Найти в Дзене

Конспект лекций про проявление терпения (1 часть)

Причины, помогающие проявлять терпение по отношению к страданиям, причиняемыми людьми Автор: Шейх уль-Ислам Абу Аббас Ибн Таймийя Перевод, разъяснение и лектор: Ринат Абу Мухаммад Лекция переписана с небольшими изменениями, не меняющими смысл Вступление Хвала Аллаху, Единственному, Кто достоин поклонения, Хранителю небес и земли, Который привёл нас к Своей истинной религии и вывел нас на Свой прямой путь. Благословения и приветствия лучшему из Его созданий, Его последнему Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, а также пречистым членам его семьи, его благородным сподвижникам и всем тем, кто следовал их путём в благородеянии, до самого Судного дня. Это послание является ответом на вопрос «Как проявлять терпение и какие причины облегчают терпение». Ответ на вопрос был в виде 20 правил. А тот, кто будет помнить и выполнять эти правила, будет примером терпеливых. Знайте же, что терпение это половина имана, который включает намерения, слова и дела, а во всём этом необходимо

Причины, помогающие проявлять терпение по отношению к страданиям, причиняемыми людьми

Автор: Шейх уль-Ислам Абу Аббас Ибн Таймийя

Перевод, разъяснение и лектор: Ринат Абу Мухаммад

Лекция переписана с небольшими изменениями, не меняющими смысл

Вступление

Хвала Аллаху, Единственному, Кто достоин поклонения, Хранителю небес и земли, Который привёл нас к Своей истинной религии и вывел нас на Свой прямой путь. Благословения и приветствия лучшему из Его созданий, Его последнему Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, а также пречистым членам его семьи, его благородным сподвижникам и всем тем, кто следовал их путём в благородеянии, до самого Судного дня.

Это послание является ответом на вопрос «Как проявлять терпение и какие причины облегчают терпение». Ответ на вопрос был в виде 20 правил. А тот, кто будет помнить и выполнять эти правила, будет примером терпеливых. Знайте же, что терпение это половина имана, который включает намерения, слова и дела, а во всём этом необходимо проявлять терпение. Поэтому иман это либо знание, либо дела. А человек в своих знаниях нуждается в терпении, как и в делах. Поэтому учёные говорят, что верующий не может быть без терпения. Имам Ахмад говорил: «Всевышний Аллах упомянул терпение в Куране более чем в 90та аятах». Поэтому учёные говорят, что если бы Адам, мир ему, потерпел и не ел плодов, то не было бы того, что случилось; а если бы сын Адама терпел в отношении предопределения, то он, возможно, не враждовал со своим братом

Награда за терпение настолько велика, что человек должен стремиться к ней. Удивительно, что люди гонятся за мирскими благами и проявляют терпение ради мирского! Мы тоже является одиними из этих людей. Они работают более 7ми часов в день и даже если устают, то терпят; однако с делами религии они сразу устают

Человек не сможет достичь степени приближённого к Аллаху без терпения. Задумайтесь о положении избранных рабов, они все были примером в терпении. Даже Пророку, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, Аллах говорит (смысловой перевод): «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники»

В этом послании говорится об определённом аспекте терпения, который бывает не проявляют обладатели знания, аскеты, поклоняющиеся Аллаху, не говоря уже об общих массах мусульман. Это беда. Мы можем увидеть как человек терпит в поклонении, отстранении от запретного, однако не терпит и досадует в том, что предопредилил Аллах/кадр из несчастий, по отношению к рабам Аллаха и тому, что его окружает. Поэтому задача это достаточно тяжёлая. Надо терпеть и к кадру Аллаха, как ко всему остальному. Учёные даже говорят, что первое что должно прийти на ум при упоминании терпения - терпение по отношению к кадру Аллаха.

Этот вопрос состоит из двух частей: либо Шариат Аллаха, либо кадр. Что касается Шариата, то надо делать как тебе приказано и оставлять запрещённое, как тебе сообщено. Что же касается терпения к кадру Аллаха, то только одно и минимум этого - не проявлять нетерпение. Тут много степеней и самая большая - довольство кадром Аллаха

Важно упомянуть о двух видах кадра: кадр связанный с бытиём и кадр связанный с Шариатом. Разница в том, что Аллах иногда желает что-то в Своём бытие, а иногда желает что-то в Шариате. Разница между желаниями (это важно) в том, что желание в бытие, касается только бытия и всех созданий или это общая картина мироздания, а желание в Шариате, связано только с ним и это приказы и запреты для разумных созданий, как люди и джинны. Вторая разница между желаниями в том, что в бытие есть не только то, что Аллах любит (Он любит вещи подобные намазу, садаке, зикру, но не любит ширк, бид'а, разногласия, Ибоиса) и это только по мудрости Аллаха, железное правило и «Не спрашивают Его о том, что он делал, а их (рабов) спросят»

Мудрость есть, но может быть, что человек её не видит, не чувствует. Часто бывало в нашей жизни, что некоторые совершали поступки, достойные порицания на первый взгляд, а когда видели результат и пользу от этого поступка, то поражались мудрости человека, принявшего решение поступить именно так. Часто же так бывает? А Аллах лучше, чем все эти примеры

Достаточно примера о примирении Пророка, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, с курайшитами при Худайбийе. В этом договоре был пункт, что если кто-то принял Ислам в Мекке и переселился в Медину, то Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, обязан был его вернуть (а ведь это черевато последствиями, его могли убить), а если кто-то откажется от Ислама, то его должны были вернуть в Мекку. 'Умар, рады Аллаху 'анх, пришёл и сказал: "Разве мы не на Истине, разве они не на лжи? Почему мы должны унижаться в нашей религии", потому что этот пункт был шоком для сахабов! Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, ответил: «Я посланник Аллаха и я Ему подчиняюсь». 'Умар подошёл к Абу Бакру, рады Аллаху 'анх, и спросил тот же вопрос у Абу Бакра. СубханаЛла у него сердце как, сердце Пророка, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, те же слова он ответил: «Он посланник Аллаха и я ему подчиняюсь». Спустя время Абу Басыр, рады Аллаху 'анх, принял Ислам, приехал в Медину, за ним приехали 2 курайшита, Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, его вернул. По дороге Абу Басыр умудряется выхватить у одного меч, одного убивает, другой убегает в Медину. Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, спрашивает: «Ты его отдал?», тот ответил: "Нет, нет". А Абу Басыра, рады Аллаху 'анх, спрятался, Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, ему говорит: «У меня договор, я не могу тебя здесь оставить». Абу Басыра спрятался между Меккой и Мединой в горах, а те, кто принимал Ислам уходили не к Пророку, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, а к Абу Басыре. Когда их стало много, они стали нападать на караваны курайшитов. И курайшиты решили: "Давай их уберём?" Видете как? Мудрость Пророка, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, а ведь он не Создатель, а всего лишь творение. А что говорить об Аллахе? Поэтому желания Аллаха могут быть любимыми и не любимыми Аллаху. Но то, что не любимо, 100% кроется в этом какая-то мудрость! Существание Иблиса, существование Ада, существование куфра, ширка, бид'а и т.д. Во всём есть какая-то мудрость

Желания же Аллаха бывают только такими, в чём Аллах доволен.

Третья разница в том, что предопределённое в бытие однозначно случится, а в Шариате может и не быть. Аллах желает, чтобы все были верующими, но кто-то верует, а кто-то нет. Аллах желает нам лёгкости и не желает тягот, а самое лёгкое - Рай, а самое сложное - Ад; но всё равно кто-то попадёт в Ад, да упасёт нас от этого Аллах. То, что случается зависит от глубины знаний Аллаха, ведь Он знает, как будет лучше. Кто-то подчиняется, а кто-то нет, хотя Аллах хочет чтобы все слушались

Если человек будет помнить, что Тот, Кто обязал его в Исламе и Имане - Тот же, Кто предопределяет ему всё это; то человеку будет легко терпеть во всех вопросах. То есть Тот, Кто предопределяет человеку Шариат, Тот же, кто предопределяет ему быт. Тот кто помнит это, тому легче терпеть. Знающие знают, что только Аллах достоин поклонения и поэтому поклоняются Ему днём и ночью, но бывает, что они забывают о Его Господстве/Рубубие и не терпят в бытие

Пророк, салаЛлаху 'алейхи уа саллям, часто говорил и побуждал говорить, особенно после азана: «Я доволен Аллахом, как Господом (!), Исламом, как религией, а Мухаммадом, как пророком»

Аллах лучше всех примеров. Вот устраиваешься на работу, тебе говорят, что это твой начальник, а когда он тебе что-то приказывает и запрещает - ты доволен. Аллах лучше этих примеров. Аллах тебя кормит, одевает, лечит, приказывает и т.д. Это же милость!

Суть этого послания - не только побуждение к нраву, терпению, тут попытка ещё раз объяснить поднее таухид ар-рубубия через вопрос терпения. Это послание немного тяжёлое, ведь пока мы слушаем его, мы поймём, что живём неправильно, мы будем шокированы, мы плохо соблюдаем таухид. Дай Аллах, чтобы после разбора этих вопросов мы научились правильно их использовать, амин. Нам надо не только это изучить, но ещё и использовать и понять таухид ар-рубубия лучше. Это важный вопрос "Что делать рабу по отношению к тому, что предопределяет Аллах, хотя бывают случаи, когда это противоречит Шариату? Как к этому относиться?" Итак, например, со стороны Шариата Аллах не любит куфр, как из аята (смысловой перевод): «Если вы не уверуете, так ведь Аллах не нуждается в вас и Он не одобряет неверие для своих рабов, не любит нечестие и мерзость: «Скажи: "Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, ширковать, на что Он не ниспосылал никакого довода и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете"», однако в бытье они есть. И человек должен знать, что если Аллах предопределяет ему что-то из бытия, то он должен подходить и лечить это только Шариатом!! Например, произошло что-то противоречащее Шариату, мы не довольны этим, но милосердны к тем, кто это делал, потому что это по велению Аллаха и вся власть в Его Руках, Он делает, что пожелает. И мы убеждены, что это по Его Мудрости, как если что-то установлено в Шариате, то это тоже по Его Мудрости. Это убеждение ахлю Сунна, в отличие от некоторых ахлю бид'а.

Если же что-то предопределено в бытие, то мы не говорим, что оно противоречит Шариату или не противоречит ему, это просто то что происходит, например, кто-то богатый, кто-то бедный, здоровый, больной, долгая жизнь или смерть близких и т.д. Это не в Шариате

Тут есть важный критерий. Некоторые люди, разбирающиеся в вопросах бытия противоречат Шариату и не подходят к вопросам через Шариат. Они говорят, что если Аллах предопределяет, то так и надо. Например, кто-то не молится и говорит "Мне Аллах это предопределяет". Нет, это не верно, ведь это вопрос из Шариата, а не бытия, тут есть приказ и запрет, в отличие от вопроса типа "заболел, ногу сломал". А вот когда вопрос касается их самих они уже так не утверждают. Например, стукнешь его и скзажешь "Так Аллах предопределил", он начнёт препираться типа "Бить человека - харам!". Поэтому они досадуют, гневаются на кадр

Это великий раздел, раздел знаний, раздел терпения по отношению к страданиям, причиняемыми людьми. И, возможно, если мы внимательно прочитаем это послание, то оно станет причиной увеличения нашей веры, т.к. увеличение терпения приводит к увеличению веры. Чем больше терпения, тем больше имана и наоборот в вопросе Шариата или бытия. Поэтому, знайте, что Аллах испытал нас Шариатом и бытиём, хорошим и плохим в каждое мгновение жизни. Большой или здоровый, богатый или бедный - всё испытание. Надо быть внимательнее в этих вопросах.