Наверное, каждый человек в нашей стране, слышал об этой трагедии.
20 сентября 2002 года в горах Северной Осетии, в Кармадонском ущелье, из-за схода ледника Колка, погиб известный актёр и режиссёр Сергей Бодров-младший со съёмочной группой.
Тогда пропало без вести более 120 человек, 42 из которых, были участниками съёмочной группы фильма "Связной". 500 дней длилась спасательная операция, найдены были останки только 19 человек, но никто из них не входил в съёмочную группу Сергея Бодрова.
Остальные жертвы стихии, навсегда остались погребёнными под беспощадной лавиной из камней, льда и грязи, которая нёслась со скоростью 200 км/час, сметая и перемалывая в труху, всё на своём пути.
Мы направлялись в "Город мёртвых", что возле селения Даргавс, и Кармадонское ущелье было по пути. Думаю, никто бы не проехал мимо, на нашем месте...
Горы Северной Осетии поразили меня, человека, выросшего возле гор, своим масштабом. Самая высокая гора Красноярска - Абатак, находится в скальном заповеднике "Столбы" и высота её составляет всего лишь 803 метра над уровнем моря.
В Крыму, где я живу теперь, высота самой большой горы Роман-Кош, 1545 метров над уровнем моря. Всё это не идёт ни в какое сравнение с высотой кавказских гор!
Высота самой большой горы Северной Осетии - Казбека, составляет 5033 метра над уровнем моря. Расположен Казбек на границе с Грузией и наряду с Эльбрусом, является одной из двух, самых известных гор Кавказа.
Кармадонское ущелье место красивое и жуткое одновременно. Едешь по гравийной дороге, а с обеих сторон над тобою нависают скалы. Справа виднеются тоннели в горах, частично заполненные грунтом - это то, что осталось от прежней дороги, уничтоженной ледником Колка в 2002 году.
Подъезжая к месту памятника Бодрову и съёмочной группе, мы увидели множество автомобилей. Люди останавливались на узкой и скользской зимней дороге в ущелье, чтобы выйти и почтить память любимого народом "брата".
Остановились и мы. Подошли к полузасыпанному тоннелю в скале, где в 2002 году, спасатели надеялись обнаружить уцелевших людей. При вскрытии, тоннель оказался заполненным водой, ни одного человека в нём найдено не было. Но именно здесь сделали импровизированный памятник.
За те пять минут, что мы стояли у тоннеля, на машины сверху падали камни. Да, небольшие, но стало страшно представить, что может случится, если такой камушек прилетит в голову человеку.
Захотелось поскорее покинуть это опасное место, где дикая красота природы неразрывно связана с её угрожающей мощью. Здесь я остро ощутила, что человек - всего лишь микроскопическая песчинка в картине мироздания, а жизнь каждого хрупка и мимолётна...
Высоко в горах Северной Осетии, то там, то тут, разбросаны селения. Диву даёшься, куда забираются люди и в каких условиях обустраивают свой быт.
Надо отметить, что практически все эти селения газифицированы, что тоже было удивительно для меня. В Сибири люди могут о таком только мечтать...
Мы направлялись в селение Даргавс, которое по сути является древним некрополем и находится под охраной ЮНЕСКО. К селению ведёт горная дорога плохого качества, что делает его довольно труднодоступным. Мы смогли проехать на седане, но понервничать пришлось.
Даргавс расположен в Даргавсской котловине, в долине реки Гизельдон. В переводе с осетинского "даргавс" означает "защитник ущелья". Большая часть селения состоит из усыпальниц и склепов необычной формы, которые расположены на холме. При входе в историко-этнографический комплекс имеется касса, где продают билеты по 150 рублей с человека.
Вторая часть селения - это дома местных жителей, которые занимаются обслуживанием туристов, приезжающих посмотреть на считающийся самым жутким "город мёртвых".
По дороге в Даргавс, минуя Кармадонское ущелье и поднимаясь всё выше в горы, мы увидели несколько кирпичных четырехэтажных недостроев. Это были неоконченные жилые дома для обслуживающего персонала санатория, каркас которого располагается здесь же неподалёку.
Этот грандиозный проект по строительству горного санатория был приостановлен ещё в 1986 году из-за недостатка финансирования, а потом и вовсе заброшен. Тем неожиданнее было увидеть за заброшками единственный многоквартирный жилой дом с магазином на первом этаже и фельдшерско-акушерский пунктом рядом.
Какое-то гнетущее впечатление произвели на меня все эти "заброшки" возвышающиеся над ущельем. Насколько всё-таки бесстрашен человек в своём стремлении покорять природу...
В Даргавсе нас встретили милые ослики, которые доверчиво подходили ко всем туристам, выпрашивая еду. Тут же на склоне горы, мы увидели необычные, каменные, обмазанные известью, конусовидные домики с крышами, устроенными в виде ступеней и небольшими оконцами. Это и были склепы самого крупного древнего могильника Кавказа. Здесь же высилась сторожевая башня, хранящая покой усопших.
Есть две версии возникновения этого необычного захоронения в Даргавсе. По одной из версий, 700 лет назад, в селение пришла очень красивая девушка. Никто не знал откуда она, но все мужчины селения потеряли рассудок от её красоты и начали убивать друг друга в борьбе за её благосклонность.
Тогда все женщины селения объединились и решили изгнать эту девушку из Даргавса. Местные мужчины не смогли смириться с тем, что девушка уйдёт и достанется кому-то другому. Они решили убить её, чтобы досталась она только Богу.
После смерти девушки на селение обрушилась эпидемия чумы. Люди умирали, но земля не принимала покойников. Это было проклятием за преступное деяние жителей Даргавса. Тогда и возник склеповый могильник.
По второй легенде, в XVIII веке, когда бушевала эпидемия холеры, заболевшие жители селения добровольно уходили целыми семьями, чтобы обезопасить остальных. Из последних сил строили они эти склепы и жили там пока не заканчивались запасы еды и воды, умирая от голода и холода.
Склепы - сооружения, имеющие несколько ярусов, на каждом из которых размещаются кости взрослых и детей. Считается, что здесь захоронено не менее 10 000 человек в 97 усыпальницах.
Останки людей можно видеть и сейчас через небольшие открытые окошки. Покоятся они в деревянных ящиках, похожих на лодки. Согласно местным верованям, чтобы попасть на небеса, душа должна переплыть реку забвения на лодке.
Склепы сделаны очень прочными за счёт того, что каменные стены укрепляли с помощью смеси из молока, сметаны, яиц и извести. Рядом с почти каждым склепом можно обнаружить колодцы. Возможно, они служили для сбора дождевой воды и помогали продержаться умирающим ещё какой-то период.
Мне совсем не было страшно бродить по загадочныму "городу мёртвых", но я всё же мысленно попросила разрешения ступить на эту территорию и пожелала усопшим покоя и царствия небесного.
Последним нашим пунктом в Северной Осетии был Аланский Успенский мужской монастырь в селе Хидикус, что в Куртатинском ущелье. Это самая высокогорная православная обитель в России. Богослужения здесь ведутся на осетинском и церковнославянском языках.
После осмотра "Города мёртвых" в Даргавсе, мы все порядком проголодались и решили подкрепиться, отобедав в посёлке Верхний Фиагдон, в видовом ресторане "Панорама". Этот ресторан при одноимённом отеле пользуется популярностью.
Верхний Фиагдон - посёлок городского типа в Куртатинском ущелье был образован в 1963 году вместе с обогатительной фабрикой по добыче цинковой и свинцовой руды. На сегодняшний день, по официальным данным, в посёлке проживает всего лишь 134 человека.
Народу в ресторане было много, и нас усадили за забронированный стол, с условием, что мы пробудем здесь не дольше полутора часов.
Мы заказали национальные осетинские блюда: фыджин - острый пирог с говяжим фаршем, чанах - густой суп с бараниной и овощами и ещё много разной еды. Было вкусно, нам понравилось.
Из окон "Панорамы" и со смотровой площадки открывается вид на родовую башню на скале напротив. Родовые башни повсеместно встречаются в горах Северной Осетии. Каждая такая башня является символом независимости, силы и крепости рода, который её возводил.
Изначально, начиная с XIV века, родовые башни выполняли, в основном, оборонительную и хозяйственную функции, но в более позднее время, вплоть до XIX века, на первый план вышло их идентификационное и историческое значение.
Чем богаче и сильнее был род, тем выше и масштабнее он возводил для себя башенный комплекс. С приходом в эти земли Российской империи, были введены запреты на строительство родовых башен, которые размещались по всему Кавказу. Сейчас в Северной Осетии нет ни одной полностью сохранившейся родовой башни.
Насладившись обеденным отдыхом, мы поспешили в Аланский Успенский мужской монастырь. Световой день зимой короткий, а нам нужно было ещё оказаться сегодня в Кабардино-Балкарии.
Аланский Успенский православный мужской монастырь полностью каменный и очень похож на средневековый замок, но это частично "новодел".
Основной храмовый комлекс был построен в 2000 году. Здесь же был восстановлен храм Святых жён-мироносиц XIX века. В средневековье же, на этом месте располагалось имение Гусовых - известного осетинского рода.
Послушники монастыря ведут натуральное хозяйство - занимаются производством чайных сборов, изготовлением сыров, икон и сувениров. Продают молоко, яйца и горный мёд, здесь же, в церковной лавке.
Поразила меня крайне неудобная лестница, ведущая к монастырю. Ступени очень высокие и узкие. Видимо это сделано специально, чтобы любой паломник, прихожанин и монах, каждый раз, поднимаясь или спускаясь по этой каменной лестнице, мог испытать себя на крепость духа. Того и гляди, споткнёшься и полетишь кубарем вниз.
Ненадолго зайдя внутрь, чтобы полюбоваться убранством храма, мы поспешили к машине.
Подойдя к реке Фиагдон, мы увидели, как две специально обученные собаки, безуспешно пытались заставить небольшое стадо коров, пойти по домам, кусая их за ноги и громко лая.
Вечерело, а я прощалась с Северной Осетией в предвкушении скорой встречи с ещё неизведанной для меня Кабардино-Балкарией. Впереди были новые приключения, впечатления и открытия.
Новости о путешествиях и экскурсиях пишу на своём канале https://t.me/zemchuzinikrima