Мой знакомый, Николай, исповедался в православном храме на северо-востоке Москвы. Готовился более, чем серьезно. Вложив душу в покаяние.
Когда священник дал ему напутствие перед благословением на Причастие, то Николай аж вздрогнул.
Идти ли с таким благословением к Чаше? А вдруг худое случится?
Нашел...
Что была за ситуация? Как она разрешилась?
Читайте ниже.
(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте).
Неформальное христианство.
Когда мой знакомый, Николай, крестился в 90х годах, то делал это осознанно: чтобы иметь Бога в помощь.
И он не ошибся. Помощь была. Явственно. Он прожил трудные 90-е хорошо и развился в нулевых и 10-х. Все складывалось успешно, удачно, благословенно.
Потом у него случился какой-то бум на работе. Был идейно – экономический конфликт с руководством. Он был вынужден уйти. Но это ввело его в очень сильный стресс.
Тогда он вновь обратился к христианству (он православный христианин), но с другой стороны: покаяния.
Он понял, что покаяние один из важнейших моментов в православии.
Но правильно ли я каюсь? - задал твердый, осознанный и самокритичный вопрос Николай
Какое оно, покаяние?
Николай ходил в храмы,творил покаяние, обучаясь ему. Наблюдал за теми, кто приносит покаяние. Что у них в жизни меняется. И улучшается ли? Не год и не два - наблюдал, думал, учился, творил.
Честно заметил Николай, что покаяние не работает. Верно что-то не так разумеет в "методологии покаяния" и не так творит его, нерезультативно.
Вот выделенные им "ошибки покаяния":
- Если «отчитываться о грехах» - это формализм. Партком и съезд напоминает. Отчет есть, а дел нет
- Если заниматься покаянием, как самоедством – то это самоедство, а не покаяние. Унизил и обескровил себя. Это требовалось?
- Если каяться в том, в чем не каешься – это обман. Каюсь, например, что обжора, а потом ем в три щеки.
- Если каяться в несущественном – то что обретаешь? Муху давеча убил. Страдал. Ну, страдай дальше...
- Ждать, когда Бог откроет? – под лежачий камень вода не течет. Как там в анекдоте про молящегося о деньгах еврея, когда Господь ответил тому: ты хоть билет лотерейный купи.
Так что же делать? Как правильно каяться, чтобы покаяние давало благо, соединяло с Богом. И в радости души, и в радости жизни, и в благословенных делах. Чтобы жизнь наполнялось благом, приходило хорошее, а дурное очищалось, не нанося вреда. Так Николай сформулировал необходимое и ожидаемое от христианского покаяния.
Стал он изучать святых отцов (византийских, александрийских, палестинских, сирийских, египетских, глинкинских, афонских, валаамских, оптинских и иных). Стал читать книги про покаяния и исповеди. Стал молить Бога об овладении покаянием. Чтение есть, его много, а открытий нет.
Открылось.
Много читая, думая о покаянии, молясь об открытии, Николаю.. открылось. Результат приходит, когда на него нацелен? Когда? Когда сформируются лично твоя внутренняя готовность - увидеть и принять.
Что же открылось?
Приходя в христианский храм, где глава Христос (Бог любви, а не чего-то иного) мы пытаемся наполниться главной первоверховной добродетелью – любовью. Не быстро ей наполниться получается, по факту. Есть много того, что этому мешает. Каяться надо для того, чтобы наполняться любовью.
Считай так: есть задача, имея ведро (душу) наполнить ее водой (любовью) сполна. И покаяние помогает этому: разливаю мимо, лью не туда, лью медленно, расплескиваю и так далее.
Монах, к которому он ходил.
Услышав рассуждения Николая по теме любви и покаяния сказал ему, что мыслит он как протестант. Николай понял, что это не комплимент, а укор.
Тогда он решил пойти к другому священнику. Стоит послушать разные мнения, разных священников, чтобы принять взвешенное решение.
Он поехал в храм, где читали акафист святому Трифону. И решил не только послушать акафист, но и исповедаться и причаститься в тот же день. В том же храме.
Священник «голгофник».
Когда Николай покаялся в недостатке любви в сердце своем, мыслях, поведении своем, священник (странное дело) дал ему такое напутствие:
«Надо помнить, любовь это крест».
Когда так говорит священник, он выдает в себе «голгофника».
Есть «голгофники». Они мыслят в эмоциях и мыслях страданий, боли, креста, гроба, плетей, гвоздей, стонов, несчастий, нищеты и т.д. Умирать со Христом – ценность таких. Таких священников (да и не только священников), в русской церкви, порядка 80 процентов. Так повелось исторически.
Есть малая доля священников и христиан (процентов 20), которые мыслят как «благодатники». Христос погиб за нас, чтобы мы жили. Он Воскрес, чтобы мы воскресали и жили. Чтобы мы были в пасхальном состоянии души и все хорошее обретали.
Среди «голгофников»(которых больше) есть еще две градации:
1. Те, которые сами живут "на Голгофе" и показывают в этом пример. У Николая был такой пример священника. И не один. Сам священник страдал и других этому учил. Мол, давайте страдать вместе.
2. Те, которые сами не живут как «голгофники», но учат других, чтобы другие становились "голгофниками". Чем больше жертв Богу, тем более Бог добрей к остальным. Помните, как в древности в племени выбирали жертву для Бога и приносили племенем. Жертвой удобрили Бога, чтобы остальным было хорошо. Чтобы "жертвы" были, и их можно было приносить - надо их взращивать. Морально, идеологически готовить. Такие священники "голгофники", 2 рода, взращивают таковых, сами не будучи таковыми.
Николай не знал, что делать.
Он готовился к этой исповеди к этому покаянию. Он хотел, чтобы покаяние сняло с него бремя, а не усилило его. Он три дня провел постных, готовился. У него душа звучала как струна тонко. Настроенная на Бога. А этот священник «голгофник» сказал ему напутствие, как ударил обухом по голове.
Николай не знал, идти ли ему на Святое Причастие после такого напутствия. Для него любовь не крест. Он не хочет креста. Крест на кладбище. Крест символ смерти, а он - про жизнь. Любовь для него это чувство, состояние души, когда душа парит в светлой реальности и все получается. А крест это как выстрел в голубя души.
Николай подумал, сейчас он с таким напутствием причастится и через причастие войдет в него незаметно темный дух "голгофничества". И он будет как в кладбище. Как в гробу. Для этого он пришел в храм? Для этого исповедовался, готовился?
Душа его, там в храме, кричала – «не хочу так. Хватит гробов и крестов! Любви хочу!". Он аж испариной покрылся.
Какой выход нашел Николай тогда?
Он решил пойти на Причастие, но внутри себя обратился к Господу:
«Господи, Ты есть любовь. Наполни меня любовью Твоей. И если эти слова о кресте пустые - не дай им пригвоздить смиренную душу мою».
В душе Николая были два сильных чувства, две интенции: одна - протест, сопротивление напутствию священника "голгофника", вторая - стремление к Божественно необходимому, полезному. Убежать от злого - попасть в доброе.
После такой молитвы Николаю стало хорошо.
Он причастился (с таким настроением, как показано выше). Это принесло ему добрые плоды. То, что он интуитивно хотел, к чему направлялся – открылось.
Вот это и есть любовь Божья. Это, а не кладбищенский крест.
Заключение.
Позже уже, после храма, через пару дней после такого общения со священником и такого причастия Николай размышлял обо всем.
Одно дело - ситуативная резкая реакция, а другое дело - стратегическое широкое размеренное размышление.
«Стоит ходить в храм реже. И выбирать тех священников, что благодатны. Для которых любовь это любовь, а не крест".
Стоит продолжить наполняться любовью Божьей. Для этого не надо бегать по священникам и храмам. Можно каждый вечер перед сном говорить в молитве перед Богом: где расплескал любовь сегодня, а где наполнил. И наполняться, наполняться, наполняться ей...
Нехитрое, простое упражнение. Стал делать Николай – и все у него пошло как надо. На волне доброй. В чем и была нужда.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк
Делитесь с друзьями
Дополнительно мой ТГ канал о важных вещах, где много интересного: t.me/igor_orlov2