Найти в Дзене

Мой Бел Город. Театр «Спичка» «против» А.П. Чехова

В Арт-резиденции Соты, научной библиотеки, прошли январские Художественные чтения театра «Спичка», посвящённые 165-летию со дня рождения А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга. Такого Чехова я увидел впервые. Театр Оксаны Половинкиной опять экспериментировал, и... ему удалось показать нашего Антон Павловича с неожиданной стороны. «Спичка» собрала женские монологи главных героинь из самых известных пьес Чехова: «Иванов», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» - в одну прямую речь главных героинь, и получился спектакль-читка в шести частях. Всех этих женщин создал Чехов, такими, какими они являются на сцене, другими словами, это сам Чехов в женском обличье предстаёт перед нами, и все актрисы «Спички» выходят в мужских костюмах, явно намекая на это. И что же мы видим? Все они несчастны, каждая — по-чеховски. Очень интеллигентно, тонко, все они — жертвы мужчин и обстоятельств судьбы. Почему же нет ни одного женского счастья в пьесах Чехова, ведь в жизни они — ест

В Арт-резиденции Соты, научной библиотеки, прошли январские Художественные чтения театра «Спичка», посвящённые 165-летию со дня рождения А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга. Такого Чехова я увидел впервые. Театр Оксаны Половинкиной опять экспериментировал, и... ему удалось показать нашего Антон Павловича с неожиданной стороны.

«Спичка» собрала женские монологи главных героинь из самых известных пьес Чехова: «Иванов», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» - в одну прямую речь главных героинь, и получился спектакль-читка в шести частях. Всех этих женщин создал Чехов, такими, какими они являются на сцене, другими словами, это сам Чехов в женском обличье предстаёт перед нами, и все актрисы «Спички» выходят в мужских костюмах, явно намекая на это. И что же мы видим?

Все они несчастны, каждая — по-чеховски. Очень интеллигентно, тонко, все они — жертвы мужчин и обстоятельств судьбы. Почему же нет ни одного женского счастья в пьесах Чехова, ведь в жизни они — есть. Это — определённо, упрёк нашему нашему великому драматургу.

Современники А.П.Чехова часто называли его «певцом сумеречных настроений». Он протестовал, но, по большому счёту, в этом критики его были правы. «Грустно жить, господа!» - это лейтмотив его творчества, и бокал шампанского, который выпил умирающий Чехов - блестящий тост этой грусти. Это была его последняя гениальная короткая пьеса.

«Спичка» высветила женскую сторону этой чеховской грусти, и получились монологи шести его героинь... против своего автора. Все они несчастны, а кто в этом виноват? Антон Павлович.

Наверное, Чехову бы такой спектакль из его пьес понравился. Антон Павлович хорошо знал женщин, многие были от него «без ума», он знал, что они несчастны, по большей части, отсюда рождаются его печальные героини, и их сценический успех до сегодняшнего дня. «Чем меньше женщину мы любим — тем больше нравимся мы ей...» Этот парадокс воплощает на сцене Чехов, и вот он получает расплату от «Спички».

Но, всё-таки, почему же все несчастны? А несчастен был сам Чехов. Иван Бунин, хорошо знавший Чехова, в своих литературных воспоминаниях о нём обращает внимание: «Замечательная есть строка в его записной книжке:
- Как я буду лежать в могиле один, так, в сущности, я и живу один.

Эта читка театром «Спичка» пьес А.П. Чехова, с элементами актёрской игры, большими паузами и риторическими восклицаниями, была полноценным спектаклем, зрители — не шелохнулись. Получился спектакль: «А.П. Чехов - классик, но женская правда дороже».

Ё моё

Виктор Каменев
22.01.2025
#белгород#театр_спичка#театр#ё_моё