Привет! Буквально на днях, в январе 2025-го, вышла в ранний доступ Assetto Corsa EVO, которую сразу бросились обозревать многие отечественные блогеры и писатели. С одной стороны оценивать игру, которой до законченного варианта ещё как до Луны пешком, смысла нет, так как обзор потеряет актуальность возможно уже через месяц. Но, с другой стороны, благодаря таким материалам можно сделать несколько важных выводов.
Первый – игру смогли очень грамотно распиарить, причём ещё до её выхода в ранний доступ. За это говорит и количество роликов, и статей в интернете, и статистика активности в Steam, где можно увидеть пик в 26000 одновременных игроков в день запуска. То есть, многих вообще не смутило, что придётся отдать 2000 рублей или 30 баксов, и это ещё со скидкой, базовая то цена вообще 2500 или 40 баксов, за то, что с трудом можно назвать демоверсией.
Другие автосимуляторы таких показателей активности не достигали, уже будучи с внушительной контентной базой и множеством обновлений, а уж про ранний доступ и говорить нечего.
Даже оригинальная Корса не может похвастаться такой статистикой в пике, являясь самой успешной игрой в этом плане среди автосимуляторов на данной платформе.
Второй важный вывод ‒ разработчики явно поняли, что можно рубить деньги на игроках, особо не напрягаясь. Несмотря на то, что две предыдущие игры франшизы Assetto Corsa принесли большой успех, что, по идее должно было способствовать увеличению ресурсов и возможностей команды, качество проектов в раннем доступе по-прежнему малоиграбельно.
Так было и с оригинальной AC и с Competizione, и, судя по имеющимся материалам об EVO, в ней также ничего не изменилось, ну, кроме цены.
Цена была существенным преимуществом оригинальной игры, я прекрасно помню, как отдал в далёком ноябре 2013-го, в первый день раннего доступа, за неё 600 рублей, а также в несколько раз меньше за каждый из последующих платных паков, уже после релиза. Качество в первое время после выхода в ранний доступ было отвратительным, но в целом, с учётом всех последующих обновлений, за то, что игра предлагала, это адекватная цена, тем более по скидкам можно было ухватить её со всем контентом буквально за считанные сотни рублей.
Competizione тоже стоила считанные сотни рублей в раннем доступе и только позднее с выходом платных паков контента существенно прибавила в цене, причём так, что пострелизные машины и трассы по сумме в несколько раз дороже основной игры, притом, что дорабатываться она продолжала почти что до релиза последних паков контента. Но с выходом в ранний доступ EVO, серия окончательно утратила одно из своих преимуществ, а именно статус доступного автосимулятора за разумные деньги. 40 долларов за кое-как работающую демоверсию, где толком нет контента ‒ это очевидно не соответствующая качеству и наполнению цена. Это заметно дороже, чем за оригинал со всем вышедшим контентом и Competizione с частью платных паков, но последние ‒ уже полностью законченные игры, а EVO ‒ нет.
Вы можете возразить, что там грандиозные планы, открытый мир и так далее. Да, это так и, возможно, эти планы даже реализуются в полном объёме, учитывая прибыль от прошлых успехов франшизы. Однако, насчёт качества всего этого пока нет никакого понимания.
Если рассуждать объективно, оригинальную игру во многом вывезли её стоимость и доступность к модификациям. Чем-то выдающимся в жанре она не являлась, кроме большого автопарка серийных машин, немногочисленных отсканированных лазером трасс и графики, у неё не было преимуществ на фоне даже более старых симуляторов.
В случае с Competizione, тоже во многом зарешала стоимость. Игра предлагала официальный контент по сериям гонок Gran Turismo в одном месте с понятным онлайном и оффлайном, и самое главное дешевле своих конкурентов, но не более того. При этом примеры обеих игр серии наглядно показали неспособность разработчиков своевременно реализовывать продукт в законченном исполнении и это имело свои негативные стороны. Очевидно, что, едва ли игры можно считать хорошими автосимулятором, если в них, даже спустя не один год после релиза, с обновлениями продолжали меняться физика, характеристики и баланс машин, влияние настроек шасси. Но, пока игры оставались относительно доступными в плане цены, упомянутые недостатки не являлись поводом отказываться от проектов совсем или сильно акцентировать внимание на их несовершенстве.
Но в случае с EVO, еще до релиза начали звучать громкие пиар заявления, что тут чуть ли не убийца Gran Turismo готовится, а с открытым миром игра вообще в стан Forza Horizon попадёт. И, судя по количеству активной аудитории в Steam, есть ощущение, что люди реально всерьёз поверили в это, раз так активно стали покупать проект на старте.
Но суть в том, что это пока только ничем не подкреплённые обещания. У Kunos Simulazioni нет опыта в создании игр с открытым миром, они очень долго дорабатывают проекты после релиза, а качество и наполнение начального варианта игры плюс минус такое же низкое, как и у оригинала 11 лет назад.
Покупать или нет за те деньги, что просят ‒ дело каждого, но задайтесь вопросом ‒ на фоне громких заявлений, всех упомянутых нюансов предыдущих игр, качества, выпущенного на данный момент билда, есть ли хоть один действительно объективный повод делать это именно сейчас?
Моё мнение на этот счёт следующее, ‒ если игра выйдет в итоге качественной, привнеся действительно что-то новое в жанр, не повторив ошибок предыдущих проектов, то за неё не жалко будет отдать и даже большую сумму, чем хотят сейчас. Но в данный момент, кроме громких обещаний, нет никаких объективных предпосылок к тому, что в итоге игра станет такой, а неподкреплённые заявления не стоят тех денег, что хотят разработчики, и лучшее, что они могли бы сейчас сделать ‒ это убрать последний ноль в цене, но они этого точно не сделают, если игроки будут скупать её так активно, как показывает статистика Steam. Платить столько, сколько хотят разработчики в данный момент ‒ это возможность лишь поддержать их тенденцию к выпуску сырых проектов и растягиванию доработки на годы, а аудитории нужен качественный продукт в завершённом виде.
Лично я не собираюсь тратиться, пока не увижу каких-то видимых результатов, соответствующих выставленному ценнику и высказанным обещаниям. Но и отговаривать кого-то от покупки, если очень хочется сделать это сейчас, не буду. Личное желание есть желание, и когда имеется возможность, его надо воплощать. Скорее данная статья — это больше послание задуматься тем, кто сомневается насчёт покупать или не покупать, чтобы ещё раз взвесить все факты за и против.
Всем спасибо за внимание, подписывайтесь, пишите комментарии, встретимся там и обсудим.