Найти в Дзене

Почему такого расстройства как «шопоголизм» не существует в природе?

Начнем с анекдота. Пациент приходит к врачу на прием и заявляет:

– Доктор, я каждый день покупаю себе бутылку водки. Помогите мне, я наверное шопоголик!

Термин «шопоголизм» сделан по мотивам других «измов» (например, алкоголизм), что как бы сразу отсылает нас к понятию «зависимости» («расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ или аддиктивным поведением»).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Однако в самом последнем издании американской классификации психических расстройств DSM-V TR (2022) прямо указано: «Other excessive behavioral patterns, such as Internet Gaming (see “Conditions for Further Study”), have also been described, but the research on these and other behavioral syndromes is less clear. Thus, groups of repetitive behaviors, sometimes termed behavioral addictions (with subcategories such as “sex addiction,” “exercise addiction,”and “shopping addiction”), are not included because there is insufficient peer-reviewed evidence to establish the diagnostic criteria and course descriptions needed to identify these behaviors as mental disorders».

Такого диагноза как «shopping addiction» или «шопоголизм» официально попросту не существует; о нем также не упоминается как о самостоятельном расстройстве и в новой Международной классификации болезней (МКБ-11).

Соответственно, это отсутствие в двух самых главных международных медицинских классификациях должно нас насторожить.

Мы должны себе задать вопрос, а не является ли т.н. «шопоголизм» лишь попыткой психиатризации действительности и медикализации бытового явления?

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Итак, скорее, с точки зрения клинической психологии, мы можем говорить о «шопоголизме» как о симптоме (т.е. возможном признаке другого [действительно признанного международным сообществом экспертов] расстройства, например, во время маниакального или гипоманиакального приступа, когда человек с биполярным расстройством (БАР) может бездумно тратить деньги на покупки вещей) или как о дисфункциональной привычке.

В первом случае, по мере лечения мании проходит и т.н. «шопоголизм», так как тут скорее речь может идти об импульсивности.

Импульсивность предполагает неупорядоченность, безотлагательность в следовании своим побуждениям, сиюминутным прихотям и желаниям.
Импульсивными считаются те действия, которые были плохо предварительно обдуманы и были совершены в спешке и без учёта возможных вредных последствий.

Как правильно человек чувствует возбуждение и ощущение удовольствия в начале (когда ищет и покупает) и разочарование и раскаяние после (например, на следующей день после покупки).

Обычно, затем, он даёт самому себе обещание - так больше не делать в будущем (что в большинстве случаев не работает).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Во втором случае все несколько сложнее, ибо привычка – это последовательный, повторяющееся, моторный или когнитивный паттерн, вызванный внешним триггером (например, таким как реклама, коммерческое предложение, информация о скидке) или внутренним триггером (таким как например, скука, печаль, раздражение и пр.), который, будучи инициированным, может завершиться без постоянного сознательного контроля (т.е. он автоматизирован).

В целом привычки могут быть адаптивными за счет высвобождения когнитивных ресурсов, но могут быть и дезадаптивными – тогда они приводят к проблемам.

Необдуманная покупка вещей, может быть примером такой дезадаптивной привычки – результатом научения на опыте.

Человек научается реагировать на триггеры (например, «Только сегодня суперскидка!», «Последняя вещь!», «Остался только Ваш размер!», «Сейчас ещё 50 человек просматривает этот товар!») и прочие маркетинговые онлайн приемы (рассчитанные на клинических идиотов, ибо невозможно проверить действительно ли это так и для реализации которых в алгоритм онлайн магазина нужно добавить лишь несколько строчек кода).

Человек может идеализировать вещи и потребление, он может хотеть приобрести что-то лишь подражая другим людям, а возможность делать покупки удобным способом, даже при отрицательном балансе, в рассрочку (лёгкость совершения покупок онлайн), может рассматриваться как фактор риска.

Действительно, короткий горизонт планирования будущего, плохой контроль импульсов, низкая финансовая грамотность, т.н. «позитивное мышление», безудержный оптимизм («мышление миллионеров» и слабоумных) может привести к различным вредным последствиям, включая чрезмерные траты, кредиты, просрочки по платежам, долговые проблемы, чувство вины и раскаяния после очередной покупки.

Некоторые люди пытаются посредством покупки вещей решить свои эмоциональные проблемы и заполнить свою внутреннюю пустоту.

Кто-то использует шопинг как средство самоутешения и отвлечения внимания от болезненных разочарований, ощущения потерянности в большом городе или для купирования других негативных эмоций.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Иногда человек воспринимает шоппинг как форму самостимуляции и способ получения позитивных эмоций.

Шоппинг тут «работает» как постмодернистская форма охоты или точнее, собирания в лесу ягод или грибов. Радость от удачной покупки по низкой цене сравнима с нахождением поляны с земляникой.

Мотивация потребителей, которые серийно совершают многочисленные покупки может быть самой разнообразной, включая и потребление на показ, однако вовсе не обязательно она обязательно является патологической.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

В настоящее время у ведущих мировых экспертов и специалистов по психическому здоровью нет оснований для того, чтобы классифицировать «зависимость от покупок» как патологию, как болезнь головного мозга.

Т.н. «шопоголизм» это скорее проявление импульсивности или привычки – предвзятого человеческого выбора, в обществе консюмеризма, смещенного в сторону повторения определенного шаблонного потребительского поведения.

Необходимо выяснить какие проблемы могут стоять за стремлением совершать покупки, которые не сильно нужны человеку и которые вместо положительных эмоций доставляют ему лишь беспокойство и разочарование.

© Автономов Денис, 2024

Написано по мотивам: American Psychiatric Association. (2022). Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 5th edition: DSM-5-TR.

#шопоголизм

#психиатрия