Ну что, читатель, пора нам перетереть за святое, за геймерское. Петрович, врубай насос.
Преамбула #1: эта заметка переписывалась ТРИЖДЫ по мере обновления информации и из-за моего желания смягчить формулировки. Мои выводы корректировались, но общий посыл остался тем же. Мнение собираюсь высказывать довольно непопулярное, к струям пластилина готов.
Преамбула #2: иронично получается. Совсем недавно господин Герасименко, полемизируя с моим прошлым эссе, беспощадно атаковал фанатские сообщества, а я в комментариях их скорее защищал. Сегодня уже я критикую геймеров за их вкусы и запросы. Вот ведь как бывает.
Намедни в интернетах разгорелась и затухла очередная контроверсия насчет видеоигр и женских персонажей, уже даже и на родной Гиковке успели пост сделать. Если кратко, то суть такова: разработчики соулслайка Wuchang: Fallen Feathers сделали то ли неосторожное, то ли просто коряво переведенное блогерами заявление о том, что, вдохновляясь успехом давешней Stellar Blade, решили сделать героиню своей игры «более привлекательной». Поначалу все поняли это заявление так, что протагонистка целиком подверглась редизайну, и разгорелась буря. Кто-то обвинил команду Leenzee в излишней сексуализации, а Настоящие Геймеры™, напротив, кинулись превозносить создателей игры за отважную борьбу с повесточкой. Потом сами разработчики то ли переобулись в прыжке, то ли объяснились: заявили , что имели в виду вовсе не редизайн, а дополнительные фансервисные костюмы и скины для главгероини, по аналогии с теми, что были у Евы из все того же Stellar Blade, шустро подредактировали пост в твиттере, и все вроде как улеглось. Показанный Leenzee скин, кстати, в самом деле смотрелся как кринжовый и пошловатый фансервис, а люди, следившие за разработкой Wuchang, подметили, что перемена в дизайне героини все же имела место как минимум в синематиках: в старых роликах лицо пиратки Учан было как будто более натуральным, а в последних анонсах приобрело «кукольные» черты. Казалось бы, довольно рядовой сетевой срач о внешности героини с душком повесточки, проходите мимо, но я вдруг осознал, что случай-то не единичный, и на чисто азиатскую тенденцию его не спишешь: уж очень часто последнее время всплывают подобные ситуации.
Сразу вспоминается недавняя истерика по поводу трейлера четвертого «Ведьмака» и тамошней Цири, заматеревшей-омилфевшей за годы на Пути.
Весь интернет тогда утонул в скриншотах лица ведьмачки с неудачного ракурса, типа смешных фотожабах и потоках помоев в адрес CDPR, которых игроки тут же обвинили в прогибе под повестку и побежали искать в списках сотрудников компании менеджеров по инклюзивности. Не так давно выходил геройский экшен Marvel Rivals, который геймеры (в том числе и Настоящие™) превозносили именно за фансервисный дизайн женских персонажей. А до него был провал другого геройского шутера Concord, который критиковали, опять же, за стрёмные чардизы. А еще недавно геймеры-антиповесточники на англоязычных ютубах превозносили свежие гачи Zenless Zone Zero и Girls Frontline 2 именно за сексуальных героинь. А до того был плотный хайп по пресловутой Stellar Blade, где кукольного вида главгероиня, ее раздутые округлости и откровенные костюмы всерьёз позиционировались как продающая фишка игры. Напомню, что разработчики Wuchang, с разговора о которой начинается заметка, именно на SB и ссылались.
И все это чуть больше, чем за полгода. Кучно идет.
Друзья, а как получилось, что сексапильность женских персонажей вдруг всерьез стала мерилом успеха или неуспеха игры, да так, что проекты в разработке вынуждены под него подстраиваться? Действительно ли запросы публики настолько строги, что дизайны персонажей нужно корректировать даже в мелочах, и акцентировать внимание на эротическом фансервисе?
И в какой момент разработчики игр в вопросе дизайна женских персонажей оказались заперты в треугольнике между повесточным монстром, корейской секс-куклой и png-картинкой из гача-игры, слепленной маркетологами по принципу «какой фетиш аудитории мы еще не окучили»?
Кто-то скажет, что индустрия изменилась, и будет прав: победный марш повесточки в прошлом десятилетии нельзя игнорировать. Но не получилось ли так, что вместе с индустрией изменились и мы сами? Радикализировались, в пику неприятным себе тенденциям стали абсурдно требовательны к сексуализации игровых героинь? Не повлияли ли перемены в индустрии на наши мерила восприятия персонажей? Ведь так, как есть сейчас, было не всегда.
В 2004 году вышла Half-Life 2. Помните Аликс Вэнс, напарницу Гордона Фримена? Тогдашнее игровое сообщество было от нее в восторге.
GamesRadar назвал ее самой сексуальной видеоигровой девушкой 2004 года, в 2006 году она была названа лучшей девушкой в видеоиграх на еще той The Game Awards, обойдя Лару Крофт(!!!), в бесчисленных топах игрожура и опросах геймеров она занимала высокие места как одна из лучших девушек в играх вообще и как одна из самых сексуальных видеоигровых героинь. Аликс стала признанной богиней и вайфу тогдашнего геймерского сообщества... несмотря на:
— откровенно неприметную внешность;
— закрытую практичную одежду;
— маленькую грудь и попу;
— мутную расу и цвет кожи (она афроазиатка, если память не изменяет);
— образ сильной-независимой девушки-бойца.
А теперь, друзья, будьте честными с собой. Вспомните все «геймергейты», споры и срачи по половым и расовым вопросам в играх за прошедшие двадцать лет, бесконечные ежедневные войны с повесточкой, вспомните, как «геймеры пришли в ярость, узнав что угодно», и попробуйте представить, какой ВОДОПАД фекалий обрушился бы на Valve, если бы вторая «Халва» с такой Аликс вышла бы сегодня.
Да, индустрия изменилась: маятник повесточки пошел назад. И по законам колебательных движений он не пришел в норму, а полетел в противоположную крайность. Из-за этого геймерское сообщество перестроилось так, что может легко утопить репутацию игры с недостатком изгибов женских телес. Напротив, одна только сексуализированная внешность героинь сама по себе разгоняет ажиотаж вокруг тайтлов, которые геймплейно могут быть блеклыми середнячками... Сейчас даже «резиновая Зина» вроде той же Евы из SB в роли протагонистки уже воспринимается геймерскими массами как победа и прогресс. Неужели фансервис в современном геймдеве — достаточное условие успеха?
Смешно получается: два тренда большого геймдева, «повесточный» и «антиповесточный», оба в конечном счете рассматривают аудиторию как пускающий слюни похотливый скот, которому место в horny jail. Просто апологеты повесточки били игрока по мохнатым ручкам, а их оппоненты надеются срубить на этом лишних денег. А игроки и рады в глазах творца и дельца превратиться из геймеров в кумеров. И нет, не только азиатские: зайдите на ютуб, посмотрите восторги западных игровых блогеров по поводу того же Стеллар Блейда или очередной сиськогачильни, почитайте комментарии.
Не думайте, котогики, я не выступаю против фансервиса в играх, и тем более не выступаю в поддержку чудовищ, порождённых сном разума воук-активистов на творческих должностях. Я выступаю за эстетику и наличие вкуса. 2B из Nier:Automata или близняшки из Atomic Heart бесспорно фансервисны и сексуальны, но они в первую очередь эстетичны. Ну и, конечно, за ними есть что-то помимо их пятых точек. Надувные же сиськожопы, кукольные бэбифейсы холодной штамповки и лобовой фетишплойтейшн — это антиэстетика того же порядка, что и повесточные отродья из какого-нибудь «Конкорда», просто с другого конца спектра. А ведь искусство должно воспитывать чувство прекрасного...
Еще хуже, если эротика становится основой продвижения (формально не эротической) игры и ее selling point'ом — это, на мой взгляд, прямо-таки неуважение к геймерам. Развели тебя сиськами, жалкий онанист, знаем, что тебе важнее всего! Не надо так. Вам же есть, чем заинтересовать игрока, кроме сисек? Правда ведь?
В заключение два вывода. Приятный — издатели, похоже, снова начали прислушиваться к геймерам, и «оно боится». Неприятный — платит за все в итоге игрок, сам же подсказывая жадным корпоратам легкие способы собой манипулировать. И поделом.
___________________
Автор текста: Александр Тимофеев
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩— о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.
🎲🎥 Читайте также: