Найти в Дзене
Игорь Орлов

Покаяние в недостатке любви и священник «голгофник».

Оглавление
Покаяние на исповеди.
Покаяние на исповеди.

Мой знакомый, Николай, исповедался в православном храме на северо-востоке Москвы. Готовился более, чем серьезно. Вложив душу в покаяние.

Когда священник дал ему напутствие перед благословением на Причастие, то Николай аж вздрогнул.

Идти ли с таким благословением к Чаше? А вдруг худое случится?

Нашел...

Что была за ситуация? Как она разрешилась?

Читайте ниже.

(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте).

Неформальное христианство.

Когда мой знакомый, Николай, крестился в 90х годах, то делал это осознанно: чтобы иметь Бога в помощь.

И он не ошибся. Помощь была. Явственно. Он прожил трудные 90-е хорошо и развился в нулевых и 10-х. Все складывалось успешно, удачно, благословенно.

Москва. Начало 90-х. Николай так не стоял не торговал у метро. Лучше нашел вариант.
Москва. Начало 90-х. Николай так не стоял не торговал у метро. Лучше нашел вариант.

Потом у него случился какой-то бум на работе. Был идейно – экономический конфликт с руководством. Он был вынужден уйти. Но это ввело его в очень сильный стресс.

Тогда он вновь обратился к христианству (он православный христианин), но с другой стороны: покаяния.

Он понял, что покаяние один из важнейших моментов в православии.

Но правильно ли я каюсь? - задал твердый, осознанный и самокритичный вопрос Николай

Какое оно, покаяние?

Николай ходил в храмы,творил покаяние, обучаясь ему. Наблюдал за теми, кто приносит покаяние. Что у них в жизни меняется. И улучшается ли? Не год и не два - наблюдал, думал, учился, творил.

Честно заметил Николай, что покаяние не работает. Верно что-то не так разумеет в "методологии покаяния" и не так творит его, нерезультативно.

Вот выделенные им "ошибки покаяния":

  • Если «отчитываться о грехах» - это формализм. Партком и съезд напоминает. Отчет есть, а дел нет
  • Если заниматься покаянием, как самоедством – то это самоедство, а не покаяние. Унизил и обескровил себя. Это требовалось?

Господи, я не гордый, встану на колени в покаянии. Но Ты поднимешь меня с колен или я так и останусь в этой позе вечно наклонного?
Господи, я не гордый, встану на колени в покаянии. Но Ты поднимешь меня с колен или я так и останусь в этой позе вечно наклонного?

  • Если каяться в том, в чем не каешься – это обман. Каюсь, например, что обжора, а потом ем в три щеки.
  • Если каяться в несущественном – то что обретаешь? Муху давеча убил. Страдал. Ну, страдай дальше...
  • Ждать, когда Бог откроет? – под лежачий камень вода не течет. Как там в анекдоте про молящегося о деньгах еврея, когда Господь ответил тому: ты хоть билет лотерейный купи.

Так что же делать? Как правильно каяться, чтобы покаяние давало благо, соединяло с Богом. И в радости души, и в радости жизни, и в благословенных делах. Чтобы жизнь наполнялось благом, приходило хорошее, а дурное очищалось, не нанося вреда. Так Николай сформулировал необходимое и ожидаемое от христианского покаяния.

Стал он изучать святых отцов (византийских, александрийских, палестинских, сирийских, египетских, глинкинских, афонских, валаамских, оптинских и иных). Стал читать книги про покаяния и исповеди. Стал молить Бога об овладении покаянием. Чтение есть, его много, а открытий нет.

Открылось.

Много читая, думая о покаянии, молясь об открытии, Николаю.. открылось. Результат приходит, когда на него нацелен? Когда? Когда сформируются лично твоя внутренняя готовность - увидеть и принять.

Что же открылось?

Приходя в христианский храм, где глава Христос (Бог любви, а не чего-то иного) мы пытаемся наполниться главной первоверховной добродетелью – любовью. Не быстро ей наполниться получается, по факту. Есть много того, что этому мешает. Каяться надо для того, чтобы наполняться любовью.

Вот Любовь: тепло, забота, защита, свет, добро.
Вот Любовь: тепло, забота, защита, свет, добро.

Считай так: есть задача, имея ведро (душу) наполнить ее водой (любовью) сполна. И покаяние помогает этому: разливаю мимо, лью не туда, лью медленно, расплескиваю и так далее.

Монах, к которому он ходил.

Услышав рассуждения Николая по теме любви и покаяния сказал ему, что мыслит он как протестант. Николай понял, что это не комплимент, а укор.

Тогда он решил пойти к другому священнику. Стоит послушать разные мнения, разных священников, чтобы принять взвешенное решение.

Он поехал в храм, где читали акафист святому Трифону. И решил не только послушать акафист, но и исповедаться и причаститься в тот же день. В том же храме.

Священник «голгофник».

Когда Николай покаялся в недостатке любви в сердце своем, мыслях, поведении своем, священник (странное дело) дал ему такое напутствие:

«Надо помнить, любовь это крест».

Когда так говорит священник, он выдает в себе «голгофника».

Голгофа. Кресты. "Ох, нехило быть духовным - в голове одни кресты" (из "Аквариума")
Голгофа. Кресты. "Ох, нехило быть духовным - в голове одни кресты" (из "Аквариума")

Есть «голгофники». Они мыслят в эмоциях и мыслях страданий, боли, креста, гроба, плетей, гвоздей, стонов, несчастий, нищеты и т.д. Умирать со Христом – ценность таких. Таких священников (да и не только священников), в русской церкви, порядка 80 процентов. Так повелось исторически.

Есть малая доля священников и христиан (процентов 20), которые мыслят как «благодатники». Христос погиб за нас, чтобы мы жили. Он Воскрес, чтобы мы воскресали и жили. Чтобы мы были в пасхальном состоянии души и все хорошее обретали.

Воскресший Христос.
Воскресший Христос.

Среди «голгофников»(которых больше) есть еще две градации:

1. Те, которые сами живут "на Голгофе" и показывают в этом пример. У Николая был такой пример священника. И не один. Сам священник страдал и других этому учил. Мол, давайте страдать вместе.

2. Те, которые сами не живут как «голгофники», но учат других, чтобы другие становились "голгофниками". Чем больше жертв Богу, тем более Бог добрей к остальным. Помните, как в древности в племени выбирали жертву для Бога и приносили племенем. Жертвой удобрили Бога, чтобы остальным было хорошо. Чтобы "жертвы" были, и их можно было приносить - надо их взращивать. Морально, идеологически готовить. Такие священники "голгофники", 2 рода, взращивают таковых, сами не будучи таковыми.

Николай не знал, что делать.

Он готовился к этой исповеди к этому покаянию. Он хотел, чтобы покаяние сняло с него бремя, а не усилило его. Он три дня провел постных, готовился. У него душа звучала как струна тонко. Настроенная на Бога. А этот священник «голгофник» сказал ему напутствие, как ударил обухом по голове.

Иное "слово" и "напуствие" похоже на этот головной инструмент. И вызывает схожие реакции.
Иное "слово" и "напуствие" похоже на этот головной инструмент. И вызывает схожие реакции.

Николай не знал, идти ли ему на Святое Причастие после такого напутствия. Для него любовь не крест. Он не хочет креста. Крест на кладбище. Крест символ смерти, а он - про жизнь. Любовь для него это чувство, состояние души, когда душа парит в светлой реальности и все получается. А крест это как выстрел в голубя души.

Николай подумал, сейчас он с таким напутствием причастится и через причастие войдет в него незаметно темный дух "голгофничества". И он будет как в кладбище. Как в гробу. Для этого он пришел в храм? Для этого исповедовался, готовился?

Душа его, там в храме, кричала – «не хочу так. Хватит гробов и крестов! Любви хочу!". Он аж испариной покрылся.

Какой выход нашел Николай тогда?

Он решил пойти на Причастие, но внутри себя обратился к Господу:

«Господи, Ты есть любовь. Наполни меня любовью Твоей. И если эти слова о кресте пустые - не дай им пригвоздить смиренную душу мою».

В душе Николая были два сильных чувства, две интенции: одна - протест, сопротивление напутствию священника "голгофника", вторая - стремление к Божественно необходимому, полезному. Убежать от злого - попасть в доброе.

После такой молитвы Николаю стало хорошо.

Он причастился (с таким настроением, как показано выше). Это принесло ему добрые плоды. То, что он интуитивно хотел, к чему направлялся – открылось.

Вот это и есть любовь Божья. Это, а не кладбищенский крест.

Афонский старец Порфирий, например, причащал с напуствием о любви, как свете, тепле Божьей. Николай с таким же чувством и отношением причастился.
Афонский старец Порфирий, например, причащал с напуствием о любви, как свете, тепле Божьей. Николай с таким же чувством и отношением причастился.

Заключение.

Позже уже, после храма, через пару дней после такого общения со священником и такого причастия Николай размышлял обо всем.

Одно дело - ситуативная резкая реакция, а другое дело - стратегическое широкое размеренное размышление.

«Стоит ходить в храм реже. И выбирать тех священников, что благодатны. Для которых любовь это любовь, а не крест".

Стоит продолжить наполняться любовью Божьей. Для этого не надо бегать по священникам и храмам. Можно каждый вечер перед сном говорить в молитве перед Богом: где расплескал любовь сегодня, а где наполнил. И наполняться, наполняться, наполняться ей...

Нехитрое, простое упражнение. Стал делать Николай – и все у него пошло как надо. На волне доброй. В чем и была нужда.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк

Делитесь с друзьями

Дополнительно мой ТГ канал о важных вещах, где много интересного: t.me/igor_orlov2