Найти в Дзене
Башня Мамсурова

Но на Запад, на Запад ползёт батальон, что-бы солнце взошло на востоке. (Цит. Мы вращаем Землю. В. С. Высоцкий).

Комментарии к статье «ЗАРЯ НОВОГО МИРА» ВОСХОДИТ НАД КАСПИЙСКИМ МОРЕМ? Часть 1. Знаете, мои дорогие читатели – с какого момента я отчётливо понял, что у «великого и ужасного» Дональда Трампа, «Трампа – Цезаря, повелителя мира» - не всё так оптимистично с планами на перекройку в ближайшие четыре года мира по американской «мерке»? И не всё у Трампа в порядке с союзниками? Когда Президент Ирана Масуд Пезешкиан 17 января перед подписанием в Кремле российско – иранского Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве возложил венок к Вечному огню на Могиле Неизвестного Солдата. К символу памяти ВСЕХ русских солдат, погибших в сражениях 1941 – 45 годов. Включая тех, кто погиб в конце лета 1941 года при оккупации Ирана воинскими контингентами СССР и Великобритании. Прочитайте на Канале статью <<ИРАН – РОССИЯ. «ЗАРЯ НОВОГО МИРА» ВОСХОДИТ НАД КАСПИЙСКИМ МОРЕМ?>> (написанную кстати, в самые напряженные дни сирийского кризиса буквально накануне падения правительства Б.Асада). Я описал там

Комментарии к статье

«ЗАРЯ НОВОГО МИРА» ВОСХОДИТ

НАД КАСПИЙСКИМ МОРЕМ?

Часть 1.

Знаете, мои дорогие читатели – с какого момента я отчётливо понял, что у «великого и ужасного» Дональда Трампа, «Трампа – Цезаря, повелителя мира» - не всё так оптимистично с планами на перекройку в ближайшие четыре года мира по американской «мерке»?

И не всё у Трампа в порядке с союзниками?

Когда Президент Ирана Масуд Пезешкиан 17 января перед подписанием в Кремле российско – иранского Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве возложил венок к Вечному огню на Могиле Неизвестного Солдата.

К символу памяти ВСЕХ русских солдат, погибших в сражениях 1941 – 45 годов.

Включая тех, кто погиб в конце лета 1941 года при оккупации Ирана воинскими контингентами СССР и Великобритании.

Прочитайте на Канале статью <<ИРАН – РОССИЯ. «ЗАРЯ НОВОГО МИРА» ВОСХОДИТ НАД КАСПИЙСКИМ МОРЕМ?>> (написанную кстати, в самые напряженные дни сирийского кризиса буквально накануне падения правительства Б.Асада).

Я описал там (поверхностно, без глубоких исторических подробностей) перипетии российско – иранских отношений ХХ века.

К сказанному в начале декабря необходимо добавить один очень важный, на мой взгляд, так сказать - «штришок»…

Не только в приграничных районах нашей России стоят памятники погибшим от рук вторгнувшихся завоевателей пограничникам.

Такие заботливо ухоженные памятники есть и в северных приграничных районах Ирана.

Только иранские пограничники гибли в боях в августе – сентябре 1941 года с вторгнувшимися русскими (ладно - советскими) войсками.

Убедительно прошу потратить Ваше драгоценное время и ознакомиться с парой иллюстраций этого моего тезиса по этим ссылкам (https://m.ok.ru/group/53311652626609/topic/68825478578353 и https://t.me/khayalpressa313/17937)...

И перед тем как я поразмыслю о причинах свершившегося российско – иранского союза, вспомним одно событие имевшее место три с половиной года назад.

Посла России в Тегеране Левана Джагаряна 12.08.2021 года пригласили в иранский МИД из-за «неоднозначной реакции иранской общественности» на фотографию с послом Великобритании Саймоном Шерклиффом.

Это фотография, датированная 11 августа композиционно повторяет другой известный снимок, сделанный в ноябре 1943 года во время Тегеранской конференции ( https://shoes-web.ru/osnovnoy/vopros/tegeranskoy/konferentsii/bolshoy/troyki/).

На нём лидеры СССР, США и Великобритании — Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль — сидят в креслах на лестнице посольства СССР (теперь это посольство России).

Фотография образца 2021 года вызвала дипломатический скандал.

МИД Ирана официально заявил, что считает фотографию с таким сюжетом неподобающей.

«Надо ли напоминать всем, что август 2021 года - это не август 1941 года и не декабрь 1943-го? Фотография напомнила иранцам о том, как во время Второй мировой войны три страны нарушили суверенитет их Родины, в том числе об оккупации Ирана со стороны СССР и Великобритании.» - из заявления МИД Ирана….

Вот так вот…

Но вернёмся к основной нашей теме: а почему всё-таки высшее иранское руководство вопрос «с кем расчищать дорогу к процветанию и благоденствию страны» решили в пользу России, а не США?

Согласимся, что возложение высшим руководителем Ирана венка к Могиле Неизвестного Солдата – не рутинное выполнение диппротокола – а ЖЕСТ.

Символ того, что военные конфликты между нашими странами в прошлом.

Обиды – в прошлом.

С опорой на уважительную память о прошлом Россия и Иран приступают к строительству общего великого и славного будущего.

Оценим жест высшего руководства Ирана…

Всего то три с половиной месяца назад - 30 сентября прошлого года на сессии Генассамблеи ООН. Президент Масуд Пезешкиан публично на весь мир заявил, что:

Возможно, в прошлом Иран и поставлял России ракеты, но «с тех пор, как я вступил в должность [30 июля 2024 года], таких поставок не было»;

Власти Ирана «никогда не одобряли российскую агрессию против украинской территории» и готовы к переговорам с США и европейскими странами по этому поводу;

Иран хочет сделать мир свободным от ядерного оружия, «я надеюсь, что мы сможем достичь соглашения» по ядерной сделке, условия которой были согласованы в 2015 году администрацией Барака Обамы.

В рамках соглашения с Тегераном предполагалось некоторое смягчение антииранских экономических санкций в обмен на сворачивание ядерной программы. .

Что бы понять – почему по прошествии ничтожно малого срока выбор иранского высшего политического руководства оказался таким, каким оказался, сначала давайте рассмотрим аргументы «за» сотрудничество с США.

1). В сознании простого иранца американцы (в противовес нам, русским вкупе с британцами) – никогда не были врагами.

Вот посмотрим:

Американцы никогда никакими своими воинскими контингентами в Иран не вторгались.

Военные США, появившиеся с 1942 года по стопам британского оккупационного корпуса – это военные инженеры, налаживавшие транспортные коридоры поставок военной помощи в сторону СССР.

Строившие и ремонтирующие дороги и мосты. Построившие в стране целые сборочные цеха, которые в 1950-х годах стали базой иранского машиностроения;

Именно президент США Г.Трумэн, опираясь на всю тогдашнюю мощь армии США (не забываем монополию на ядерное оружие, кончившуюся только в 1949 году) заставил СССР в ноябре - декабре 1946 года покинуть северные территории Ирана, ликвидировав обе самопровозглашенные при поддержке СССР республики – курдов и т.н. «республику Южный Азербайджан». Надежда СССР увеличить свою нефтедобычу за счёт месторождений юго-западного берега Каспийского моря не реализовалась. Суверенитет Ирана был восстановлен;

Да, иранцы признают – американцы «неверные» безбожники и хищные деляги, десятилетиями вывозившие по выгодным для себя ценам иранскую нефть…

Но не бесплатно же…

И налаживали то иранскую нефтедобычу в 1950 - 70-х годах на американские инвестиции…

Только к 1980 году Иран снова обрёл возможность полноценно распоряжаться своими природными ресурсами.

Но цена, которую до сих пор платят иранцы за свою экономическую самостоятельность, очень велика. Замороженные после национализации нефтепромыслов (оснащённых, не надо этого забывать, по последнему слову тогдашней техники американским оборудованием), иранские активы оцениваются в сумму от 100 миллиардов долларов до 120 миллиардов долларов (сведения из новостного портала Business Insider и газеты The Los Angeles Times).

Большая часть замороженных средств, включает доходы Ирана от продажи своих природных ресурсов, когда Иран мог легально продавать нефть, но не мог по своему усмотрению распоряжаться «нефтедолларами», поскольку любой нарушитель немедленно сталкивался с санкциями США.

Обидно, конечно – но бизнес есть бизнес.

Надо торговаться.

Нефтепромыслы то работают, их американцы не разбомбили…

А допуск Ирана обратно к замороженным «нефтедолларам» - вот пусть наши иранские власти и договариваются…

С точки зрения простого человека – обоснованная позиция – как считаете?

Я то очень хорошо понимаю – на Кавказе (и южнее Кавказских гор одинаково) народы очень…очень… долго помнят за ближними и дальними соседями и хорошие и НЕ хорошие поступки в отношении себя.

2). Иран (это надо подчеркнуть в отличие от России, богатой целым «букетом» естественных производительных сил - ЕПС – см. https://studfile.net/preview/8614386) критически зависит от экспорта нефти.

А по данным на октябрь 2024 года, Китай закупает более 90% иранского нефтяного экспорта.

Не считаю возможным углубляться в эту тему – не специалист.

Но скажу – что такое «монополия покупателя» Россия как говориться «на своей шее» испытывала все 90-е годы.

Почему-то мне кажется, что невероятно расчётливые в свою пользу и прямо скажем – бескомпромиссные (когда сила на их стороне) китайцы не раз и не два преподносили иранским поставщикам нефти уроки использования «монополии покупателя» как говориться «на всю катушку»…

И реализацию бескомпромиссного предвыборное желания «Трампа – Бонапарта» Китай унасекомить – иранское руководство, не слишком скрывая своего злорадства, ждало как «манну небесную».

Когда, как ожидалось, Трамп начнёт экономическую блокаду Поднебесной – китайские покупатели побояться продолжать «выжимать последние соки» из критически важного поставщика стратегического всегда, но так скажем - «дважды стратегического» в предвоенный период товара…

И кажется всё складывалось…

Антикитайская риторика — отличительная черта не только последней предвыборной кампании Трампа, но и всего его первого президентского срока.

Окружении 45-го, а теперь и 47-го президента США убеждено, что главная угроза американскому процветанию — это не Россия, Иран или КНДР (их, впрочем, тоже относят к т.н. «оси гнева»), а именно Китай.

Марко Рубио, выступая на сенатских слушаниях по своему назначению на пост госсекретаря США 15 января, назвал одной из главных опасностей для США несбалансированный характер отношений с Пекином.

«Если мы не изменим курс, то будем жить в мире, где многое из того, что важно для нас ежедневно: от нашей безопасности до нашего здоровья, — будет зависеть от того, позволят нам китайцы это или нет», — предупредил кандидат в руководители внешнеполитического ведомства США.

В свой первый срок Трамп развязал торговую войну с Китаем, а во время предвыборной гонки грозился ввести тарифы в 60% на товары из Поднебесной (а затем пообещал повысить их еще на 10% из-за продолжающейся контрабанды из КНР смертельно опасного опиоида фентанила).

Вот, кажется – вот…вот…

А на проверку оказалось, что 47-й хозяин Белого дома настроился на диалог с КНР.