Если коротко, фантастический роман Элизабет Мун «Население: одна» – это история о том, как одну старушку очень сильно задолбали люди и их правила и она решила остаться единственным человеком на планете, и ей было очень хорошо, а потом она повстречалась с автохтонным населением планеты и сочла, что они в целом ничего так, получше людей, и стала жить с ними, но потом снова прилетели люди и попытались как всегда всё испортить.
С самых первых страниц главная героиня – восьмидесятилетняя Офелия – очень сильно напомнила мне Оливию Киттеридж. Причем, пожалуй, не столько книжную, описанную Элизабет Страут, сколько киношную, блестяще воплощенную Френсис Макдорманд. И в целом, скажу я вам, даже воображаемая Френсис Макдорманд может отлично скрасить любое произведение!
Мир будущего у Элизабет Мун вышел не особо симпатичным. Несмотря на активное покорение космоса и освоение планет, общество осталось весьма патриархальным, кругом царит что-то вроде корпоративного феодализма, когда люди заключают контракт с компанией, и становятся колонистами на далекой планете, без образования и медицины, с целью работать и размножаться на благо компании, а случись что не так с колонией их всех без права голоса закидывают в криокапсулы и с минимальным багажом отправляют на другую планету, чтобы такое же не сильно осмысленное существование влачить там.
То, что Офелия во время эвакуации колонии решает остаться вопреки запретам компании и сына, это очень естественно. Старушка всю жизнь делала то, что ей говорили мужчины. Сначала отец заставил бросить учебу, потом муж заставил записаться в колонисты, потом сын заставлял его кормить, обшивать и обстирывать. Муж Офелию побивал, как мы понимаем из контекста, да и сына она побаивалась. Офелия похоронила нескольких детей совсем юными, а потом и мужа, и последнего оставшегося сына не сильно любила, как и его жену.
Опять же по косвенным фактам, мы можем предположить, что жизнь в колонии была очень не очень. Как минимум две криминальные смерти всплывают в воспоминаниях Офелии, причем, в одном из случае убили явно из идейных соображений, за излишнее свободомыслие. В общем, жизнь у старушки была не сахар и читать о том, как ей стало хорошо в одиночестве очень приятно – пожилая женщина наконец-то делала то, что хочет: перестала носить стеснявшую ее одежду и обувь (к слову, о патриархальности, там в тексте, среди уничтоженных героиней веще фигурировал даже чепец – космическое викторианство какое-то!), занялась творчеством – писательством и изготовлением украшений и своим любимым огородничеством, спала и ела когда хотела и никто ей был не указ. Красота же! Хотя её внутренний критик, взращенный окружавшими её людьми, очень силен и пользуется любой возможностью подчеркнуть её ничтожность.
Что же касается инопланетян, точнее автохтонов, так инопланетяне там вообще-то люди, то они, конечно, немного… плоскими что ли вышли. Автор играет на популярном в старой фантастике образе инопланетян как благородных дикарей и это немного скучновато. Единственное, что их интересно отличает – фантастическая скорость эволюции и невероятные когнитивные способности.
В целом, фантастика может и не самая увлекательная, и не самая научная (тут масса вопросов, если задумываться), но скорее приятная, несложная и по-своему интересная.
И вообще, старушки и инопланетяне – это, можно сказать, новое слово в фантастике! Ну, хотя как новое, книга была написана в конце 90-х вообще-то, ну, да, ладно.
Кажется, что я всё рассказала и книгу читать не зачем? Ну, на самом деле, это не совсем так. Во-первых, рассказала я далеко не всё. Во-вторых, про «Робинзона Крузо» тоже всё в общем-то понятно было заранее, но цимес-то всё равно не пропал. В-третьих, вас ждет чудесное кино в голове с Френсис Макдорманд в главной роли!