Монтаж подкаста – это важная часть его выпуска. Представьте, что создание аудио или видео шоу – это приготовление торта по сложному рецепту. Заготовка продуктов – это написание сценария и организация записи. Смешивание ингредиентов можно сравнить с съемкой подкастов, а выпечку бисквита – с монтажом. Стоит повару неправильно выставить температуру выпекания или ошибиться с временем выпечки, или не вовремя открыть дверцу духовки – бисквит не пропечется, подгорит или опадет. Так и ошибки при монтаже могут загубить весь выпуск подкаста, несмотря на интересное содержание. Как смонтировать подкаст так, чтобы он понравился аудитории? Студия для записи подкастов в Краснодаре "Студия 313" предлагает подробную инструкцию процесса.
1. Редактура подкаста
Итак, представим, что подкастер написал сценарий и сделал запись эпизода. Не важно, аудио это формат подкаста или видео, но в руках у автора или его команды есть пачка отснятого или записанного материала, из которого надо сделать яркое, динамичное шоу.
Первым делом материал следует отредактировать. Если продолжим сравнивать процесс изготовления подкаста с изготовлением торта, то редактура – это прослойка бисквита кремом, укладка внутренней части торта.
Редактировать подкаст - это значит, обработать материал, удалить все лишнее, например, неудачные дубли, формулировки, переставить эпизоды местами для добавления драматизма и логичности повествованию.
Для того, чтобы отредактировать материал, придется прослушать или просмотреть все записи и решить, что оставить, а что нет, какой эпизод за каким пойдет. Да, это сложный и нудный процесс. Порой подкастеру-новичку может казаться, что он зашел в тупик и сделать что-то годное из записанного не получится при всем желании.
Чтобы облегчить этап прослушивания текста, можно его расшифровать в текстовой формат с помощью специальных сервисов. Такие онлайн-сервисы есть, в том числе и отечественной разработки, и они ничуть не хуже распиаренных зарубежных, а пользоваться ими проще и дешевле. Ищите сервис с тайм-кодами, чтобы было понятно, где и на какой секунде аудио или видео материала находится нужный момент.
В чем плюс работы с текстом – его можно читать, текст сразу же перед глазами, не надо многократно прокручивать запись, что может вызвать утомление даже у бывалых редакторов, не то что у новичков. Минус редактуры с текстом – отсутствие информации об интонации. В итоге склейка может получиться неестественной. Поэтому, если есть несколько дублей с почти идентичным текстом, надо их прослушать и решить, какой брать, а какой – браковать.
Редактурой текстового формата подкаста лучше не ограничиваться. Дело в том, что текст позволит вычленить лишние слова и части, но не покажет атмосферные моменты, например, смех, хмыканье, драматические паузы, эмоции на лице. Так что, после проверки и «причесывания» подкаста, надо приступать к прослушиванию и отбору аудио или просмотру видео, чтобы вырезать ошибки, затянутые фрагменты.
Первое время начинающему подкастеру будет сложно, но со временем навык вычленения важных моментов придет и можно будет ускорить процесс редактуры. Подробный сценарий подкаста ускоряет редактуру, потому что надо вычленить только лишнее и неудачные дубли.
Автор в итоге должен составить для себя перечень и очередность отрезков записи с тайм-кодами для самостоятельного монтажа или для передачи звуко- или видеорежиссеру.
Задача редактора также указать, в каких частях подкаста надо добавить звуки и указать какие.
2. Предварительный монтаж
Звукорежиссер или видеорежиссер склеит предварительную версию подкаста. Без чистки звука, подгона моментов. Это будет просто склейка для того, чтобы оценить смыслы выпуска – логично ли там все, соответствует ли он сценарию.
На этом этапе хорошо дать послушать или посмотреть выпуск кому-то постороннему, кто еще его ни разу не слушал, не видел. Критические замечания этого человека позволят усилить выпуск, изъять из него лишнее или добавить какие-то пояснения.
3. Монтаж выпуска
После того, как утверждена окончательная версия редактуры, пора браться за монтаж. Вот эту часть процесса, вполне можно сравнить с украшением кремом слоев бисквита и крема. Дело это небыстрое и местами скучное.
При монтаже аудио надо убрать все лишние звуки, повторы, покашливания, смешки, похрюкивания, слова-паразиты. Кому-то из участников беседы придется добавить громкости, кого-то приглушить - всех в подкасте должно быть хорошо и ясно слышно. Не стоит думать, что это просто. Новичку, чтобы смонтировать аудио, придется потратить не один день. Для монтажа придется работать в программах для монтажа подкастов. Надо будет узнать, что такое компрессия, эквализация, деэссинг и деревербинг. Разобраться с этим сложно, честно. Но можно, правда, это займет определенное время и не факт, что получится удачно с первого раза. После монтажа надо экспортировать звуковую дорожку и послушать результат на разных устройствах. Может статься, что итог работы, который устраивал при прослушивании в наушниках, не удовлетворяет при прослушивании на оживленной улице.
Если подкаст выпускается в видеоформате, то придется чисто склеить видео. Где-то приблизить находящихся в кадре, чтобы картинка и склейка была более гармоничной. При монтаже также добавляются титры, спецэффекты, звуковые эффекты, видеовставки, которые могут иллюстрировать то, что озвучивается за кадром. Со стороны может показаться, что видеомонтаж – дело простое, но когда новичок сядет за работу, то поймет, что это не так. Видеомонтажер должен обладать гигантским перечнем скилов и владеть далеко не одной программой.
Мастера смогут смонтировать подкаст за несколько часов. Поэтому многие подкастеры предпочитают отдавать запись для монтажа профессионалам, например, в студии записи подкастов. В нашей "Студии 313" тоже есть услуга монтажа подкастов. Наши специалисты не только обладают соответствующими навыками, но и техникой, и программным обеспечением, которые позволят вытянуть даже безнадежный звук и видео. Поверьте, это возможно. Как в случае, с исправлением пения безголосой певицы или певца без слуха. Звуковики «колдуют» и на выходе – почти идеальная звуковая дорожка – актриса голосит как оперная дива, а певец попадает в ноты. Трясущуюся картинку, которую приносят для монтажа начинающие подкастеры, нашим специалистам тоже удается спасти.
При монтаже подкаста потребуются звуки, музыкальные короткие темы, которые будут «отбивать», к примеру, начало и конец эпизода. Где их берут профессиональные подкастеры? Кто-то заказывает свои у музыкантов. Но это может быть дорого. Дешевле и проще купить джинглы в звуковой библиотеке. Атмосферные звуки, музыку тоже можно брать там же. Главное, чтобы использование звуков и музыки было легальным, законным. Иначе вся работа над подкастом может пойти прахом после предъявления претензий правообладателями.
Без озвучания в подкасте обойтись сложно. Во-первых, звук помогает акцентировать внимание на важных моментах, «рассказывает» зрителям о том, какие эмоции им желает передать автор., показывает, что стартовала следующая часть рассказа.
Какие ошибки совершают новички при редактуре и монтаже подкастов
- Не создают резервные копии для монтажа – монтируют из исходника, забывая создать резервные копии. В таком случае можно удалить материал или безвозвратно его порезать, выкинув куски, которые потом могут потребоваться.
- Не удаляют посторонние шумы – кашель, кликанье мышкой, стуки, слова-паразиты.
- Не проверяют наличие прав на использование музыки и звуков.
- Выпускают подкаст с неудовлетворительным качеством звука или видео. В этом случае не стоит идти на компромисс. Если качество низкие, то лучше переписать эпизод, используя другую технику, в другом помещении или обратившись в профессиональную студию. Такая услуга, как запись подкаста в студии, предоставляется в большинстве городов России. Стоимость такой услуги невысокая. Не надо думать, что записать подкаст в студии по карману только состоятельным людям. Поверьте, можно найти варианты, когда за это не придется отдавать целое состояние. В Краснодаре приглашаем на запись подкастов к нам в "Студию 313".
В некоторых студиях, в том числе в нашей, подкастерам предлагают услуги монтажа материала, в том числе с участием самого автора. То есть можно присутствовать во время процесса и, в случае необходимости, вносить корректировки. Или можно предоставить сценарий выпуска с предварительный редактурой, то есть уже выбранными моментами, с учетом которой монтажер соберет выпуск подкаста сначала в предварительной версии, а потом уже, получив замечания, сделает чистовой вариант.
Монтировать подкаст самостоятельно или с помощью специалистов – выбор подкастера. Главное, автор должен понимать, что этот этап выпуска – очень важен для дальнейшего успеха всего проекта.
Студия подкастов "Студия 313" в Краснодаре всегда готова помочь выпускать такие подкасты, к качеству которых не придерешься. Для этого у нас есть оборудование, студийное помещение с современным вариативным интерьером и коллектив, болеющий подкастами и умеющий их делать.
СТУДИЯ 313 | СТУДИЯ ПОДКАСТОВ КРАСНОДАР | ЗАПИСАТЬ ПОДКАСТ
🎬 Онлайн-запись на сайте: studio313.ru
📞 8 800 222-7-313
📍 Краснодар, Атарбекова 1/1