение. Хоккей меняется в лучшую сторону.
– Что думаешь о лимите на иностранцев?
– Не мне судить, но три легионера – это оптимальный вариант. Хочется, чтобы российские игроки развивались и показывали результат.
– Кто из нынешних легионеров импонирует тебе?
– Джошуа Ливо. Он в каждой игре показывает отличные результаты и забивает. Также мне нравится Саша Хмелевский, мы работали с ним в «Сан-Хосе». Это хороший игрок с отличным броском. Ещё могу отметить Ремпала, он мне очень импонирует – быстрый, скоростной и резкий игрок.
«В КХЛ к здоровью игроков относятся более трепетно, чем в НХЛ»
– Расскажи о своём этапе в НХЛ после классного сезона-2018/19 в Ярославле. Как это было?
– Да, тогда я провёл хороший сезон в Ярославле. Предлагали новый контракт, но мне казалось, что я заслуживал чуть большего на тот момент. Тогда у меня появились варианты из НХЛ, так что решил, что это шанс попробовать свои силы в Северной Америке. У меня всё складывалось отлично: я хорошо провёл предсезонку, сыграл четыре матча с основной командой «Сан Хосе», а потом меня спустили в АХЛ, чтобы я понял их культуру. Там у меня случился небольшой спад, так как из меня пытались сделать чекера. Думаю, что АХЛ – это самая сложная лига, в которой я когда-либо играл. Я привыкал к хоккею 3-4 месяца, так как в АХЛ играют в стиле «беги-бросай-бей». Как только приспособился и мне начал доверять тренерский штаб, случился коронавирус. Пришлось улететь в Россию.
– Если вспоминать те четыре матча в НХЛ, какие эмоции ты испытывал?
– НХЛ – это лига, куда стремятся все хоккеисты. В дебютном матче у меня шла голова кругом, так как мы играли на огромной арене «Вегаса». Не было никакого волнения, я старался просто наслаждаться моментом и получать удовольствие от игры. Мне доверяли и ставили в первые звенья с хоккейными гигантами, несмотря на то, что я даже не знал языка. Всё было супер.
– В НХЛ действительно настолько высокие скорости?
– Очень быстрый хоккей, но лично для меня в АХЛ было играть тяжелее. Там просто все бегали и дрались. Что касается НХЛ, она больше похожа на нашу лигу, так как игроки используют игровое мышление.
– Кто из игроков-противников запомнился тебе больше всего?
– В АХЛ мне запомнился Бадди Робинсон, который сейчас играет в Челябинске. Тогда мы ещё не были знакомы. Он очень большой и жёсткий нападающий, который мог подраться. Вместе с ним в одной команде играл Саня Елесин – против него я тоже опасался играть.
– Ты жил в Калифорнии, тебе хватало денег с зарплаты в АХЛ?
– Мне было комфортно жить на эти деньги, всё уходило на квартиру, аренду машины и питание.
– Сколько в месяц ты зарабатывал?
– В АХЛ – от семи до девяти тысяч долларов.
– А в НХЛ?
– 20 тысяч долларов за половину месяца.
– С тобой случались дикие истории в США?
– Ничего такого не было. Помню, что после одного из корпоративов нас преследовала машина с афроамериканцами – это было немного жутко.
– У тебя был ужин новичка? Вспомнишь что-то прикольное?
– Да, у меня они были и в АХЛ, и в НХЛ. Банальные ужины со всякими дурачествами и сценками. Ничего необычного.
– В НХЛ действительно медицина хуже, чем в КХЛ?
– Да, перед сезоном нас обследовали три минуты в одном кабинете. В КХЛ к этому относятся намного ответственнее. Стоит отметить, что в НХЛ во время игр больше медицинских возможностей – там могут на месте и рентген сделать, и зуб вылечить. Врачи находятся прямо на арене и делают все молниеносно. Так или иначе, в России более трепетно относятся ко здоровью игроков.
– Скучаешь по чему-то из Северной Америки?
– Там меньше давления, игроки более расслаблены. В России после каждого проигрыша нарастает напряжение, а в Северной Америке ты с хорошим настроением работаешь над своими ошибками. Там более позитивная ментальность и другое отношение к хоккею.
«Феномен ЦСКА Федорова? Дружный состав, мы верили друг в друга до конца»
– Ты поучаствовал в великом камбэке ЦСКА в 2022-м, когда вы вытащили серию против «Металлурга» с 1-3 и взяли Кубок Гагарина. Как всё это было?
– После травмы я был готов играть в плей-офф. Тогда наша команда выиграла две серии со счётом 4-0. Когда мне сказали, что я буду играть в финальной серии, будто попал в сказку. Я не играл весь сезон, а в итоге вышел на лёд и выиграл три игры подряд в финале плей-офф. В решающем матче я отдал передачу на Соркина, который сравнял счёт в концовке. Это было что-то фантастическое. Я всё равно старался сохранять спокойствие и просто выполнять требования тренерского штаба.
– В чём феномен того состава ЦСКА? Это чемпионский ДНК или магия Фёдорова?
– Всё в совокупности. У нас был дружный, сбалансированный состав. Мы верили друг в друга до самого конца – именно такие команды с таким коллективом и побеждают.
– Увлекаешься какими-нибудь другими видами спорта?
– Иногда смотрю большой теннис и громкие футбольные матчи. Вообще, в последнее время слежу только за хоккеем и своим здоровьем (смеётся).
– Кто из теннисистов нравится больше всего?
– Джокович и Медведев.
– Роналду или Месси? Кто тебе больше импонирует?
– Роналду. Он тщательно следит за своим здоровьем и физической формой. Это очень важно для любого спортсмена.
– Я знаю, что ты читаешь книги. Какой жанр нравится?
– Мне нравится литература, направленная на человеческую психологию. В последний раз, например, я читал книгу Джона Кехо «Подсознание может всё».
– Насколько бережно ты относишься к деньгам? Куда вкладываешься?
– Стараюсь инвестировать в недвижимость. У меня есть жилплощадь в Ярославле, сейчас планирую приобрести кое-что в Москве. Если буду зарабатывать больше, то можно будет подумать о коммерческой недвижимости.
– Ты прочувствовал влияние санкций и поднятие цен?
– Сначала это очень сильно напрягало, я переживал, как и многие другие. Со временем всё стабилизировалось, сейчас многое можно заказать и получить без лишних проблем. Рост доллара, конечно, по-прежнему парит.
– Какой жизненной философии ты придерживаешься?
– Для меня важна доброта и честность. Нужно быть искренним перед самим собой и помогать тем, кто в этом нуждается.
– Ты веришь в судьбу или считаешь, что человек полностью ответственен за свою жизнь?
– Всегда по-разному. В каких-то моментах мне кажется, что человек способен сам вершить свою судьбу, главное – верить и визуализировать. Но иногда бывает такое, что именно удача и судьба сопутствуют людям.
– Ты тщательно следишь за своим питанием или можешь позволить себе бокал пива во время отпуска?
– Раньше я очень сильно заморачивался, но в последнее время стал относиться к питанию лояльнее. Что касается алкоголя, с недавних пор я практически не пью. Во время отпуска бокальчик вина или бутылочка пива – это, конечно, не проблема. Ничего такого в этом не вижу.
– У тебя есть мечта или жизненная цель?
– Хочу, чтобы моя семья была счастлива и здорова. Что касается хоккея, хочется выиграть как можно больше Кубков Гагарина. Об НХЛ пока не думаю, так как сейчас мне нужно лучше зарекомендовать себя в России и помогать своей команде.
«Были мысли попробовать в НХЛ, но решил остаться в России»: интервью Кирилла Пилипенко
«Никакого кризиса в «Салавате» нет»: интервью с Александром Шаровым