Я уже как-то рассказывала о метрических переливах. В сетевом общении с одной девочкой я снова вспомнила о них. И заново начала объяснять.
Итак, переливы — это метрический прием, когда в разных строках стихотворения метр может быть разным, но если прочитать всё стихотворение слитно, одной строкой, то метр будет один.
Приведу пример. Вот схема 4 строк чистого четырехстопного ямба:
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ /
Это 16 стоп ямба. А теперь представьте, что в первой и третьей строке рифма должна быть женская. Что получится? Правильно, один слог из следующей строки переходит в предыдущую:
_ / _ / _ / _ / _
/ _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
/ _ / _ / _ /
Теперь в нечетных строках — четырехстопный ямб с женской рифмой, а в чётных — четырехстопный хорей с мужской.
Вот это изменение метра при фактическом сохранении количества слогов и является переливами, в данном случае, переливами ямба.
== Алиса и часы (удлинённый сонет с кодой) ==
Я заблудилась в коридорах
Взоров, знаков, дней и снов —
Устала я без разговоров
Ради истин, а не слов.
В ночь засыпаю, просыпаюсь
Утром, но вопрос: встаю ль?
Январь, сентябрь, апрель и август,
Март... проходят как июль...
Мир — безметельность и безвьюжность —
Снег валит сплошной стеной,
И всё, что мне дано — ненужность.
Вся она. Вся мне одной.
Давно не убиваю время;
Ток стал нежен, чист и прям.
Но дом, мой дом — не только стены.
Заблудилась в январях.
Снега не дарят перемены;
Перемен нет и в дождях;
И в снах, где эхом дышит спевным
Ветр, что растерял в полях
Свой шаг, их нет, их нет... Мы, девы,
Ждём начала февраля.
© Стихи. Алиса Чин (Котёна). 2025 г.
Песня на стихи, размещённые выше:
...и мне, конечно, интересно, как Суня сдюжит переливы... я стосковалась по красивым созвучьям электронных песен...
⇐ Берег. Стихи (переливы хорея) о причинах разрушения || Оглавление || «Чуть прираскрою — сложу...» Стихи о крыльях ⇒
Понравилось? Подпишись! Я хотела бы выкладывать 3 стихотворения в день (МСК: ~08:00, ~12:00, ~18:00)!