Найти в Дзене

Встреча с известным режиссёром

Встреча с известной личностью – это всегда особенное событие, которое оставляет яркий след в нашей жизни. Мы понимаем, что этот человек добился известности благодаря своему уникальному таланту, и в такие моменты нам хочется прикоснуться к его жизни, ощутить ту атмосферу, в которой складывалась его судьба. Александр Ильич Гинцбург родился 1 марта 1907 года в городе Рогачёв, Могилёвской губернии (теперь Гомельская область Республики Беларусь). В 1927 году юноша окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума (теперь Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) и стал работать оператором во Всероссийском фотопромышленном акционерном обществе «Совкино», которое позднее было реорганизовано в киностудию «Ленфильм». В 1934 году Гинцбург окончил Электротехнический институт в Ленинграде (теперь Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет). В годы войны киностудия была эвакуирована в Ташкент. С 1943 года Гинцбург был оператором киносту

Встреча с известной личностью – это всегда особенное событие, которое оставляет яркий след в нашей жизни. Мы понимаем, что этот человек добился известности благодаря своему уникальному таланту, и в такие моменты нам хочется прикоснуться к его жизни, ощутить ту атмосферу, в которой складывалась его судьба.

Александр Ильич Гинцбург родился 1 марта 1907 года в городе Рогачёв, Могилёвской губернии (теперь Гомельская область Республики Беларусь). В 1927 году юноша окончил операторский факультет Ленинградского фотокинотехникума (теперь Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) и стал работать оператором во Всероссийском фотопромышленном акционерном обществе «Совкино», которое позднее было реорганизовано в киностудию «Ленфильм». В 1934 году Гинцбург окончил Электротехнический институт в Ленинграде (теперь Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет).

Оператор А. Гинцбург, режиссер С. Тимошенко во время съёмок фильма «Заговор мёртвых», 1930 год
Оператор А. Гинцбург, режиссер С. Тимошенко во время съёмок фильма «Заговор мёртвых», 1930 год

В годы войны киностудия была эвакуирована в Ташкент. С 1943 года Гинцбург был оператором киностудии «Союздетфильм» (позже киностудия имени М. Горького), в 1951–1957 годах — оператором и режиссёром киностудии «Беларусьфильм» (совмещая с работой оператора «Совинформбюро»). В 1955 году Александр Гинцбург получил почётное звание «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР», а в 1969 году – «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

В период с 1928 по 1969 год Александр Гинцбург снял 31 фильм, среди которых «Валерий Чкалов» (1941), «Два бойца» (1943), «Это было в Донбассе» (1945), «Рядовой Александр Матросов» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Константин Заслонов» (1949), «Кто смеётся последним» (1954). Кроме этого, Александр Гинцбург поставил по собственным сценариям фильмы «Однажды ночью» (1962, с Э. И. Файком) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1965, сценарий совместно c И. М. Маневичем). За первый год демонстрации фильма «Гиперболоид инженера Гарина» его посмотрело 20,8 млн. зрителей. В 1966 году фильм получил главную премию «Золотая печать города Триеста» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия).

Зимой 1967 года 59-летний Александр Гинцбург посетил город Карпинск. Встреча любителей киноискусства со знаменитым режиссёром состоялась 11 февраля в Доме культуры угольщиков. Вот как это событие описывает в своей статье корреспондент газеты «Карпинский рабочий» Е. Кириллова.

«На сцену поднялся очень привлекательный человек. Привлекало в нём всё: лицо, голос, манера говорить и двигаться. И тихо было в зале…
Режиссёр Александр Ильич Гинцбург
Режиссёр Александр Ильич Гинцбург
Нельзя чётко определить тему рассказанного. Человек на сцене просто делился своими мыслями, планами, заботами. Было в этом что-то удивительно дружеское и доверительное. И постепенно начало казаться, что в зале находятся единомышленники, которых судьбы кино волнуют не менее, чем собственные. Иногда беседа прерывалась, и на экране мелькали кадры фильмов. А потом на сцене снова появлялся их творческий организатор и просто, по-товарищески, иногда чуть иронизируя, рассказывал о том, как они были сделаны. Он говорил об этом так, как говорил бы, наверное, горняк о добыче угля. Это было его солью и хлебом – его работой. Тем, без чего этот человек, очевидно, не мыслит себя.
И было тихо в зале… Каждый чувствовал, что перед ним артист (да простит он мне, может быть, излишнюю восторженность, но те, кто был на встрече, поймут меня). И было немного странно, что этот талантливый, всемирно известный человек, фильмы которого смотрел каждый, находится с нами в одном зале. И не хотелось с ним расставаться. А расставаясь, хотелось сказать: «До свидания».

Источник: Кириллова Е. Интересная встреча // Карпинский рабочий. – 1967

О концерте основателя российской эстрады в Карпинске читайте в статье